Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2023 N 127-КАД23-17-К4 данное определение отменено в части возложения обязанности оборудовать изолятор временного содержания, дело направлено на новое рассмотрение в Феодосийский городской суд Республики Крым.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09.02.2023 по делу N 88-3810/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 14.09.2022 N 33-8072/2022
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: Об обязании оборудовать изолятор временного содержания дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, противопожарным водопроводом с установкой пожарных кранов и заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в изоляторе временного содержания с организацией, имеющей лицензию.
Обстоятельства: Истец указал, что соблюдение требований законов в изоляторе временного содержания органа внутренних дел не обеспечено.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 14.09.2022 N 33-8072/2022
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: Об обязании оборудовать изолятор временного содержания дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, противопожарным водопроводом с установкой пожарных кранов и заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в изоляторе временного содержания с организацией, имеющей лицензию.
Обстоятельства: Истец указал, что соблюдение требований законов в изоляторе временного содержания органа внутренних дел не обеспечено.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2022 г. N 33-8072/2022
2-263/2022 УИД 91RS0022-01-2021-004292-61
председательствующий судья суда первой инстанции Чибижекова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Заболотной Н.Н.,
судей - Беляевской О.Я., Кирюхиной М.А.,
при секретаре - Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Феодосии, Министерству внутренних дел по Республике Крым об обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Феодосии на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 июня 2022 года,
установила:
В октябре 2021 года заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел России по городу Феодосии, уточнив требования которого просит обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать изолятор временного содержания ОМВД России по г. Феодосии, расположенный по адресу: <...>, дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, противопожарным водопроводом с установкой пожарных кранов, и заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в изоляторе временного содержания с организацией, имеющей лицензию. В обоснование требований указал, что прокуратурой города Феодосии Республики Крым проведена проверка соблюдения законов при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания ОМВД России по г. Феодосии расположенном по адресу: <...>, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Крым.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. На Отдел Министерства внутренних дел России по городу Феодосии возложена обязанность оборудовать изолятор временного содержания ОМВД России по г. Феодосии, расположенный по адресу: <...>, дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, противопожарным водопроводом с установкой пожарных кранов, и заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в изоляторе временного содержания ОМВД России по г. Феодосии с организацией, имеющей лицензию, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении иска к Министерству внутренних дел по Республике Крым - отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик Отдел Министерства внутренних дел России по городу Феодосии подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что ввиду конструктивных особенностей изолятора временного содержания по указанному в иске адресу, установить противопожарный водовод не представляется возможным, поскольку реконструкция здания и его капитальный ремонт могут быть проведены лишь в случае внесения указанного здания в ФАИП, что нецелесообразно ввиду расположения изолятора в цокольном и подвальном помещении здания, а также из-за неудовлетворительного технического состояния здания 1917 года постройки. В доводах апелляционной жалобы апеллянт также ссылается на то, что оборудование изолятора дезинфекционной камерой невозможно ввиду отсутствия помещения. При этом отсутствие указанной камеры не может быть доказательством не проведения дезинфекции одежды (иных носильных вещей) подозреваемых, обвиняемых вновь прибывших в изолятор временного содержания, поскольку между ОМВД России по г. Феодосии и ГБУЗ РК "Феодосийский медицинский центр" заключен договор на оказание услуг по камерной дезинфекции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика просил апелляционную жалобу удовлетворить, прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Феодосии Республики Крым ФИО5 выразил свое несогласие с приведенными в их обоснование доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения участников по делу, судебная коллегия приходит к нижеследующему.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой г. Феодосии Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства об условиях содержания граждан в изоляторе временного содержания ОМВД России по г. Феодосии, в ходе которой выявлены нарушения требований, приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N.
По факту установленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой города Феодосии Республики Крым в адрес ОМВД России по г. Феодосии внесено представление об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства при содержании лиц в изоляторе временного содержания.
Из протокола совещания ОМВД России по г. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что по результатам рассмотрения представления Прокуратуры города Феодосии Республики Крым заместителю начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по городу Феодосии поручено принять информацию к сведению; при поступлении финансирования принять действенные меры по устранению в полном объеме выявленных недостатков в деятельности изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по городу Феодосии.
ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по г. Феодосии направлено письмо в МВД по Республике Крым "О потребности лимитов бюджетных обязательств" для устранения данных недостатков, а также направлены соответствующие заявки на сумму <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между ОМВД России по городу Феодосии и ИП ФИО6 заключен договор на установку охранной пожарной сигнализации и систем оповещения об эвакуации при пожаре, работы окончены ДД.ММ.ГГГГ, после чего ДД.ММ.ГГГГ направлены заявки в тыл МВД по Республике Крым с целью выделения лимитов бюджетных обязательств для заключения договора обслуживания сигнализации.
На момент принятия судом решения, установленные Прокуратурой города Феодосии Республики Крым нарушения в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по городу Феодосии в части оборудования дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, противопожарным водопроводом с установкой пожарных кранов, и заключения договора на обслуживание автоматической пожарной сигнализации с организацией, имеющей лицензию, устранены не были, что не оспаривалось ответчиками.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ, ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. ст. 1, 34, 37 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N, ст. ст. 54, 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что обязанности по обеспечению указанных прокурором мер по пожарной безопасности, медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе временного содержания органов внутренних дел действующим законодательством возложены именно на органы внутренних дел, однако надлежащих доказательств выполнения со стороны ответчика Отдела МВД РФ по <адрес> возложенных на них законом обязанностей суду не представлено.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается коллегия судей апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Согласно ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона, подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст. 15 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Согласно ст. 4 вышеуказанного Федерального закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", регламентирующей внутренний распорядок в местах содержания под стражей, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок, в том числе, приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых.
Пунктом 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N установлено, что в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
Согласно пункту 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на организации в области пожарной безопасности возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе по разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и др.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе, с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям.
В силу прил. А (обязательное) "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности для предотвращения пожара, обеспечения безопасности людей и защиты имущества при пожаре.
В соответствии с требованиями статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", регламентирующей требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: 1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; 2) устройством для контроля работоспособности установки; 3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; 4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; 5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара. Способ подачи огнетушащего вещества в очаг пожара не должен приводить к увеличению площади пожара вследствие разлива, разбрызгивания или распыления горючих материалов и к выделению горючих и токсичных газов. В проектной документации на монтаж автоматических установок пожаротушения должны быть предусмотрены меры по удалению огнетушащего вещества из помещения, здания и сооружения после его подачи. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок. Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Ручные пожарные извещатели должны устанавливаться на путях эвакуации в местах, доступных для их включения при возникновении пожара. Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 к выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что соблюдение указанных требований законов в изоляторе временного содержания ОМВД России по городу Феодосии не обеспечено, а именно, дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, противопожарным водопроводом с установкой пожарных кранов, изолятор временного содержания ОМВД России по городу Феодосии не оборудован, договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в изоляторе временного содержания ОМВД России по городу Феодосии с организацией, имеющей лицензию, не заключен.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии возможности устранения нарушений в установленный решением суда срок, необходимости включения реконструкции здания ИВС ПиО ОМВД России по г. Феодосии в Федеральную адресную инвестиционную программу основанием для отмены постановленного судебного акта не являются, поскольку данные камеры предназначены для временного пребывания граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, длительность нахождения которых в данных помещениях определяется действующим уголовно-процессуальным законодательством, поэтому данные помещения должны отвечать требованиям, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" и Федеральным законом "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений", Правилам противопожарного режима в Российской Федерации. Соблюдение указанных требований позволяет обеспечить безопасность жизни, здоровья и соблюдение прав лиц находящихся в указанных камерах.
Доводы жалобы об отсутствии финансирования на проведение необходимых работ, о недостаточности времени для устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, в том числе в связи с необходимостью соблюдения процедуры закупок, судебная коллегия считает несостоятельными, учитывая установленные существенные нарушения прав лиц, содержащихся в ИВС.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии конструктивной возможности оснащения ИВС дезинфекционной камерой отмену принятого решения не влечет, поскольку не исключает обязанности ответчика соблюдать требования закона и не допускать нарушений прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права, которые не влекут отмены или изменения решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены постановленного судебного акта первой инстанции, жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, не могут служить поводом к его отмене или изменению, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным по делу доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, основания для признания результата оценки доказательств неправильным отсутствуют, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Феодосии без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.ЗАБОЛОТНАЯ
Судьи
О.Я.БЕЛЯЕВСКАЯ
М.А.КИРЮХИНА