Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Ленинградского областного суда от 21.11.2012 N 33-5290/2012
Иск об обязании администрацию муниципального района обеспечить возможность подъезда к населенному пункту оставлен без удовлетворения, поскольку ответственность за нарушение пункта 75 Правил противопожарного режима в РФ, содержащего требования к содержанию дорог, проездов на территории поселения, на который ссылался прокурор как на основание заявленных требований, не может быть возложена на органы местного самоуправления.


Определение Ленинградского областного суда от 21.11.2012 N 33-5290/2012
Иск об обязании администрацию муниципального района обеспечить возможность подъезда к населенному пункту оставлен без удовлетворения, поскольку ответственность за нарушение пункта 75 Правил противопожарного режима в РФ, содержащего требования к содержанию дорог, проездов на территории поселения, на который ссылался прокурор как на основание заявленных требований, не может быть возложена на органы местного самоуправления.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2012 г. N 33-5290/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.
с участием прокурора Астапенко С.А.
при секретаре В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области М. на решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 2 октября 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Бокситогорского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечить возможность подъезда к населенному пункту.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., объяснения представителя администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Астапенко С.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечить возможность подъезда к населенному пункту - деревне Бурково, расположенной на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности, проведены проверки на предмет исполнения федерального законодательства, направленного на предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. При этом установлено, что Отделом надзорной деятельности Бокситогорского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области с 18 апреля 2012 года по 2 мая 2012 года проведена проверка муниципального образования Большедворское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, выразившиеся в отсутствии подъездов к населенному пункту - деревне Бурково Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области.
Дополнительно указал, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание автомобильных дорог и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, относятся к полномочиям Бокситогорского муниципального района.
Ссылаясь на то, что наличие вышеперечисленных нарушений создает потенциальную угрозу возникновения пожара и безопасности людей, круг которых установить невозможно, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В суде первой инстанции прокурор поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области требования не признала, указав, что представленные прокурором доказательства не подтверждают нарушение Правил противопожарного режима ответчиком.
Бокситогорский городской суд 2 октября 2012 года постановил решение, которым удовлетворил исковые требования Бокситогорского городского прокурора, при этом возложил на администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области обязанность обеспечить возможность подъезда к населенному пункту - деревне Бурково, расположенной на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области.
В апелляционной жалобе глава администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, считая решение незаконным, в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 63 указанного Закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Из материалов дела следует, что согласно акту от 2 мая 2012 года N 98 Отделом надзорной деятельности Бокситогорского района Ленинградской области была осуществлена проверка, продолжительностью с 18 апреля 2012 года по 2 мая 2012 года, в отношении администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, по результатам которой выявлены факты невыполнения предписания N 86/1/17 от 15 июня 2011 года, выразившиеся в том числе, в отсутствие дороги, проезда, подъезда к населенному пункту д. Бурково.
Проверок соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ответчика - администрации МО Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области уполномоченными органами не проводилось. Более того, такие проверки не предусмотрены, поскольку ни Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ни Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не содержат положений, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления муниципальных районов по обеспечению мер пожарной безопасности. Поэтому ссылки прокурора в обоснование иска на указанные законы несостоятельны.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, нарушение которых якобы выявлено в результате проверки МО Ефимовское городское поселение, не могут быть применены в настоящем деле, поскольку вступили в действие после проведения проверки.
Кроме того, пункт 75 указанных Правил, на нарушение которого ответчиком ссылался прокурор и суд первой инстанции в своем решении, содержит требования к содержанию дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам на территории поселения, то есть, на органы местного самоуправления муниципального района не может быть возложена ответственность за нарушение указанного пункта Правил, и соответственно, обязанность по устранению указанного в нем нарушения.
Устав муниципального образования Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области и ст. 15, 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относят организацию мер пожарной безопасности к вопросам местного значения муниципального района.
С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора, заявленного к администрации муниципального района в защиту прав неопределенного круга лиц на пожарную безопасность.
В исковом заявлении прокурор также ссылается на невыполнение администрацией МО Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области обязанности по решению вопроса местного значения, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п/п. 5 п. 1 ст. 5 Устава МО Бокситогорский муниципальный район: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, указанные законы не содержат такого понятия, как "подъезд к населенному пункту", то есть, не регулируют обязанности ответчика в отношении такого объекта.
При этом требований, вытекающих непосредственно из нарушений указанных законов, прокурором не заявлено. Кроме того, проверок в отношении администрации МО Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области по исполнению ею указанного в п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопроса местного значения не проводилось, то есть, нарушений в предусмотренном порядке не установлено и не зафиксировано.
С учетом изложенного исковые требования в той форме, в какой они заявлены прокурором, удовлетворению не подлежат. Поскольку исковые требования в ходе рассмотрения дела не изменялись и не уточнялись, предусмотренных законом оснований для выхода за пределы исковых требований не имеется, судебная коллегия отказывает прокурору в иске об обязании ответчика обеспечить возможность подъезда к населенному пункту.
При этом прокурор не лишен возможности заявить надлежащие требования, если полагает наличие в действиях администрации МО Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области ненадлежащего осуществления полномочий в области дорожной деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 2 октября 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении иска Бокситогорскому городскому прокурору, действующему в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечить возможность подъезда к населенному пункту - деревне Бурково отказать.