Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 01.06.2023 N 33-427/2023 по делу N 2-8/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако ему было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 01.06.2023 N 33-427/2023 по делу N 2-8/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако ему было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2023 г. N 33-427/2023
Судья: Бадмаев Б.В. | Дело N 2-8/2023 |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия всоставе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Сидоренко Н.А. и Цакировой О.В.,
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе истца Л. на решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 17 января 2023 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения истца Л., его представителя П., представителя ответчика Е., судебная коллегия
установила:
Л. обратился в суд с иском, мотивируя тем, что 20 мая 1997 г. он принят на работу пожарным в Пожарную часть N 17 по охране п. Артезиан отдела государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Калмыкия. 20 апреля 1998 г. переведен командиром отделения, где работает по настоящее время. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - СФР по Республике Калмыкия, пенсионный орган) периоды его работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в должности командира отделения не включены в специальный стаж при назначении досрочной пенсии. Считает данное решение пенсионного органа незаконным, поскольку, несмотря на изменения наименований и ведомственной принадлежности пожарной части, характер работы, должностные обязанности, система оплата труда оставались прежними как с момента поступления на службу, так и по настоящее время. Неизменными также являлись цели и задачи пожарной части. Просил суд признать отказ в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить спорный период в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить ему пенсию с момента обращения за ней, то есть 25 августа 2022 г.
В письменных возражениях на иск представитель пенсионного органа по доверенности Е., не соглашаясь с заявленными требованиями, указал, что право на досрочную пенсию по старости установлено работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ законодательством не предусмотрено. Стаж работы Л. на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти составил 18 лет 3 месяца 6 дней, что является недостаточным для получения права на досрочную страховую пенсию по старости на основании
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В судебном заседании истец Л. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика СФР по Республике Калмыкия Е. в судебное заседание не явился, в письменных возражениях ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Решением Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 17 января 2023 г. в удовлетворении исковых требований Л. отказано.
В апелляционной жалобе истец Л. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что выводы суда первой инстанции не основаны на материалах дела и законодательстве Российской Федерации. В наименовании организации, где он работал в спорные периоды, идет прямая ссылка на принадлежность к МЧС России, что свидетельствует о том, что он работал в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти. Противопожарная служба стала подразделяться на федеральную и региональную только с 1 января 2005 г., до этого времени все сотрудники относились к федеральной противопожарной службе. Период с 1 июля 2004 г. по 31 декабря 2004 г. должен входить в специальный стаж на основании ФЗ "О пожарной безопасности". Кроме того в
статье 6 Закона Республики Калмыкия от 4 июля 2005 г. N 216-III-З предусмотрено, что противопожарная служба Республики Калмыкия создается Президентом Республики Калмыкия и входит в состав Государственной противопожарной службы. В статье 9 данного закона также указано, что работникам противопожарной службы Республики Калмыкия, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы Республики Калмыкия, утверждаемым Правительством Республики Калмыкия, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. Таким образом, несмотря на изменения наименований и ведомственной принадлежности пожарной части, его должностные обязанности, системы оплаты, штатное расписание, графики дежурств не изменились. Неизменными остались также цели и задачи названной пожарной части, определенные
Законом о пожарной безопасности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Л., его представитель П. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика СФР по Республике Калмыкия по доверенности Е. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель клиентской службы СФР по Республике Калмыкия в Яшкульском районе в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил.
В силу положений
статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обозрев пенсионное дело, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для изменения или отмены состоявшегося по делу решения.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают. С учетом того, что в спорные периоды работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. истец осуществлял деятельность в противопожарной службе субъекта РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что общая продолжительность стажа работы Л., дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на момент обращения в пенсионный орган, составила менее 25 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
Приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен
пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающих на должностях, предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно указанному Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются пожарные и командиры отделения.
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
пункту 1 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
(статья 16),
Положением о Министерстве Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868
(пункт 8), и
Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Определении от 05 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Учитывая вышеизложенное, в рамках
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25 августа 2022 г. Л. обратился в пенсионный орган с заявлением N 30833/22 о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 10 ноября 2022 г. Л. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет. При оценке пенсионных прав у Л. на день обращения за страховой пенсией по старости страховой стаж составил 33 года 2 месяца 23 дня, стаж на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти - 18 лет 3 месяца 6 дней.
В стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не включены периоды работы Л. с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в должности командира отделения и пожарного.
Из копии трудовой книжки Л. от 1 июля 1988 г. АТ-IV N 2012298 и справки, уточняющей характер работы от 15 сентября 2022 г. N 550, следует, что в спорный период с 1 января 2002 г. по 30 июня 2004 г. истец проходил службу в должности командира отделения в пожарной части N 17 по охране п. Артезиан Управления Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия; с 1 июля 2004 г. по 31 октября 2007 г. - в должности командира отделения в пожарной части N 17 по охране п.Артезиан Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Черноземельского района Республики Калмыкия; с 1 ноября 2007 г. по 3 мая 2008 г. - в должности командира отделения в пожарной части N 17 по охране п. Артезиан отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия; с 4 мая 2008 г. по 31 декабря 2008 г. - в должности пожарного в пожарной части N 17 по охране п. Артезиан отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия.
Из справки Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия от 15 сентября 2022 г. N 550 также следует, что приказом МВД по Республике Калмыкия от 20 мая 1999 г. N 192 Отряд ГПС переименован в Управление ГПС МВД по Республике Калмыкия;
Указом Президента РФ N 1309 от 9 ноября 2001 г. Управление ГПС МВД по Республике Калмыкия переименовано в Управление МЧС России по Республике Калмыкия; приказом МЧС Республики Калмыкия от 1 июля 2004 г. N 179 Управление МЧС Республики Калмыкия реорганизовано в Управление по делам ГО и ЧС Черноземельского района; приказом от 1 ноября 2007 г. N 1 Управления по делам ГО и ЧС Черноземельского района данное Управление реорганизовано в Отряд ГПС МЧС России по Республике Калмыкия; приказом от 28 августа 2008 г. N 507 МЧС России Отряд ГПС МЧС России по Республике Калмыкия реорганизован в ЦУС ФПС по Республике Калмыкия с 1 января 2009 г.;
Приказом МЧС России от 22 октября 2009 г. N 604 ЦУС ФПС России по Республике Калмыкия переименован в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия с 1 января 2010 г.; приказом МЧС России от 31 октября 2011 г. N 650 Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия с 1 января 2012 г. переименован в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия"; приказом МЧС России от 7 сентября 2012 г. N 529 ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" реорганизовано в форме выделения из его состава ФГКУ "1отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия".
Судебной коллегией на основании положений
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснений, приведенных в
пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", истребован и приобщен к делу в качестве дополнительного доказательства ответ и.о. начальника Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия от 1 июня 2023 г. о том, что в период с1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. финансирование подразделений Государственной противопожарной службы Республики Калмыкия осуществлялось за счет средств республиканского бюджета.
Следовательно, работа истца в спорные периоды проходила в противопожарной службе субъекта РФ, а не в подразделениях федеральной противопожарной службы.
Учитывая, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный страховой стаж периодов работы в противопожарной службе субъекта РФ, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для включения периода работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Поскольку на дату обращения в пенсионный орган специальный страховой стаж Л. составил менее 25 лет, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия не может признать состоятельными доводы апелляционной жалобы истца, поскольку они противоречат нормам материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Федеральный
закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и не предусматривает возможность назначения такой пенсии с учетом работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъекта, финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации и не входит в структуру государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации.
При таких обстоятельствах поскольку спорный период работы Л. с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, оснований для ее назначения в силу положений Федерального
закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с выводами суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 17 января 2023 г. оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.БАСАНГОВ
Судьи
Н.А.СИДОРЕНКО
О.В.ЦАКИРОВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 июня 2023 г.