Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 01.06.2023 N 33-438/2023 по делу N 2-63/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением фонда истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 01.06.2023 N 33-438/2023 по делу N 2-63/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением фонда истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2023 г. N 33-438/2023
Судья Джамбинов Е.В. | Дело N 2-63/2023 |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Сидоренко Н.А. и Цакировой О.В.,
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании решения незаконным, включении периодов в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе представителя ответчика Е. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 14 марта 2023 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика Е., истца А., судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иском, мотивируя тем, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - СФР по Республике Калмыкия, пенсионный орган) от 27 декабря 2022 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Так, по причине того, что противопожарные службы, в которых работал А., относились к субъекту Российской Федерации, а не к федеральному органу исполнительной власти, в специальный стаж не включены периоды его работы: с31 марта 1998 г. по 1 августа 2001 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Отряда государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия; с1 августа 2001 г. по 1 января 2002 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Управления государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия; с 1 января 2002 г. по 1 октября 2003 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Управления государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия; с 1 октября 2003 г. по 1 января 2004 г. в должности пожарного пожарной части N 7 МЧС Республики Калмыкия; с 1 января 2004 г. по 1 июля 2004 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия по охране с.Троицкое; с 1 июля 2004 г. по 1 марта 2007 г. в должности пожарного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с 1 марта 2007 г. по 1 ноября 2007 г. в должности командира отделения Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности командира отделения пожарной части N 7 по охране Целинного района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия. Просил признать решение пенсионного органа незаконным, обязать ответчика включить в страховой стаж спорные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения, то есть с 12 декабря 2022 г.
В письменных возражениях на иск представитель пенсионного органа по доверенности Е., не соглашаясь с заявленными требованиями, указал, что право на досрочную пенсию по старости установлено работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ законодательством не предусмотрено. Стаж работы А. на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти составил 16 лет 5 месяцев 4 дня, что является недостаточным для получения права на досрочную страховую пенсию по старости на основании
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В судебном заседании истец А. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика СФР по Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, в письменных возражениях ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Республике Калмыкия И. просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что А. работал в должностях, относящихся к государственной противопожарной службе Республики Калмыкия, что не дает ему оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 14 марта 2023 г. исковые требования А. удовлетворены. Решение Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия N 45768/22 от 27 декабря 2022 г. об отказе А. во включении периодов работы в страховой стаж и в назначении досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия возложена обязанность включить в страховой стаж работы на льготных условиях А. периоды работы: с 31 марта 1998 г. по 1 августа 2001 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Отряда государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия; с 1 августа 2001 г. по 1 января 2002 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Управления государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия; с 1 января 2002 г. по 1 октября 2003 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Управления государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия; с 1 октября 2003 г. по 1 января 2004 г. в должности пожарного пожарной части N 7 МЧС Республики Калмыкия; с 1 января 2004 г. по 1 июля 2004 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия по охране с. Троицкое; с 1 июля 2004 г. по 1 марта 2007 г. в должности пожарного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с 1 марта 2007 г. по 1 ноября 2007 г. в должности командира отделения Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности командира отделения пожарной части N 7 по охране Целинного района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия. Возложена обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия назначить А. страховую пенсию по старости досрочно с 12 декабря 2022 г. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия в пользу А. взысканы судебные расходы в сумме 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Е. просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что при вынесении решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости пенсионным органом учтен стаж работы А. на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, который составил 16 лет 5 месяцев 4 дня, что является недостаточным для получения права на досрочную страховую пенсию по старости на основании
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом спорные периоды не подлежат включению в страховой стаж по причине того, что право на досрочную пенсию по старости установлено работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ законодательством не предусмотрено.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец А. указывает, что проработал пожарным более 25 лет. Должности, которые он занимал, имеются в
Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение". В решении пенсионного органа указано, что спорные периоды не включены в специальный стаж в связи с отсутствием в выписке из лицевого счета застрахованного лица кода особых условий труда. Между тем данное обстоятельство не является основанием для лишения его права на досрочное назначение пенсии. За оспариваемые периоды ему начислялась заработная плата, производились пенсионные отчисления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика СФР по Республике Калмыкия по доверенности Е. просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец А. против доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил.
В силу положений
статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12 декабря 2022 г. А. обратился в пенсионный орган с заявлением N 45768/22 о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 27 декабря 2022 г. А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет. При оценке пенсионных прав у А. на день обращения за страховой пенсией по старости страховой стаж составил 29 лет 7 месяцев 1 день, стаж на соответствующих видах работ - 16 лет 5 месяцев 4 дня.
В стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не включены периоды работы А. с 31 марта 1998 г. по 1 августа 2001 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Отряда государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия; с 1 августа 2001 г. по 1 января 2002 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Управления государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия; с 1 января 2002 г. по 1 октября 2003 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Управления государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия; с 1 октября 2003 г. по 1 января 2004 г. в должности пожарного пожарной части N 7 МЧС Республики Калмыкия; с 1 января 2004 г. по 1 июля 2004 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия по охране с. Троицкое; с 1 июля 2004 г. по 1 марта 2007 г. в должности пожарного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с 1 марта 2007 г. по 1 ноября 2007 г. в должности командира отделения Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности командира отделения пожарной части N 7 по охране Целинного района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды служба истца проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти в должности, предусмотренной
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и с учетом подлежащих зачету периодов службы в органах внутренних дел с 31 марта 1998 г. по 1 января 2002 г. и службы в Государственной противопожарной службе МЧС России с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. пришел к выводу о том, что А. обладает правом на назначение страховой пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения в пенсионный орган - 12 декабря 2022 г.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции относительно включения в страховой стаж периодов работы с 1 января 2002 г. по 1 октября 2003 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Управления государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия; с 1 октября 2003 г. по 1 января 2004 г. в должности пожарного пожарной части N 7 МЧС Республики Калмыкия; с 1 января 2004 г. по 1 июля 2004 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия по охране с. Троицкое; с 1 июля 2004 г. по 1 марта 2007 г. в должности пожарного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с 1 марта 2007 г. по 1 ноября 2007 г. в должности командира отделения Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности командира отделения пожарной части N 7 по охране Целинного района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия.
Так, в соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
Приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен
пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающих на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно указанному Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются пожарные и командиры отделения.
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
пункту 1 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868
(пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Определении от 05 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Учитывая вышеизложенное, в рамках
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Как видно из копии трудовой книжки А. от 20 июня 1993 г. АТ-VII N 9594975, в период с 31 марта 1998 г. по 1 января 2002 г. истец служил в органах внутренних дел Российской Федерации; с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. служил в Государственной противопожарной службе МЧС России в "Пожарной части N 7 по охране Целинного района" Центра управления силами федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия.
Согласно архивным справкам от 12 января 2023 N А-132, 133 А. постоянно получал заработную плату в период работы в ППЧ-7 за 1995 - 1999 г. г. и за 2000 - 2004 г. г., с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Кроме того из справки ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 1 июля 2022 г. N 391 следует, что в период с 10 сентября 1995 г. по 30 марта 1998 и с 1 января 2009 г. по настоящее время А. работает в Государственной противопожарной службе. В период с 31 марта 1998 г. по 31 декабря 2008 г. проходил службу в пожарной охране Республики Калмыкия.
Судебной коллегией на основании положений
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснений, приведенных в
пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", истребован и приобщен к делу в качестве дополнительного доказательства ответ и.о. начальника Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия от 1 июня 2023 г. о том, что в период с1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. финансирование подразделений Государственной противопожарной службы Республики Калмыкия осуществлялось за счет средств республиканского бюджета.
Следовательно, работа истца в спорные периоды с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. проходила в противопожарной службе субъекта РФ, а не в подразделениях федеральной противопожарной службы.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов работы А. с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. не основаны на нормах материального права и опровергаются имеющимися материалами дела.
Судебная коллегия не может признать состоятельными доводы возражений истца на апелляционную жалобу, поскольку они противоречат нормам материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Наличие должностей пожарного и командира отделения, которые занимал А., в
Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", а также осуществление пенсионных отчислений с заработной платы не являются безусловными основаниями для включения периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Так, Федеральный
закон от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и не предусматривает возможность назначения такой пенсии с учетом работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъекта, финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации и не входит в структуру государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации.
Поскольку в периоды работы А. с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. финансирование осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, то оснований для включения их в страховой стаж действующим правовым регулированием не предусмотрено.
Наличие либо отсутствие кода особых условий труда в выписке из лицевого счета застрахованного лица само по себе, без учета установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, не препятствует включению спорных периодов в специальный стаж, поскольку наличие или отсутствие соответствующих сведений в выписке из лицевого счета застрахованного лица свидетельствует лишь о выполнении либо ненадлежащем выполнении работодателем возложенных на него нормами
статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанностей по предоставлению в пенсионный орган сведений, в том числе, о периодах деятельности работника, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Тем самым в указанном случае отсутствие кода особых условий труда в выписке из лицевого счета застрахованного лица лишь подтверждает выполнение работодателем обязанности по предоставлению в пенсионный орган сведений о периодах деятельности работника, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
При этом судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции относительно включения периодов работы истца с 31 марта 1998 г. по 1 января 2002 г. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим
Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы, регламентировавшие подведомственность Государственной противопожарной службы, служебное положение ее сотрудников, именно как сотрудников органов внутренних дел, и особенности пенсионного обеспечения таких служащих, дают право на включение периодов службы в стаж для досрочного назначения пенсии.
Таким образом данный период службы А. в органах внутренних дел Российской Федерации с 31 марта 1998 г. по 1 января 2002 г. обоснованно включен судом первой инстанции в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Учитывая, что при установленных обстоятельствах специальный стаж работы А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составляет менее 25 лет, оснований для ее назначения в соответствии с
подпунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" судебная коллегия не усматривает.
В данном случае неправильное применение норм материального права в соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда в части признания решения пенсионного органа незаконным, включения периодов работы А. с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в страховой стаж и назначения досрочной страховой пенсии с 12 декабря 2022 г., а также для принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований в указанной части.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 14 марта 2023 г. отменить в части удовлетворения исковых требований А.:
- о признании незаконным решения Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия N 45768/22 от 27 декабря 2022 г. об отказе во включении периодов работы в страховой стаж и в назначении досрочной страховой пенсии по старости;
- о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (ОГРН <...>, ИНН <...>) по включению в страховой стаж работы на льготных условиях периодов работы: с 1 января 2002 г. по 1 октября 2003 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Управления государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия; с 1 октября 2003 г. по 1 января 2004 г. в должности пожарного пожарной части N 7 МЧС Республики Калмыкия; с 1 января 2004 г. по 1 июля 2004 г. в должности пожарного пожарной части N 7 Государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия по охране с. Троицкое; с 1 июля 2004 г. по 1 марта 2007 г. в должности пожарного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с 1 марта 2007 г. по 1 ноября 2007 г. в должности командира отделения Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности командира отделения пожарной части N 7 по охране Целинного района Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия;
- о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия по назначению А. страховой пенсии по старости досрочно с 12 декабря 2022 г.
В удовлетворении исковых требований А. в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.БАСАНГОВ
Судьи
Н.А.СИДОРЕНКО
О.В.ЦАКИРОВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 июня 2023 г.