Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2024 N 88а-3276/2024(88а-45183/2023) данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 15.09.2023 по делу N 33а-2025/2023 (УИД 01RS0004-01-2023-002036-74)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец был поставлен на учет для предоставления единой социальной выплаты. На момент постановки на учет истец проживал в жилом помещении, принадлежащем его матери. Поскольку в том же жилом помещении проживал брат истца, страдающий психическим заболеванием, проживание в одном доме с ним было невозможно, истец переехал в жилое помещение меньшей площади. Оспариваемым решением изменена дата постановки истца на учет для получения социальной выплаты в связи с умышленным ухудшением жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 15.09.2023 по делу N 33а-2025/2023 (УИД 01RS0004-01-2023-002036-74)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец был поставлен на учет для предоставления единой социальной выплаты. На момент постановки на учет истец проживал в жилом помещении, принадлежащем его матери. Поскольку в том же жилом помещении проживал брат истца, страдающий психическим заболеванием, проживание в одном доме с ним было невозможно, истец переехал в жилое помещение меньшей площади. Оспариваемым решением изменена дата постановки истца на учет для получения социальной выплаты в связи с умышленным ухудшением жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2023 г. по делу N 33а-2025/2023
Судья: Сташ И.Х.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Хапачевой Р.А.,
судей Сиюхова А.Р. и Шишева Б.А.,
при секретаре судебного заседания А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 по ордеру адвоката ФИО7 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19.04.2023, которым постановлено:
"в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к комиссии Главного управления МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании решений незаконными, отказать".
Заслушав доклад судьи Шишева Б.А., объяснения представителя административных ответчиков Главного управления МЧС России по Республике Адыгея, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по доверенности ФИО4, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании решений незаконными. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1, как сотрудник федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, с 16.07.2014 Главным Управлением МЧС России по <адрес> поставлен на учет для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из 5 человек. На момент постановки на учет административный истец с членами семьи был зарегистрирован и проживал в жилом помещении площадью 135,67 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащим его матери ФИО5 на праве собственности. Поскольку в указанном жилом помещении проживал брат административного истца ФИО6, страдающий параноидным шизофреническим расстройством (код диагноза 09/F20), имеющий 2 группу инвалидности и проживание в одном доме с ним было невозможно, ввиду представления опасности для окружающих, ФИО1 с членами семьи вынуждено переехали и зарегистрировались по месту жительства в жилом помещении, площадью 80,94 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, по договору найма.
В июне 2019 года ФИО1, для дальнейшего прохождения службы откомандирован в Главное Управление МЧС России по <адрес> с постановкой на учет для получения единой социальной выплаты, исходя из даты принятия на учет по предыдущему месту службы, то есть с 16.07.2014.
Однако, решением внеочередного заседания комиссии Главного Управления МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения "О правомерности нахождения на учете для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1" от 08.11.2022, оформленным протоколом от 08.11.2022 N, принято считать датой постановки ФИО1 на учет для получения единой социальной выплаты - 10.06.2019, в связи с умышленным ухудшением ФИО1 своих жилищных условий, выразившимся в снятии административного истца и членов его семьи с регистрационного учета по месту жительства в домовладении, принадлежащем его матери, расположенном по адресу: <адрес>, и регистрации по адресу: <адрес>, с 25.02.2014, приведшее к уменьшению обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи административного истца.
Решением комиссии Главного Управления МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по рассмотрению заявления с дополнительным комплектом документов ФИО1 от 25.01.2023, оформленным протоколом от 25.01.2023 N, не установлено наличие условий, необходимых для постановки ФИО1 на учет с 16.07.2014 для получения единой социальной выплаты.
Не соглашаясь с данными решениями, а также указывая, что с первоначальной даты постановки на учет для получения социальной выплаты и по настоящее время в собственности административного истца и членов его семьи жилого помещения не имеется, действий по умышленному ухудшению жилищных условий административный истец не совершал, ФИО1 просил суд признать незаконными вышеназванные решения комиссии Главного Управления МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленные протоколами от 08.11.2022 N и от 25.01.2023 N.
Административный истец ФИО1 и его представитель по ордеру адвокат ФИО7 в судебном заседании суда первой инстанции поддержали заявленные административные исковые требования, просили удовлетворить административный иск в полном объеме.
Представитель административных ответчиков комиссии Главного управления МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по доверенности ФИО8 просил отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО1 - ФИО7, повторяя доводы административного искового заявления, также указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами суда об умышленном ухудшении ФИО1 своих жилищных условий путем снятия с регистрационного учета из жилого помещения, принадлежащего его матери и постановки на регистрационный учет в другое жилое помещение с меньшей площадью, так как, по мнению апеллянта, смена места жительства и регистрации имела вынужденный характер в связи с совместным проживанием в одном жилом помещении брата административного истца ФИО6, страдающего параноидным шизофреническим расстройством (код диагноза 09/F20).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Главное управление МЧС России по Республике Адыгея, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, просит апелляционную жалобу представителя административного истца оставить без удовлетворения.
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО7, будучи извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, направили заявление о рассмотрении административного дела в их отсутствие. С учетом положений статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, являясь сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходившим службу в Главном Управлении МЧС России по Республике Калмыкия, 16.07.2014 поставлен на учет для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Главном Управлении МЧС России по <адрес>, в соответствии с протоколом заседания комиссии от 10.09.2014 N.
ФИО9, совместно с членами своей семьи: супруга ФИО10, сын ФИО9, дочери ФИО11 и ФИО12 в период с 21.11.2007 по 25.02.2014 были зарегистрированы по месту жительства в жилом доме, общей площадью 135,67 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем матери административного истца ФИО5, в котором также проживал родной брат административного истца ФИО6. Учитывая площадь указанного дома, количество проживающих лиц, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи административного истца составляла более 15 кв. м (135,67 кв. м/7 человек).
С 25.02.2014 ФИО1 совместно с членами своей семьи зарегистрировался по месту жительства в жилом помещении площадью 80,94 кв. м, расположенном по адресу: <адрес> по договору найма, где кроме них зарегистрированы еще семь граждан, в связи с чем, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи административного истца составляла менее 15 кв. м, а именно 6,75 кв. м.
В июне 2019 года ФИО1 для дальнейшего прохождения службы откомандирован в Главное Управление МЧС России по Республике Адыгея и приказом ГУ МЧС России по Республике Адыгея от 10.06.2019 N 29-НС назначен на должность заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения Главного Управления МЧС России по Республике Адыгея, с постановкой на учет для получения единой социальной выплаты, исходя из даты принятия на учет по предыдущему месту службы, то есть с 16.07.2014.
В связи с очередностью для получения единой социальной выплаты, учетное дело ФИО1 направлено 29.09.2022 в Управление инвестиций и строительства МЧС России для решения вопроса о выплате единой социальной выплаты, однако, учетное дело административного истца возвращено в ГУ МЧС России по Республике Адыгея, в связи с выявлением факта умышленного ухудшения ФИО1 жилищных условий, для повторного пересмотра вопроса о постановке ФИО1 на учет для получения указанной выплаты.
Решением внеочередного заседания комиссии Главного Управления МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения "О правомерности нахождения на учете для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1" от 08.11.2022, оформленным протоколом от 08.11.2022 N, принято считать датой постановки ФИО1 на учет для получения единой социальной выплаты - 10.06.2019 (л.д. 12 - 14).
Решением комиссии Главного Управления МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по рассмотрению заявления с дополнительным комплектом документов ФИО1 от 25.01.2023, оформленным от 25.01.2023 протоколом N, не установлено наличие условий, необходимых для постановки ФИО1 на учет с 16.07.2014 для получения единой социальной выплаты (л.д. 15-18).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1, ввиду отсутствии нарушений законодательства со стороны административных ответчиков при принятии оспариваемых решений и об отсутствии нарушения прав административно истца.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что основанием для принятия решений явилось то обстоятельство, что ФИО1 совершены действия по ухудшению жилищных условий, а именно намеренно прекращено право пользования жилым домом, общей площадью 135,67 кв. м, расположенным по адресу: <адрес> обеспеченностью на каждого члена семьи площадью более 15 кв. м и осуществлена регистрация в жилом помещении площадью 80,94 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, тем самым уменьшена обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи административного истца.
Между тем с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска судебная коллегия согласиться не может, находя его не основанным на фактических обстоятельствах дела, принятым при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Между тем, на момент обращения с заявлением о постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения у административного истца имелись основания для постановки на учет, поскольку из материалов дела следует, что у административного истца и членов его семьи в собственности жилых помещений не имеется, при этом до постановки на учет, а именно в период с 21.11.2007 по 25.02.2014 административный истец и члены его семьи (супруга ФИО10, сын ФИО9, дочери ФИО11 и ФИО12), а также его брат ФИО6 имели регистрацию в жилом помещении, принадлежащем его матери ФИО5, в качестве членов семьи собственника, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 57).
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 N 416-0).
Согласно пункту 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, в частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
В данном Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, содержится указание на "Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями", код заболеваний по МКБ-10 "F20 - F29; F30 - F33", т.е. параноидное шизофреническое расстройство (код диагноза 09/F20), которым страдает брат административного истца ФИО6 в соответствии с представленной медицинской документацией, что сторонами в судебном заседании первой инстанции не оспаривалось (л.д. 28 - 29).
При таких обстоятельствах довод административного истца ФИО1 об уважительности причины смены места жительства - проживание в одном доме с членами семьи административного истца больного ФИО6, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, является обоснованным и заслуживает внимания.
Анализируя обстоятельства дела в совокупности с вышеприведенными предписаниями действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, при вынесении обжалуемого решения, пришел к необоснованному выводу о правомерности принятых административным ответчиком решений, при этом судом не были учтены существенные для дела обстоятельства, указывающие на то, что административный истец и члены его семьи не ухудшали свои жилищные условия путем намеренного прекращения права пользования жилым домом, общей площадью 135,67 кв. м, расположенным по адресу: <адрес> и регистрации в жилом помещении площадью 80,94 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, с меньшей обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи административного истца, поскольку изменение места жительства произошло вынуждено, по вышеуказанной причине.
Судом не было учтено то, что даже при условии дальнейшего проживания административного истца как члена семьи матери в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, при определении нуждаемости семьи административного истца в улучшении жилищных условий отсутствуют основания для учета площади указанного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности матери ФИО5, поскольку обстоятельство проживания в составе семьи собственника жилого помещения больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, в силу пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ привело к возникновению нуждаемости семьи административного истца в жилом помещении.
При таком положении судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене как постановленное на основе неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьями 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 по ордеру адвоката ФИО7 удовлетворить.
Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19.04.2023 отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования ФИО1 к комиссии Главного управления МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании решений незаконными удовлетворить.
Признать решение заседания комиссии Главного управления МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения "О правомерности нахождения на учете для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1", оформленное протоколом от 08.11.2022 N незаконным.
Признать решение заседания комиссии Главного управления МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения "О рассмотрении заявления с дополнительным комплектом документов о пересмотре вопроса правомерности нахождения на учете для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1", оформленное протоколом от 25.01.2023 N незаконным.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с положениями главы 35 КАС РФ в кассационном порядке в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (350020, <***>) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.А.ХАПАЧЕВА
Судьи
А.Р.СИЮХОВ
Б.А.ШИШЕВ