Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.10.2018 по делу N 33-15556/2018
Требование: О признании незаконными решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, действий при оформлении документов, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал на то, что, имея необходимую выслугу лет, он обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной выплаты. Однако в постановке на учет для получения социальной выплаты истцу было отказано.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.10.2018 по делу N 33-15556/2018
Требование: О признании незаконными решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, действий при оформлении документов, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал на то, что, имея необходимую выслугу лет, он обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной выплаты. Однако в постановке на учет для получения социальной выплаты истцу было отказано.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2018 г. по делу N 33-15556/2018
Судья Шепунова С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,
судей Гулян Р.Ф., Марчукова А.В.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Б. к ФСИН России и УФСИН России по Волгоградской о признании незаконным решения об отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконными действий при оформлении документов, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе Б.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 августа 2018 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требованиях Б. к ФСИН России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 1 ноября 2017 г. (протокол N 41), признании незаконными действий УФСИН России по Волгоградской области при оформлении документов на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 5 июня 2014 г. - отказать.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФСИН России и ФСИН по Волгоградской области Ж., возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к ФСИН России и УФСИН России по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконными действий при оформлении документов, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истец проходит службу в Федеральной службе исполнения наказаний с 17 апреля 1996 г. по настоящее время, согласно справке от 20 мая 2014 г. выслуга лет в календарном исчислении на дату выдачи справки составляет 19 лет 7 месяцев 6 дней.
5 июня 2014 г. истец обратился с рапортом о постановке на учет на получение единовременной выплаты в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Волгоградской области. К рапорту истцом приложены документы, предусмотренные п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N <...>.
Согласно выписке из протокола заседания ФСИН России N <...> от 1 ноября 2017 г. в постановке на учет для получения социальной выплаты истцу было отказано, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим право на жилище, Б., просил суд признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 1 ноября 2017 г. (протокол N 41) незаконным; признать незаконным действия УФСИН России по Волгоградской области при оформлении документов по рапорту истца на получение социальной выплаты; обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять решение о постановке Б. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 5 июня 2014 г.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, Б. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, Б. с 17 апреля 1996 г. по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора 1 категории дежурной смены отдела режима ФКУ СИЗО N 1 УФСИН по Волгоградской области.
Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 20 мая 2014 г. составляет 19 лет 7 месяцев 6 дней.
5 июня 2014 г. истец обратился с рапортом о постановке на учет на получение единовременной выплаты в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Волгоградской области. К рапорту были приложены документы, предусмотренные п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
18 июня 2014 г. на заседании территориальной подкомиссии УФСИН России по Волгоградской области было принято решение о направлении в Комиссию ФСИН России его документов в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, или в отказе в указанной постановке на учет, что подтверждается копией выписки N <...> из протокола заседания Территориальной подкомиссии от 18 июня 2014 г.
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 г. N 496, действовавшим на момент подачи истцом заявления, был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с которым Территориальные подкомиссии осуществляли следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
Таким образом, действовавший порядок не предусматривал обязанность Территориальной подкомиссии УФСИН России по Волгоградской области по оформлению документов заявителя.
Комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 1 ноября 2017 г. рассмотрела документы Б.
Из выписки из протокола N <...> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что комиссия отказала Б. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369. В обоснование отказа указано, что на заявителя не представлена выписка из ЕГРН.
Как следует из материалов учетного дела N <...> Б. состоит в зарегистрированном браке с Ф.И.О.) Е.А., имеет сына Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
За время рассмотрения рапорта в семье истца ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь Ф.И.О.
Б. и члены его семьи постоянно зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, общей площадью 45,1 кв. м, принадлежащем на праве собственности истцу и его отцу Ф.И.О., по <.......> доли.
По данному адресу Б. проживает с ДД.ММ.ГГГГ, супруга Ф.И.О., с ДД.ММ.ГГГГ, сын Ф.И.О. с ДД.ММ.ГГГГ.
По данному адресу постоянно зарегистрировано 4 человека, таким образом на каждого приходится 11,27 кв. м, общей площади.
Судом также установлено, что супруга истца с 21 августа 1998 г. по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью <.......> кв. м, принадлежащем на праве собственности Ф.И.О. По данному адресу истцом были представлены договор купли-продажи, справка ОУФМС о регистрации супруги по месту жительства, справка БТИ и выписки из ЕГРП только на имеющиеся объекты недвижимого имущества с указанием предыдущей фамилии супруги истца. Копия финансово-лицевого счета, выписка из домовой книги, а также документы их заменяющие, либо подтверждающие невозможность их предоставления не представлены.
Как указывалось выше из выписки протокола N <...> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Б. не представил выписку из ЕГРН, финансово-лицевые счета по месту жительства заявителя и членов его семьи.
Исходя из того, что, Б. в нарушение п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 г., не представлен полный пакет документов, то комиссия ФСИН России правомерно отказала истцу в принятии на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 5 Правил от 24 апреля 2013 г. N 369 по предоставлению необходимых для постановки на соответствующий учет документов, содержащих актуальную информацию об отсутствии в собственности у истца жилых помещений, правомерно не установил оснований для принятия Б. и членов его семьи на соответствующий учет в качестве имеющих право на получение единой социальной выплаты.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы, что п. 5 Правил от 24 апреля 2013 г. N 369 не предусматривает предоставление выписок из ЕГРН на ранее имевшиеся жилые помещения, судебной коллегией признают как несостоятельные, ввиду следующего.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (п. 2 Правил от 24 апреля 2013 г. N 369, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 31 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно п. 5 Правил от 24 апреля 2013 г. N 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Однако указанные выше требования, предусмотренные п. 5 Правил от 24 апреля 2013 г. N 369 истцом Б. выполнены не было, в связи с этим суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы истца аналогичны тем, на которые сторона истца ссылалась в обоснование своей позиции в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда и фактически направлены на переоценку его суждения, иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, являются несостоятельными, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, мотивы, по которым суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии, согласно абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не имеется оснований.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 августа 2018 г. по гражданскому делу по иску Б. к ФСИН России и УФСИН России по Волгоградской о признании незаконным решения об отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконными действий при оформлении документов, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - оставить без удовлетворения.