Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 14.04.2014 по делу N 33-1169/2014
В удовлетворении исковых требований о взыскании надбавки к заработной плате отказано, поскольку истец к категории работников не относится, так как является специальным субъектом, чей статус определен специальными нормами закона.
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 14.04.2014 по делу N 33-1169/2014
В удовлетворении исковых требований о взыскании надбавки к заработной плате отказано, поскольку истец к категории работников не относится, так как является специальным субъектом, чей статус определен специальными нормами закона.
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N 33-1169/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б. и Сорокиной О.А.,
при секретаре К.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 4 декабря 2013 года по иску К.А. к Федеральному казенному учреждению "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области о взыскании надбавки к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях,
установила:
К.А. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что с 15 июля 2005 года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, с 9 ноября 2011 года - в должности ------ (далее - ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области). По условиям заключенного 6 мая 2013 года контракта о службе ответчик обязан своевременно выплачивать ему в полном объеме денежное довольствие. Однако с 1 июля 2013 года прекращена выплата надбавки за районный коэффициент за службу в пустынных и безводных местностях, задолженность по которой на 31 октября 2013 года составляет -----. Он обращался к ответчику с заявлением о разъяснении оснований прекращения выплаты коэффициента, на которое ему дан ответ, что выплаты прекращены в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях". Считает, что прекращение выплаты коэффициента незаконно, поскольку место его службы отнесено к категории пустынных и безводных местностей, в связи с чем в соответствии с
Приказом Роскомзема от 28 декабря 1995 года N 70,
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР от 6 августа 1971 года N 315, Решением исполнительного комитета Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 20 декабря 1971 года N 661,
Постановлением Министерства труда РФ от 11 сентября 1995 года N 49, которые не отменены
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1237, ему положена надбавка к денежному довольствию. Просит признать действия ответчика по приостановлению выплат районного коэффициента незаконными и обязать возобновить выплату в размере 10% денежного довольствия с 1 ноября 2013 года ежемесячно, взыскать с ответчика невыплаченную надбавку за период с 1 июля 2013 года по 31 октября 2013 года в размере ------.
В судебное заседание К.А. не явился. Его представитель по доверенности В. иск поддержал.
Представитель ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области К.И. исковые требования не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 4 декабря 2013 года исковые требования К.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Астраханской области ставит вопрос об отмене решения, поскольку спор разрешен без привлечения к участию в деле Управления, что является существенным нарушением норм процессуального права. Кроме этого, оспариваемое решение основано на неправильном применении норм материального права, поскольку отсутствуют законодательные акты, предусматривающие выплату истцу коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях.
На заседание судебной коллегии К.А. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представил, при указанных обстоятельствах в силу
статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя К.А. по доверенности В., поддержавшего исковые требования и возражавшего по доводам апелляционной жалобы, представителей УФСИН России по Астраханской области Е. и ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области К.И., возражавших по поводу удовлетворения иска и поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по основаниям существенного нарушения норм процессуального права и неправильного применения норм материального права.
Из представленных материалов дела следует, что К.А. обратился с иском к ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской, оспаривая действия ответчика по прекращению выплаты коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях.
Порядок и условия прохождения службы в уголовно-исполнительной системе регулируются
Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, й
Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 6 июня 2005 года N 76.
Согласно
подпункту 1 пункта 4.6 названной Инструкции приказ о приеме на службу лиц, замещающих должности старшего и среднего начальствующего состава, в соответствии с номенклатурой должностей подписывается директором ФСИН России, его заместителями, руководителями учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, руководителями территориальных органов ФСИН России, руководителями образовательных учреждений ФСИН России, руководителями научно-исследовательских учреждений уголовно-исполнительной системы, руководителями исправительных учреждений и следственных изоляторов.
Из представленных материалов дела усматривается, что контракт о службе в уголовно-исполнительной системе от 6 мая 2013 года заключен между истцом и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области, которое не являлось стороной по делу, и которое, как территориальный орган ФСИН России, является главным распорядителем бюджетных средств, в том числе и в отношении ответчика по настоящему делу - ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области. Соответственно, любые гражданско-правовые отношения, в том числе споры, касающиеся вопросов размера денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы, напрямую затрагивают интересы УФСИН России по Астраханской области. Непривлечение к участию в деле УФСИН России по Астраханской области повлекло лишение его возможности принимать участие в рассмотрении настоящего дела и представлять доказательства по существу заявленных истцом требований, что является нарушением принципа состязательности и равноправия сторон.
Согласно
пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
С учетом вышеизложенного решение Кировского районного суда г. Астрахани от 4 декабря 2013 года подлежит отмене.
В соответствии с
частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных
частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением от 2 апреля 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда определила перейти к рассмотрению гражданского дела по иску К.А. к Федеральному казенному учреждению "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области" о взыскании надбавки к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
частью восьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в частности на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, на других лиц если это установлено федеральным законом.
Как указано выше, порядок и условия службы в органах уголовно-исполнительной системы регулируются
Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, и
Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 6 июня 2005 года N 76, в которых указаны случаи, когда применяется порядок, установленный законодательством о труде.
Лица, проходящие службу в уголовно-исполнительной системе, обеспечиваются денежным довольствием, которое по своему содержанию и правовой природе существенно отличается от заработной платы, устанавливаемой и выплачиваемой на основании норм Трудового
кодекса Российской Федерации.
Вопросы денежного довольствия таких сотрудников регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" и
Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы".
Согласно
части 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Виды дополнительных выплат перечислены в
части 6 названной нормы, среди которых указаны коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При этом
частью 16 данной нормы предусмотрено, что порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации.
Размеры коэффициентов и процентных надбавок и порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, утверждены
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237.
Пунктом 1 указанного Постановления предусмотрены выплата соответствующих коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.
При этом
второй частью пункта закреплено, что другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим
Постановлением, не применяются.
Из
приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N не усматривается, что им поименованы <.....>, где истец проходит службу, следовательно, правовых оснований для возложения на УФСИН России по Астраханской области обязанности по выплате доплаты за работу в пустынных и безводных местностях не имеется.
Доводы К.А., что на правоотношения сторон распространяются положения
Приказа Роскомзема от 28 декабря 1995 года N 70 "Об утверждении цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель",
Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР от 6 августа 1971 года N 315 "Об установлении коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на Черных землях и Кизлярских пастбищах",
Постановления Министерства труда РФ от 11 сентября 1995 года N 49 "Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", Решения исполнительного комитета Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 20 декабря 1971 года N 661 "Об установлении коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на Черных землях, Кизлярских пастбищах и на части территории Лиманского района", несостоятельны.
Последнее из перечисленных утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Астраханской области от 8 августа 2008 года N 420-П), а в
приказе Роскомзема от 28 декабря 1995 года N 70 "Об утверждении цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель" и
Постановлении Министерства труда РФ от 11 сентября 1995 года N 49 "Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)" отсутствует ссылка на <.....>.
Кроме этого, вышеуказанные нормативные акты распространяют свое действие на правоотношения между работником и работодателем. К.А. к категории работников не относится, поскольку является специальным субъектом, чей статус определен специальными нормами закона, на что было указано выше.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых норм для удовлетворения иска.
Руководствуясь
статьями 327 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 4 декабря 2013 года отменить.
В удовлетворении исковых требований К.А. к Федеральному казенному учреждению "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области о взыскании надбавки к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях отказать.