Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Санкт-Петербургского городского суда N 33-8379/2013
В удовлетворении требования о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным отказано, поскольку отсутствие права у уполномоченного органа принимать сотрудника федеральной противопожарной службы на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства Российской Федерации.
Определение Санкт-Петербургского городского суда N 33-8379/2013
В удовлетворении требования о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным отказано, поскольку отсутствие права у уполномоченного органа принимать сотрудника федеральной противопожарной службы на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства Российской Федерации.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
N 33-8379/2013
Судья: Самсонова Е.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Литвиновой И.А.
судей Сопраньковой Т.Г., Венедиктовой Е.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> материалы гражданского дела N <...> с апелляционной жалобой Л.О. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Л.О. к Северо-Западному филиалу ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий
Заслушав доклад судьи Литвиновой И.А., объяснения представителя Л.О. - Д., действующую на основании ордера от <дата>, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" - П., действующую на основании доверенности от <дата>, представителя Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу - Ш., действующую на основании доверенности от <дата>, полагавших решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
установила:
Л.О. обратился в суд с исковым заявлением к Северо-Западному филиалу ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", в котором просил признать отказ ответчика от <дата> N <...> о постановке истца и членов его семьи на учет, лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, с <дата> незаконным, признать за ним и членами его семьи право на постановку на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований Л.О. ссылался на то, что с <дата> и по настоящее время он является сотрудником <...>. В период службы жилье на постоянной основе ему предоставлено не было. В настоящее время он совместно со своей семьей зарегистрирован в служебном общежитии по адресу: <адрес>. На его иждивении находятся супруга и двое несовершеннолетних детей <...>. В период службы он обратился с рапортом в Северо-Западный филиал ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" для постановки на учет как нуждающийся в предоставлении жилого помещения. В ответе на рапорт от <дата> ответчик указал, что после <дата> в соответствии с приказом МЧС РФ N <...> от <дата> жилищное обеспечение сотрудников ФПС осуществляется в виде предоставления им жилых помещений специализированного фонда на период прохождения службы в МЧС России.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении требований Л.О. к Северо-Западному филиалу ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказано.
В апелляционной жалобе Л.О. просит решение суда отменить, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства дела, и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Иными лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.
В заседание суда апелляционной инстанции Л.О., представители Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались по правилам
ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Л.О. представление интересов доверил представителю, о причинах своей неявки судебную коллегию не известили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Согласно материалам дела, Л.О. с <дата> является сотрудником <...>, с <дата> и по настоящее время состоит в должности <...>
Согласно справке формы 9 от <дата> Л.О. с <дата> постоянно зарегистрирован в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем <...>, без права проживания <...>
<...>
<...>
От брака у Л.О. и М.Т.В. рождены две дочери: Л.Е., <дата> года рождения, и Л.К., <дата> года рождения <...>
Согласно справке о регистрации от <дата>, супруга Л.О. М.Т.В., дети Л.Е., Л.К. зарегистрированы в комнате размером <...> по адресу: <адрес>, собственником которой является мать М.Т.В. П.Г.Ю. <...>
Из уведомлений, полученных в Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу от <дата>, следует, что в отношении Л.О., М.Т.В., Л.К., Л.Е. отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним <...>
Согласно справке от <дата>, выданной жилищным отделом <адрес> Санкт-Петербурга, жена Л.О. М.Т.В. и их дети Л.Е. и Л.К. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с <дата> в составе семьи П.Г.Ю. <...>
По данным жилищного отдела Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга Л.О., зарегистрированный в общежитии по адресу: <адрес> состоит на учете нуждающихся <...> <...>
В соответствии с приказом МЧС России от 25.07.2011 года N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" на ФГУ "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России с 01.10.2011 года возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
Из сообщения Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу N <...> следует, что Л.О. до <дата> не состоял на учете нуждающихся в получении жилой площади в Главном управления МЧС России по Санкт-Петербургу <...>
<дата> комиссией по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" было рассмотрено заявление Л.О. о постановке на учет нуждающихся в служебном жилом помещении; решением комиссии Л.О. принят на учет нуждающихся в служебном жилом помещении в составе семьи из <...> человек <...>
На обращение Л.О. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении постоянным жилым помещением в ответе Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от <дата> N <...>, разъяснено, что признание сотрудников ФПС МЧС РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось территориальными органами МЧС РФ до 01.03.2005 года, то есть до вступления в силу
ЖК РФ. После 01.03.2005 года принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления. После 01.03.2005 года в соответствии с
приказом МЧС России N 5 от 12.01.2012 года жилищное обеспечение сотрудников ФПС осуществляется в виде предоставления им жилых помещений специализированного фонда на период прохождения службы в МЧС России <...>
Разрешая требования Л.О. о признании отказа Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права стоять на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, суд исходил из следующего.
В силу
ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Согласно
ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившим в законную силу 1 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Истец в установленном законом порядке принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма Администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга. Члены его семьи также состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту регистрации в Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга. С <дата> год истец состоит на учете сотрудников федеральной противопожарной службы (ФПС), признанных нуждающимися в служебном жилом помещении.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленных Л.О. требований.
Отсутствие права у ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" принимать истца на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства РФ.
В силу
статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище
(часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
(часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, вступившим в силу с 1 марта 2005 года Жилищным
кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм
ст. ст. 49,
51 -
52 ЖК РФ.
В соответствии со
ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным
Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи
(часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным
Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным
Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации
(часть 3).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (
ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, предоставление жилья на условиях социального найма, сотрудникам ГПС МЧС России, после 01 марта 2005 года, законодательными актами, не установлено.
Приказом МЧС России N 5 от 12.01.2012 года "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" предусмотрен порядок принятия на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях, и предоставление им служебных жилых помещений.
В соответствии с данным
Приказом право состоять на учете, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, сохраняют сотрудники ФПС, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Указом Президента Российской Федерации от 28.06.1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России являются выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно
абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Соответственно, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в соответствии с действующим законодательством занимается учетом в системе МЧС России сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений, предоставлением им указанных жилых помещений, а также учетом сотрудников, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам.
Истцом не оспаривается факт того, что до 01 марта 2005 года он с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы не обращался.
При таком положении оснований для вывода о том, что отказ Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в постановке Л.О. на учет, лиц нуждающихся в жилых помещениях, нарушает конституционные, жилищные права истца не имеется, поскольку истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, с <дата> принят на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебном жилом помещении, то есть право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, нуждающихся в служебных жилых помещениях истцом реализовано.
Материалы дела не содержат данных и о том, что обращение истца в Северо-Западной филиал ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" было связано с реализацией права на участие в Федеральной целевой
программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что отказ Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" противоречит положениям
преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" судебная коллегия признает несостоятельным.
Согласно
ст. 41 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, вступившего в силу с 01.01.2005 года,
часть вторая ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утратила силу, таким образом, сотрудники ФПС, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, утратили право на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке и обеспечиваются постоянными жилыми помещениями на общих основаниях согласно
ст. 52 ЖК РФ, по которой правом принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обладают органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Положения
ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ предусматривают, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло 1 марта 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным
законом нормах, настоящий Федеральный
закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным
законом.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что у Л.О. и членов его семьи возникло право на получение льготы до указанного периода, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции об оставлении требований истца без удовлетворения является правомерным исходя из того, что отказ Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не противоречит положениям названных нормативных правовых актов, а, следовательно, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
01.01.2013 года вступил в силу Федеральный
закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно
ч. 1 ст. 6 указанного Закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Названная
норма права также связывает обязанность по предоставлению жилого помещения с фактом принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года и именно названным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Л.О. при наличии оснований, не лишен права на реализацию указанной социальной гарантии.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от
<дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без - удовлетворения.