Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.06.2013 N 33-3116/2013
Иск о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворен, так как истец представил доказательства, подтверждающие факт нарушения ответчиком требований пожарной безопасности.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.06.2013 N 33-3116/2013
Иск о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворен, так как истец представил доказательства, подтверждающие факт нарушения ответчиком требований пожарной безопасности.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. N 33-3116/2013
Судья: Краснов В.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Белова Н.Е.
судей Нагорновой О.Н. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре С.,
рассмотрев в судебном заседании 10 июня 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя ГБУЗ РК "Сосногрская ЦРБ" К. на решение Сосногорского городского суда от 2 апреля 2013 года, по которому иск прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Сосногорская центральная районная больница" о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворен.
Возложена обязанность на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Сосногорская центральная районная больница" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности:
- в здании поликлиники по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен> установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) по направлению к пожарным гидрантом (должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника); разработать локальные планы эвакуации для отдельных помещений больничных палат; помещения поталогоанатомического отделения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; помещения поталогоанатомического отделения, реанимационного отделения оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, провести проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объектов (с привлечением организации имеющей лицензию) с оформлением соответствующих актов проверки (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре); в помещениях инфекционного отделения, гинекологического отделения, женской консультации, скорой помощи, детского отделения, хирургического отделения, реанимации, терапевтического отделения, рентгеновского отделения, взрослой поликлиники, лаборатории выполнить планы эвакуации в соответствии с требованием п. 1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля"; в помещениях женской консультации, детского отделения, стоматологического отделения обеспечить людям, находящимся внутри помещения, возможность свободного открывания дверей запасных эвакуационных выходов изнутри без ключа; в помещениях детского отделения, хирургического отделения, реанимации, терапевтического отделения, рентгеновского отделения, взрослой поликлиники, лаборатории двери лестничных клеток оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах; в терапевтическом отделении восстановить ограждения на крыше здания, а также провести эксплуатационные испытания; в помещении лаборатории устранить использование на путях эвакуации материалов с высокой пожарной опасностью;
- в здании детской поликлиники по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен> провести проверку работоспособности систем внутреннего противопожарного водопровода не реже 2-ух раз в год (весной и осенью); выполнить планы эвакуации в соответствии с требованием п. 1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля"; двери лестничных клеток оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах;
- в помещениях стоматологического отделения по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен> выполнить планы эвакуации в соответствии с требованием п. 1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля"; обеспечить людям, находящимся внутри помещения, возможность свободного открывания дверей запасных эвакуационных выходов изнутри без ключа; устранить перекрытие эвакуационного пути дверями, открывающимися из помещений в общий коридор;
- помещения фельдшерско-акушерского пункта <Адрес обезличен> по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен>; фельдшерско-акушерского пункта <Адрес обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>; фельдшерско-акушерского пункта <Адрес обезличен> по адресу: <Адрес обезличен> <Адрес обезличен>; фельдшерско-акушерского пункта д<Адрес обезличен>; фельдшерско-акушерского пункта д<Адрес обезличен> оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; провести проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объектов (с привлечением организации имеющей лицензию) с оформлением соответствующих актов проверки (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре).
Взыскана с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сосногорская центральная районная больница" в доход бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" государственная пошлина в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., представителя ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" К., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сосногорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГБУЗ РК "СЦРБ" о возложении обязанности в срок до 31 июля 2013 года провести мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в подразделениях, подведомственных ответчику: в здании поликлиники; в здании детской поликлиники; в помещениях стоматологического отделения; в помещениях фельдшерско-акушерских пунктов <Адрес обезличен>
В судебном заседании представитель прокурора г. Сосногорска М. настаивая на исковых требованиях просила установить срок для устранения нарушений правил пожарной безопасности до 31.07.2013.
Представитель ответчика К., не оспаривая нарушения ответчиком правил пожарной безопасности, просила суд установить срок для устранения выявленных нарушений до 01.06.2014, ссылаясь на недостаточность финансирования.
Представитель УНД ГУ МЧС России по г. Сосногорску ... требования прокурора поддержал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" с решением суда не согласна в части установления ответчику судом срока устранения выявленных нарушений ППБ в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу и просит в этой части решение суда изменить, предоставив ответчику срок для устранения недостатков до 01.06.2014, указывая, что Министерством здравоохранения Республики Коми финансирование в полном объеме ответчику на указанные цели не производится.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и изменения правильного решения суда.
Поскольку решение суда в остальной части удовлетворенных требований прокурора г. Сосногорска сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений статьи 327.1 ГПК РФ в этой части не являются предметом проверки судебной коллегии. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений статей 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Судом установлено, что ГБУЗ РК "СЦРБ" создано путем принятия муниципального бюджетного учреждения "Сосногорская центральная районная больница" муниципального образования муниципального района Сосногорск (п. 1.1 Устава), является государственным учреждением здравоохранения (п. 1.2 Устава) созданным для целей оказания медицинской помощи на территории Республики Коми (п. 2.2 Устава), владеет имуществом на праве оперативного управления (п. 4.1 Устава). В состав учреждения входят территориально обособленные структурные подразделения - детская поликлиника, стоматологическая поликлиника, фельдшерско-акушерские пункты <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>
ГБУЗ РК "СЦРБ" является учреждением с массовым пребыванием людей, в том числе с круглосуточным их нахождением в медицинском учреждении.
Проверкой, проведенной отделом надзорной деятельности г. Сосногорска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми в период с 09 по 15 февраля 2011 года установлены нарушения ответчиком требований пожарной безопасности - Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313; "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 315; норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323, ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", выразившиеся в том числе в том, что в здании поликлиники по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен> не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) по направлению к пожарным гидрантом (должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника); не разработаны локальные планы эвакуации для отдельных помещений больничных палат; помещения поталогоанатомического отделения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; помещения поталогоанатомического отделения, реанимационного отделения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не проведены проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объектов (с привлечением организации имеющей лицензию) с оформлением соответствующих актов проверки (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре); в помещениях инфекционного отделения, гинекологического отделения, женской консультации, скорой помощи, детского отделения, хирургического отделения, реанимации, терапевтического отделения, рентгеновского отделения, взрослой поликлиники, лаборатории не выполнены планы эвакуации в соответствии с требованием п. 1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля"; в помещениях женской консультации, детского отделения, стоматологического отделения не обеспечена людям, находящимся внутри помещения, возможность свободного открывания дверей запасных эвакуационных выходов изнутри без ключа; в помещениях детского отделения, хирургического отделения, реанимации, терапевтического отделения, рентгеновского отделения, взрослой поликлиники, лаборатории двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах; в терапевтическом отделении не восстановлено ограждение на крыше здания, а также не проведены эксплуатационные испытания; в помещении лаборатории не устранено использование на путях эвакуации материалов с высокой пожарной опасностью;
- в здании детской поликлиники по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен> не проводится проверка работоспособности систем внутреннего противопожарного водопровода не реже 2-ух раз в год (весной и осенью); не выполнены планы эвакуации в соответствии с требованием п. 1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля"; двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах;
- в помещениях стоматологического отделения по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен> не выполнены планы эвакуации в соответствии с требованием п. 1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля"; не обеспечена людям, находящимся внутри помещения, возможность свободного открывания дверей запасных эвакуационных выходов изнутри без ключа; не устранено перекрытие эвакуационного пути дверями, открывающимися из помещений в общий коридор;
- помещения фельдшерско-акушерского пункта <Адрес обезличен> по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен>; фельдшерско-акушерского пункта <Адрес обезличен> по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен>; фельдшерско-акушерского пункта <Адрес обезличен> по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен>; фельдшерско-акушерского пункта <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>; фельдшерско-акушерского пункта <Адрес обезличен> по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен> не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не проведены проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объектов (с привлечением организации имеющей лицензию) с оформлением соответствующих актов проверки (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре).
По результатам проверки в адрес ответчика отделом надзорной деятельности <Адрес обезличен> надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми 15 февраля 2011 года внесено предписание <Номер обезличен> об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 марта 2012 года.
Постановлением <Номер обезличен> от 28 апреля 2012 года заместителя главного государственного инспектора г. Сосногорска по пожарному надзору муниципальное бюджетное учреждение "Сосногорская центральная районная больница" муниципального образования муниципального района Сосногорск в связи с указанными нарушениями требований пожарной безопасности признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ... КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей. Решением арбитражного суда Республики Коми от 04 сентября 2012 года постановление по делу об административном правонарушении от 28 апреля 2012 года <Номер обезличен> оставлено без изменения.
Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности установлена частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.
В соответствии с ФЗ "О пожарной безопасности" Приказами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 и N 315 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктами 3, 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Нормы пожарной безопасности устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
В силу пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Обязательные для применения и исполнения требования пожарной безопасности установлены также в Федеральном законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
Частью 4 Технического регламента предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Территориально обособленные структурные подразделения - детская поликлиника, стоматологическая поликлиника, фельдшерско-акушерские пункты <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен> входят в состав ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ", на котором лежит обязанность следить за выполнением требований противопожарной безопасности в помещениях.
Таким образом, ГБУЗ РК "Сосногрская ЦРБ", как правильно указал суд, ответственно за соблюдение требований пожарной безопасности. Следовательно, ответчик не освобожден от обязанности по принятию мер пожарной безопасности в подведомственных ему территориально обособленных структурных подразделениях в целях защиты объектов от возможности возникновения и развития пожара.
Учитывая данное обстоятельство, а также тот факт, что наличие указанных нарушений требований пожарной безопасности ответчиком не оспаривалось, на момент рассмотрения дела сведений об устранении нарушений суду не представлено, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности заявленных требований прокурора, в связи с чем правильно возложил обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности на ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ".
Судом обоснованно, с учетом того, что указанные нарушения требований пожарной безопасности, об устранении которых заявлено прокурором, не устраняются в течение длительного времени со дня их выявления, установлен срок исполнения в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу и при этом, правомерно отклонены доводы ответчика о невозможности исполнить решение суда в течение указанного судом времени, в связи с отсутствием денежных средств, поскольку ответчиком не представлено доказательств отсутствия средств и экономической возможности по приведению работ для соответствия требованиям пожарной безопасности.
Кроме того, возложение на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, не лишает ответчика по истечении указанного времени, в случае не возможности исполнения решения суда, при наличии доказательств объективно подтверждающих невозможность его исполнения обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочки исполнения решения суда, в связи с чем решение суда в указанной части соответствуют требованиям ст. 206 ГПК РФ.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сосногорского городского суда от 2 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ГБУЗ РК "Сосногорская ЦРБ" К. - без удовлетворения.