Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Ленинградского областного суда от 24.04.2013 N 33-1947/2013
Вне зависимости от даты постройки здания детского сада при его эксплуатации должны соблюдаться требования, установленные законом, так как неисполнение обязанности по оборудованию путей эвакуации в соответствии с требованиями пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей при возникновении пожара, при этом не только работников, но и детей, нарушая их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности.
Определение Ленинградского областного суда от 24.04.2013 N 33-1947/2013
Вне зависимости от даты постройки здания детского сада при его эксплуатации должны соблюдаться требования, установленные законом, так как неисполнение обязанности по оборудованию путей эвакуации в соответствии с требованиями пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей при возникновении пожара, при этом не только работников, но и детей, нарушая их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. N 33-1947/2013
Судья Морозова О.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Астапенко С.А., Пучковой Л.В.,
с участием прокурора Петровой О.Г.,
при секретаре Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - представителя муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 5" А.Л., на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2013 года, которым постановлено обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 5", администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное в образовательном учреждении применение горючих материалов на путях эвакуации в соответствии с требованиями Федерального
закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пучковой Л.В., объяснения представителя муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 5" А.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение представителя Ленинградской областной прокуратуры Петровой О.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Приозерский городской прокурор обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5" и администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором просил суд обязать ответчиков устранить допущенное в образовательном учреждении применение горючих материалов на путях эвакуации в соответствии с требованиями Федерального
закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (л.д. 6 - 8).
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки готовности образовательных учреждений к началу учебного года были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В частности, проверкой установлено, что в МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5" на путях эвакуации допускается применение горючих материалов.
Неисполнение ответчиками обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в образовательном учреждении, в том числе детей, нарушая их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности.
В представленном письменном отзыве представитель ответчика МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5" А.Л. выразила согласие с предъявленными требованиями, указав, что отделом капитального строительства МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области составлена смета на ремонт полов, однако в смете на 2013 год соответствующие денежные средства не заложены, в связи с чем, ходатайствовала о продлении срока устранения нарушений Федерального
закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (л.д. 34).
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2013 года постановлено удовлетворить иск Приозерского городского прокурора.
Обязать МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5", администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное в образовательном учреждении применение горючих материалов на путях эвакуации в соответствии с требованиями Федерального
закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (л.д. 77 - 81).
В апелляционной жалобе ответчик - представитель МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5" А.Л. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что средства на замену покрытия пола на путях эвакуации в МДОУ детский сад N 5 в 2013 году не предусмотрены. Обращает внимание также на то, что положения Федерального
закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не могут быть применены, поскольку устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего
закона (л.д. 84 - 86).
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
В силу
статьи 34 указанного Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статья 20 указанного Закона предусматривает, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Указанный
закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно
ч. 1 ст. 53 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Статьей 89 названного Закона установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
Эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения
(ч. 1 ст. 89).
В силу требований
статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно сведениям, содержащимся в Уставе МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5", МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5" является юридическим лицом, учредителем которого является МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области (п. 1.5 Устава).
В ходе проверки соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности членами рабочей группы в составе: помощника Приозерского городской прокуратуры А.П., инспектора ОНД Приозерского района С., установлено, что в МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5", расположенном по адресу: <адрес>, на путях эвакуации 1 и 2 этажей допускается применение горючих материалов (линолеум не соответствует требованиям пожарной безопасности), о чем составлен акт выездной проверки (л.д. 30).
Вышеустановленные обстоятельства и законоположения, действующие по состоянию на день рассмотрения и разрешения иска по существу, позволили суду первой инстанции прийти к выводу о наличии оснований для предоставления судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по избранному процессуальным истцом Приозерским городским прокурором средству гражданского судопроизводства, поскольку нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, которые установлены в деятельности МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5", препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы подателя жалобы о том, что на МДОУ детский сад N 5 положения действующих нормативных актов не распространяются, поскольку здание построено в 1986 году, нельзя признать правомерными, поскольку заявителем не представлено доказательств того, что здание соответствует действовавшим ранее строительным нормам и правилам, связанным с требованиями пожарной безопасности.
Так, в соответствии с
п. 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313, утративших силу в связи с изданием
Приказа МЧС России от 31 мая 2012 года N 306, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Пунктом 3 этих же Правил предусмотрено, что наряду с настоящими
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации установлены также
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Пунктом 6.25 СНиП 21-01-97* предусмотрено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданиях класса СЗ, на путях эвакуации не допускается применение материалов с высокой пожарной опасностью.
Данная
норма применима к зданиям детских садов.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, вне зависимости от даты постройки здания детского сада, поскольку оно используется по назначению в настоящее время, при его эксплуатации должны соблюдаться требования, установленные данным
СНиП.
Неисполнение ответчиками возложенной законом обязанности по оборудованию путей эвакуации в соответствии с требованиями пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей при возникновении пожара, при этом не только работников, но и детей, нарушая их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности.
Таким образом, требование прокурора обязать МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5" и администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области устранить допущенное в образовательном учреждении применение горючих материалов на путях эвакуации в соответствии с требованиями Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 6.25 СНиП 21-01-97* правильно признано судом обоснованным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования ремонта полов как основание снятия с ответчиков ответственности по обеспечению гарантий в сфере пожарной безопасности отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и которые в соответствии со
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые не являлись предметом исследования суда или опровергали бы его выводы, поэтому по доводам апелляционной жалобы решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь
статьями 327,
327.1,
328,
329,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - представителя муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 5" А.Л., - без удовлетворения.