Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 01.02.2023 по делу N 33-28/2023
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации.
Обстоятельства: Истец неоднократно обращался с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента, но ответчик не произвел перерасчет выплаты, ссылаясь на то, что применение районного коэффициента не предусмотрено законом.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 01.02.2023 по делу N 33-28/2023
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации.
Обстоятельства: Истец неоднократно обращался с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента, но ответчик не произвел перерасчет выплаты, ссылаясь на то, что применение районного коэффициента не предусмотрено законом.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2023 г. по делу N 33-28/2023(33-1056/2022)
Судья Лиджаева Д.Х.
N 2-2909/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова И.В.
судей Антакановой Е.В. Джульчигиновой В.К.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о возложении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента по апелляционной жалобе представителя истца Э. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Антакановой Е.В., выслушав объяснения представителя истца Э., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения ответчика И., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
М. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия (далее - Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия) о возложении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 30 декабря 1996 г. по 14 мая 2003 г. проходил службу в Пожарной части N 6 Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям России по Республике Калмыкия по охране п. Цаган Ю. района Республики Калмыкия.
14 мая 2003 г. он уволен по болезни с должности старшего инспектора ИГПН ПЧ-6 УГПС МЧС России по Республике Калмыкия.
Пожарная часть N 6 МЧС России по Республике Калмыкия находилась в п. Цаган-Ю. района Республики Калмыкия.
В период службы и до настоящего времени он проживает по адресу: ***.
В 2003 г. М. установлена инвалидность *** группы.
26 июня 2003 г. определена стойкая утрата общей трудоспособности в размере 65%.
28 апреля 2009 г. повторно установлена инвалидность *** группы бессрочно.
С марта 2015 г. истец неоднократно обращался в Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации (далее - ЕДК) в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента с 1 января 2013 г., но ответчик до настоящего времени не произвел перерасчет выплаты, ссылаясь на то, что применение районного коэффициента не предусмотрено законом.
Просил обязать Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия выплачивать в его пользу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, с 1 сентября 2022 г. в размере 24 130 рублей 69 копеек, с последующей индексацией в порядке, предусмотренном законодательством; взыскать с ответчика единовременно задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 1 января 2013 г. по 30 августа 2022 г. в размере 883 566 рублей 17 копеек.
Истец М. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель истца Э. иск поддержала, уточнив размер задолженности по ежемесячной денежной компенсации в сумме 880186 рублей 91 копейка.
Представитель ответчика И. иск не признала.
В соответствии со
статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2022 г. в удовлетворении иска М. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Э. просила решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Указала, что с 1 января 2013 г. к денежному довольствию сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы применяется районный коэффициент, установленный
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237. Поскольку служба истца М. проходила в неблагоприятных климатических условиях (в пустынных и безводных местностях), следовательно, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью должна исчисляться с учетом районного коэффициента.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец М., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, что согласно
части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела при данной явке.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, М. проходил службу в должности старшего инспектора ИГПН ПЧ-6 УГПС МЧС России по Республике Калмыкия, расположенной в п. Цаган-Ю. района Республики Калмыкия.
14 мая 2003 г. М. уволен по пункту "ж" статьи 58 Положения о службе в ОВД (по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе).
22 мая 2003 г. М. на основании акта N *** освидетельствования во ВТЭК установлена инвалидность *** группы по причине военной травмы.
26 июня 2003 г. определена стойкая утрата общей трудоспособности в размере 65%.
28 апреля 2009 г. М. повторно установлена инвалидность *** группы бессрочно.
Согласно свидетельству N 67 о регистрации по месту пребывания М. зарегистрирован по адресу: ***.
Из архивной справки Центрального архива МЧС России от 22 июля 2022 г. следует, что в приказе Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия по личному составу от 5 января 2004 г. N 1 значится: Пожарная часть N 6 МЧС по Республике Калмыкия по охране п. Цаган Аман и Юстинского района Республики Калмыкия.
29 января 2016 г. М. обратился к ответчику с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью с учетом районного коэффициента.
Из ответа Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия от 26 февраля 2016 г. N Г-13-1-17 следует, что при начислении денежной компенсации по выплате возмещения вреда здоровью, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, выплата районного коэффициента в соответствии с
Приказом МЧС России от 23 апреля 2013 г. N 280 "Об утверждении Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей", не предусмотрена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований М., суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правилами осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных Приказом МЧС России от 23 апреля 2013 г. N 280, исходил из того, что ответчиком обоснованно производилось начисление ежемесячной денежной компенсации без учета районного коэффициента.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия считает, что с данным выводом суда согласиться нельзя.
В силу
части 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 1 мая 2016 г.) (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (
пункт 8 части 6 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, указанной в
части 5 приведенной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (
часть 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей Приказом МЧС России от 23 апреля 2013 г. N 280 утверждены
Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей (далее - Правила).
Согласно
абзацу 2 пункта 23 Правил размер утраченного денежного довольствия сотрудника для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 г. по 31 декабря 2012 г. включительно, для выплаты ежемесячной денежной компенсации, назначенной в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 г., с коэффициентом 1,55.
В соответствии с
пунктом 2 Приказа МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад), месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Кроме того, в соответствии с
пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынях и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынях и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Указанная норма является императивной и предписывает производить в повышенном размере оплату труда сотрудникам федеральной противопожарной службы, проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями.
Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, а также размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (
часть 16 статьи 2 названного Закона).
Аналогичные положения содержатся в
пункте 58 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N 747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России".
Следовательно, для сотрудников, проходивших службу в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, исходя из приведенных нормативных положений, предусмотрена дополнительная выплата к денежному содержанию, из которого определяется размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, - районный коэффициент.
В силу
пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" территория Республики Калмыкия, ограниченная с севера и запада линией от границы с Астраханской областью через с. Чомпот - с. Северный - пос. Цаган-Нур - с. Бургсун - в 10 км восточнее с. Кегульты, далее до южной границы Приозерного района - с. Шатта - с. Улан-Эрге - с. Ики-Бурул - пос. Южный, с юга по границе Республики Калмыкия со Ставропольским краем и с Республикой Дагестан до Каспийского моря, совхозы "Раздольный", "Северный", им. Чкалова, "Новый", "Ялмата", "Улан-Эргинский", "Красный Путиловец", "Хомутниковский" относится к местности, в которых применяется коэффициент 1,3.
Из материалов дела следует, что М. проходил службу в должности старшего инспектора ИГПН ПЧ-6 УГПС МЧС России по Республике Калмыкия в п. Цаган-Ю. района Республики Калмыкия, расположенного в пустынных и безводных местностях.
Таким образом, выплата ежемесячной денежной компенсации должна исчисляться с применением районного коэффициента 1,3.
При таких данных в период с 2013 г. по апрель 2016 г. ответчик должен был производить расчет ежемесячной денежной компенсации с учетом районного коэффициента, что в нарушение закона им сделано не было.
Кроме того, как видно из пенсионного дела М., в период службы в ИГПН ПЧ-6 УГПС МЧС России по Республике Калмыкия к денежному довольствию ему начислялся и выплачивался районный коэффициент (безводные).
Исчисляя размер ежемесячной денежной компенсации за оспариваемый период, судебная коллегия исходит из справки-расчета ежемесячной выплаты денежной компенсации в возмещение вреда здоровью (далее - справка-расчет) М. за период с 2013 по 2016 гг.
Как видно из справки-расчета за 2013 г., при исчислении размера ежемесячной денежной компенсации ответчиком не производился вычет пенсии по инвалидности, размер компенсации составил 21823 рубля 75 копеек.
С учетом районного коэффициента ежемесячная денежная компенсация за 2013 г. составила: 33575 (денежное довольствие) x 1,55 (повышающий коэффициент) x 65% (размер утраты общей трудоспособности) x 1,3 (районный коэффициент) - 14506 рублей 10 копеек (размер пенсии по инвалидности) = 29468 рублей 75 копеек.
Разница между выплаченной ежемесячной денежной компенсации и причитающейся суммой составила - 7645 рублей (29468,75 - 21823,75).
Таким образом, задолженность за 2013 г. составила 91740 рублей (7645 x 12).
За период с 1 января по 31 декабря 2014 г. ответчиком выплачена истцу ежемесячная денежная компенсация в размере 8171 рубль 90 копеек.
Ежемесячная денежная компенсация с учетом районного коэффициента составила - 24359 рублей 43 копейки (30475 x 1,55 x 65% x 1,3 - 15555,20).
Таким образом, задолженность за 2014 г. составила - 194250 рублей 36 копеек (24359,43 - 8171,90) x 12).
В 2015 г. ответчиком выплачена ежемесячная денежная компенсация в сумме 14612 рублей 56 копеек.
Ежемесячная денежная компенсация с учетом районного коэффициента составила - 23 823 рубля 63 копейки (30475 x 1,55 x 65% x 1,3 - 16 091).
Задолженность за 2015 г. составила - 110532 рубля 84 копейки (23823,63 - 14612,56) x 12).
За период с 1 января по 30 апреля 2016 г. истцу начислена ежемесячная денежная компенсация в размере 13386 рублей 22 копейки.
Ежемесячная денежная компенсация с учетом районного коэффициента за указанный период составила - 22 616 рублей 10 копеек (30475 x 1,55 x 65% x 1,3 - 17298,53).
Следовательно, задолженность за данный период составила 36 919 рублей 52 копейки (22616,10 - 13386,22) x 4).
Федеральным
законом от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ)
часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ изложена в новой редакции: "при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3".
В отличие от ранее действовавшего порядка, предусматривающего назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации сотруднику исходя из размера утраченного им денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, изменения внесенные указанным выше Федеральным
законом в
часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ позволяют гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации, при наличии у них выслуги лет, дающей право на получение пенсии за выслугу лет, получать ежемесячную денежную компенсацию независимо от выбранной ими пенсии (пенсия по инвалидности или пенсия за выслугу лет).
Статьей 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ также было установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции указанного Федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается данному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу названного Федерального
закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Приведенные нормативные положения
статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ предусматривают возможность изменения размера выплачиваемой гражданину ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью только в сторону увеличения исходя из принципа сохранения им прав на получение такой компенсации в размере, определенном по законодательству, действовавшему на момент ее назначения, и не допускают снижения ранее установленного размера компенсации.
Как видно из материалов дела, с 1 мая 2016 г. М. установлен новый размер ежемесячной денежной компенсации - 14627 рублей 57 копеек.
Судебная коллегия считает, что поскольку размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью (22 616 рублей 10 копеек), который должен был выплачиваться М. в соответствии с
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 мая 2016 г., превышает размер указанной компенсации (14627 рублей 57 копеек), исчисленный в соответствии с
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в редакции Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ, то суд первой инстанции пришел к неверному выводу о законности выплаты истцу ежемесячной денежной компенсации в оспариваемый период.
Учитывая, что положения
статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ, которыми изменен механизм расчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, выплачиваемой сотрудникам федеральной противопожарной службы на основании
части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, исключают возможность изменения размера назначенных ранее сумм такой компенсации в сторону уменьшения, судебная коллегия приходит к выводу, что ежемесячная денежная компенсация в размере 22616 рублей 10 копеек должна быть сохранена М.
В соответствии с этой же
статьей закона выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере должна производиться истцу М. до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Поскольку данная сумма ежемесячной денежной компенсации (22616 рублей 10 копеек) является фиксированной, ее индексация Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ не предусмотрена, следовательно, требования истца М. об индексации указанной суммы не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного в пользу истца подлежит взысканию невыплаченная ежемесячная денежная компенсация за периоды:
за май 2016 г. - 7988 рублей 53 копейки (22 616,10 - 14627,57);
за июнь - декабрь 2016 г. - 51650 рублей 20 копеек (22616,10 - 15237, 50) x 7).
Итого: 7988,53 + 51650,20 = 59638 рублей 73 копейки (с мая по декабрь 2016 г.).
Задолженность по ежемесячной денежной компенсации за 2017 г. составила:
размер ЕДК 22616,10 рублей (фиксированная величина).
задолженность (22616,10 - 15237,50) x 12 = 88543 рубля 20 копеек.
Задолженность за 2018 г.
размер ЕДК 22616,10 рублей (фиксированная величина).
Задолженность: (22616,10 - 15237,50) x 12 = 88543 рубля 20 копеек.
Задолженность за 2019 г.:
размер ЕДК 22616,10 рублей (фиксированная величина).
Задолженность: (22616,10 - 15237,50) x 12 = 88543 рубля 20 копеек.
Задолженность за 2020 г.:
размер ЕДК 22 616 рублей 10 копеек;
за период с января по сентябрь 2020 г.: (22616,10 - 16528,95) x 9 = 54784 рубля 35 копеек; с октября по декабрь 2020 г.: (22616,10 - 17025,18) x 3 = 16772 рубля 76 копеек.
Итого за 2020 г.: 54784,35 + 16772,76 = 71557 рублей 11 копеек.
Задолженность за 2021 г.:
размер ЕДК 22 616 рублей 10 копеек;
период с января по сентябрь 2021 г.: (22616,10 - 17025,18) x 9 = 50318 рублей 28 копеек.
Период с октября по декабрь 2021 г.: (22616,10 - 17655,38) x 3 = 14882 рубля 16 копеек.
Итого за 2021 г.: 50318,28 + 14882,16 = 65200 рублей 44 копейки.
Задолженность за период с января по август 2022 г.
размер ЕДК 22 616 рублей 10 копеек;
Период с января по август 2022 г.: (22616,10 - 17655,38) x 8 = 39685 рублей 76 копеек.
Таким образом, общая задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации за период с января 2013 г. по август 2022 г. составила: 935154 рублей 36 копеек (91740 + 194250,36 + 110532,84 + 36919,52 + 59638,73 + 88543,20 + 88543,20 + 88543,20 + 71557,11 + 65200,44 + 39685,76).
Доводы ответчика о взыскании в пользу истца задолженности по ежемесячной денежной компенсации в пределах трех лет, предшествующих предъявлению данного иска, со ссылкой на положения
статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, признаются судебной коллегией несостоятельными.
В соответствии со
статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным
законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Анализ содержания вышеприведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что ее положения подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованиями о возмещении вреда, то есть когда суммы возмещения вреда ранее не назначались и не выплачивались.
Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий спорные правоотношения, не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученной ежемесячной денежной компенсации, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты, следовательно, положения
статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению в данном случае.
Поскольку в оспариваемый период ответчик Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия в нарушение требований закона не производил начисление районного коэффициента, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований М.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 октября 2022 г. отменить.
Иск М. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о возложении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом районного коэффициента удовлетворить частично.
Обязать Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия производить с 1 сентября 2022 г. М. выплату ежемесячной денежной компенсации в размере 22 616 рублей 10 копеек.
Выплату ежемесячной денежной компенсации в указанном размере производить до дня возникновения у М. в соответствии с законодательством Российской Федерации права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Взыскать с Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия (ИНН ***) в пользу М. (паспорт серия *** номер ***) задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации за период с января 2013 г. по август 2022 г. в размере 935154 рублей 36 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий
И.В.БАСАНГОВ
Судьи
В.К.ДЖУЛЬЧИГИНОВА
Е.В.АНТАКАНОВА