Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2022 по делу N 88-19808/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 11.01.2022 по делу N 33-21/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене решения о снятии с учета, восстановлении на учете на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец обратился в жилищную комиссию для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решением жилищной комиссии истцу отказано в единовременной социальной выплате в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, решение истец считает незаконным.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 11.01.2022 по делу N 33-21/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене решения о снятии с учета, восстановлении на учете на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец обратился в жилищную комиссию для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решением жилищной комиссии истцу отказано в единовременной социальной выплате в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, решение истец считает незаконным.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 января 2022 г. по делу N 33-2559/2021
2-3477/2021
Судья Хуаде А.Х.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Боджокова Н.К.,
судей: Мерзакановой Р.А. и Аутлева Ш.В.,
при ведении протокола судебного заседания К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 Ю.Г. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
в удовлетворении иска ФИО1 к ФИО5 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета, восстановлении на учете на получении единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., ФИО4 Ю.Г. и его представителя ФИО8, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФИО5 по <адрес> ФИО9, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО4 Ю.Г. обратился в суд с иском к ФИО5 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета, восстановлении на учете на получении единовременной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения.
В обоснование иска истец указал, что проходит службу в ФИО5 по <адрес>, в звании майора полиции, в должности старшего инспектора отделения организации службы ОМОН ФИО5 по <адрес>.
Истец служит с ДД.ММ.ГГГГ. Состав семьи истца составляет три человека: сам истец, супруга - ФИО2, дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решением жилищной комиссии ФИО5 по Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ он с семьей в составе трех человек снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В качестве основания указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время майор полиции ФИО4 Ю.Г. с супругой и дочерью, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, в трехкомнатной квартире общей площадью 69,9 кв. м, которая принадлежит на праве собственности ФИО4 В.В. - матери заявителя. Собственница в квартире не проживает. Истец в указанной квартире проживает, не заключив с собственником никакого соглашения, что свидетельствует о том, что они проживают как члены семьи собственника и площади на одного члена семьи по нормативам достаточно, превышает 15 кв. м, что является основанием для снятия сотрудника с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец считает данный отказ незаконным, признание матери ФИО4 В.В. членом семьи истца - ошибочным.
Истцом подано заявление о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Решением жилищно-бытовой комиссией МВД по <адрес> ему отказано на основании пп. 2 п. 2 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N - ФЗ, протокол N от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N.
Причина отказа в 2012 году аналогична той, которую ответчик указал в обоснование снятия истца и его семьи с учета на предоставление единовременной социальной выплаты в 2021 году - проживание в жилом помещении, принадлежащему одной из членов семьи - ФИО4 В.В. Считает, данный отказ основанным на ошибочном толковании норм материального права.
Просил суд признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии ФИО5 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по учетному делу N майора полиции ФИО1 (А-Л3014) в части признания необоснованным нахождение майора полиции ФИО4 Ю.Г. составом семьи из 3-х человек на учете на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с обеспечением сотрудника общей площадью жилого помещения как члена семьи собственника свыше 15 кв. м.
Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии ФИО5 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по учетному делу N о снятии майора полиции ФИО1 (А-013014) составом семьи из 3-х человек с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии ФИО5 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по учетному делу N в части отмены решения жилищной комиссии ФИО5 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 3 350 309 рублей 04 копеек майору полиции ФИО4 Ю.Г. с семьей из трех человек.
Восстановить истца на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 3 человек с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО4 Ю.Г. отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ФИО4 Ю.Г. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового, которым просит удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов апеллянт указывает, что вывод суда о том, что он и его семья являются членами семьи собственника квартиры, в которой они проживают, является необоснованным.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО5 по Республики Адыгея указывает на законность принятого решения, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со
ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и устанавливает условия реализации этого права.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется исходя из оснований, перечисленных в
ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он:
- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ);
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (
п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
В силу
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223.
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия не позднее чем через 2 месяца со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет (п. 15 Правил).
Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в принятии на указанный учет в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (п. 16 Правил).
Согласно подп. "б" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Судом установлено, что ФИО4 Ю.Г. является сотрудником полиции и проходит службу в ФИО5 по <адрес>, в звании майора полиции, в должности старшего инспектора отделения организации службы ОМОН ФИО5 по <адрес>.
Согласно справке ОМОН МВД по <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ календарная выслуга лет службы в ОВД составляет 22 (двадцать два года) 08 (восемь) месяцев 14 (четырнадцать) дней.
ФИО4 Ю.Г. обратился в жилищную комиссию ФИО5 по <адрес> для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании Федерального
закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ), приложив необходимые документы.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в единовременной социальной выплате в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
В обоснование принятого решения жилищный орган указал, что ФИО4 Ю.Г., его супруга и дети проживают в квартире общей площадью 69,9 кв. м по адресу: <адрес>, собственником которой является ФИО4 В.В. (мать истца). При этом согласно выписке из домовой книги они были вселены в эту квартиру, как члены семьи собственника жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что регистрация и проживание в ином жилом помещении не свидетельствует о необеспеченности его жилым помещением и не опровергает факт наличия у него права пользования жилым помещением, принадлежащем его матери, как у члена семьи собственника жилого помещения, а соответственно, отсутствуют основания, предусмотренные
ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и влекущих возникновение у него права на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам соглашается с данным выводом по следующим основаниям.
Согласно
п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно
ч. 2 ст. 31 ЖК РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Вопреки доводам апелляционной жалобы из приведенных нормативных положений следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители.
Членами семьи собственника могут являться и другие родственники, независимо от степени их родства при условии, если они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО4 В.В. не является членом семьи истца, поскольку проживает отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения истца и членов его семьи в принадлежащее ей жилое помещение в качестве членов своей семьи. Вселившись в квартиру, собственником которой является мать ФИО4 Ю.Г., без заключения какого-либо соглашения, истец приобрел статус члена семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, анализируя представленные в материалы дела письменные доказательства, а именно копии финансовых лицевых счетов, справки проверки жилищных условий и выписки из домовой книги, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проживая в квартире своей матери, ФИО4 В.В., без заключения какого-либо соглашения, несмотря на заключенные впоследствии договора безвозмездного пользования жилым помещением, истец приобрел статус члена семьи собственника жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям требований Жилищного
кодекса Российской Федерации, при верной оценке доказательств, представленных в материалы дела, в соответствии со
ст. ст. 55,
56,
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных установленных законом оснований, в силу которых истец мог бы быть принят на учет, не приведено.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельства дела и представленных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 Ю.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления.
Председательствующий
Н.К.БОДЖОКОВ
Судьи
Р.А.МЕРЗАКАНОВА
Ш.В.АУТЛЕВ