Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.06.2013 по делу N 33-3066/2013
Иск об изменении приказа об увольнении, при выплате денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, процентов, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, судебных расходов удовлетворен правомерно, так как установлен факт нарушения трудовых прав истца.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.06.2013 по делу N 33-3066/2013
Иск об изменении приказа об увольнении, при выплате денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, процентов, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя, судебных расходов удовлетворен правомерно, так как установлен факт нарушения трудовых прав истца.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. по делу N 33-3066/2013
Судья: Нагибина Е.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Костенко Е.Л., Юдина А.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми М. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 апреля 2013 года, по которому
признано право Б. при увольнении на основании
подпункта 9 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на выплату компенсации за... дней неиспользованных дополнительных отпусков за <Дата обезличена> год.
Взыскано с Управления ФСКН России по Республике Коми в пользу Б...., в том числе... компенсация за неиспользованные отпуска, ... рублей компенсация морального вреда, ... проценты,
по частной жалобе представителя Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми М. на определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 апреля 2013 года, которым
взыскано с Управления ФСКН России по Республике Коми в пользу Б.... рублей, в том числе... рублей услуги представителя, ... рублей расходы на оформление доверенности.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя Управления ФСКН России по Республике Коми М., истца Б. и ее представителя К., судебная коллегия
установила:
Б. через представителя К. обратилась в суд с иском к Управлению ФСКН России по Республике Коми об изменении приказа об увольнении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>., предусмотрев выплату денежной компенсации за неиспользованный в <Дата обезличена> году дополнительный отпуск в количестве... дней, взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск в размере...., процентов в размере...., компенсации морального вреда в размере...., расходов на оплату услуг представителя в размере...., расходов на оформление доверенности....
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Из отзыва следует, что денежная компенсация выплачивается при увольнении за неиспользованный очередной ежегодный отпуск в размере... календарных дней, компенсация дополнительного отпуска Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрена.
Судом принято приведенное выше решение и определение о судебных расходах.
В апелляционной жалобе представитель Управления ФСКН России по Республике Коми просит об отмене решения суда, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права.
В частной жалобе представитель Управления ФСКН России по Республике Коми не согласен с обоснованностью вынесенного определения суда и просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной и частной жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Б. проходила службу в Управлении ФСКН России по Республике Коми.
Приказом начальника УФСКН России по Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Б. на основании
подпункта 9 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ была уволена со службы по состоянию здоровья и исключена из списка сотрудников органа наркоконтроля <Дата обезличена>.
Данным приказом Б. назначены выплаты, предусмотренные при увольнении со службы, в том числе денежная компенсация за неиспользованный очередной ежегодный отпуск за <Дата обезличена> год в количестве... дней.
На рапорт Б. о выплате денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, ответчик указал на отсутствие правовых оснований для производства данной выплаты.
Правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах.
Согласно
ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" при увольнении со службы в учреждениях и органах по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, либо по основаниям, указанным в
части 10 настоящей статьи (в том числе увольнение по состоянию здоровья), сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Из материалов дела следует, что истцу в связи с увольнением со службы были начислены и произведены выплаты, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск в количестве... календарных дней в размере....
Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 года N 613 утверждено
Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Пунктом 104 Положения установлены виды отпусков предоставляемых сотрудникам: очередной ежегодный отпуск; отпуск по личным обстоятельствам; отпуск по болезни; дополнительный ежегодный отпуск (за выслугу лет в органах наркоконтроля, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях; каникулярный отпуск (зимний - 14 календарных дней и летний - 30 календарных дней).
Согласно
п. 105 Положения замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения сотрудников, не использовавших свой очередной ежегодный отпуск и дополнительные ежегодные отпуска.
В соответствии с
п. 108 Положения очередной ежегодный отпуск сотруднику предоставляется продолжительностью 30 календарных дней.
На основании
п. 116 Положения сотрудникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск продолжительностью при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней.
Как следует из приказа об увольнении Б. со службы выслуга лет для назначения пенсии в календарном исчислении составляет более... года.
Пунктом 118 Положения регламентировано, что сотрудникам, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск. Перечень таких районов и местностей, а также продолжительность указанного отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 255 "О дополнительных отпусках сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями" установлено, что сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляется дополнительный ежегодный отпуск продолжительностью: 16 суток - для проходящих службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера
(пункт 1).
В соответствии с
п. 119 Положения дополнительные ежегодные отпуска (за выслугу, за работу во вредных условиях, за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) суммируются с очередным ежегодным отпуском. При этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 календарных дней.
Частью 5 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" определено, что лицам, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные социальные гарантии.
Согласно
п. 52 Инструкции о порядке предоставления отпусков сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 02.10.2008 N 323 (в редакции от 29.12.2011) сотрудникам, увольняемым со службы по достижении предельного возраста; по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии; по окончании срока службы, предусмотренного контрактом; в связи с проведением организационно-штатных мероприятий по их желанию предоставляются очередной и дополнительный ежегодные отпуска либо выплачивается денежная компенсация.
Сотрудникам, увольняемым со службы по состоянию здоровья на основании медицинского заключения ВВК об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля, по болезни на основании медицинского заключения ВВК о негодности к службе в органах наркоконтроля, очередной и дополнительный ежегодные отпуска не предоставляются, а выплачивается денежная компенсация.
Суд применив данные положения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и основания предоставления ежегодных дополнительных отпусков, пришел к правильному выводу о правомерности заявленных требований о взыскании денежной компенсации Б. за неиспользованный при увольнении дополнительный ежегодный отпуск в количестве... рабочих дней в размере...., приняв решение об удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что Федеральный
закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусматривает при увольнении со службы выплату компенсации только за очередной ежегодный отпуск несостоятельны и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Частью 5 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" указано, что лицам, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные социальные гарантии.
Данная гарантия о выплате денежной компенсации за дополнительный ежегодный отпуск установлена
Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также Инструкцией о порядке предоставления отпусков сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и не зависит от реализации прав на компенсацию ежегодного очередного отпуска в рамках Федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что решение в указанной части следует оставить без изменения, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в указанной части не имеется.
Согласно
ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с
п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" N 2 от 17.03.2004 суд в силу
ст. ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и
237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Поскольку судом установлен факт причинения истцу морального вреда в связи с нарушением ее трудовых (основанных на службе) прав, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность компенсации причиненного морального вреда.
Определенный судом размер компенсации морального вреда...., соответствует требованиям разумности и справедливости.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы представителя Управления ФСКН России по Республике Коми об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не могут быть приняты во внимание.
Применив положения
ст. 236 Трудового кодекса РФ, предусматривающей материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, суд пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика процентов за задержку выплаты денежных сумм в размере....
Разрешая требования истца в части взыскания расходов на оплату услуг представителя и расходов по оформлению доверенности на представителя, суд исходил из того, что истец представила квитанцию, подтверждающую факт оплаты услуг представителя, согласно которой Б. оплачено К....; справку счет, подтверждающую факт оплаты за удостоверение доверенности, согласно которой Б. оплачено нотариусу ФИО17.... руб. за выдачу доверенности.
Обстоятельствами дела подтверждается, что представительство Б. в судебных заседаниях осуществляла представитель К., выступающая на основании доверенности.
Согласно
ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрение дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы (
ст. 94 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии со
ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей
статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу
ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Руководствуясь названными положениями закона, суд первой инстанции, оценив установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, обоснованно возложив ответственность по возмещению понесенных истцом судебных расходов на ответчика.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя, суд исходил из характера спора, объема проделанной работы, выполненной представителем, размер фактически понесенных расходов. Взысканная сумма отвечает требованиям принципа разумности, предусмотренного положениями
ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ. При этом предел разумности возмещения понесенных расходов на оплату услуг представителя определяется судом. С учетом конкретных обстоятельств, определенный судом первой инстанции размер возмещения расходов заявителя на оплату услуг представителя нельзя признать необоснованно завышенным.
Суд правомерно признал расходы по оплате нотариально удостоверенной доверенности на представителя необходимыми расходами, в связи с чем, обоснованно взыскал с ответчика....
Доводы частной жалобы представителя ответчика о завышенном размере расходов на оплату услуг представителя направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств по делу, оснований к такой переоценке судебная коллегия не усматривает.
Ссылка в жалобе на наличие у представителя истца статуса адвоката и представительство должно было осуществляться на основании ордера, выданного соответствующим адвокатским образованием, не свидетельствует о неправильности вынесенного определения суда. Поскольку определенные процессуальные права, такие как право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом, то суд правильно признал расходы по оформлению доверенности необходимыми.
При этом в силу
ч. 1 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, решение и определение отвечают требованиям законности и обоснованности и оснований для их отмены по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение и определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную и частную жалобы представителя Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми М. - без удовлетворения.