Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 11.05.2023 по делу N 33-347/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении, о признании незаконным решения о снятии с учета.
Обстоятельства: Истец полагал, что оспариваемое решение комиссии является незаконным, поскольку смена регистрации его и членов семьи явилась вынужденной мерой и не связана с созданием искусственных условий по ухудшению жилищных условий, поскольку собственник домовладения намеревался продать недвижимое имущество.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 11.05.2023 по делу N 33-347/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении, о признании незаконным решения о снятии с учета.
Обстоятельства: Истец полагал, что оспариваемое решение комиссии является незаконным, поскольку смена регистрации его и членов семьи явилась вынужденной мерой и не связана с созданием искусственных условий по ухудшению жилищных условий, поскольку собственник домовладения намеревался продать недвижимое имущество.
Решение: Удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 мая 2023 г. по делу N 33-347/2023
Судья Надбитова Г.П.
N дела суда первой инстанции 2-233/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Цакировой О.В. и Сидоренко Н.А.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия (далее ГУ МЧС России по Республике Калмыкия) о признании незаконным решения ГУ МЧС России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения и возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по апелляционной жалобе представителя истца Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Сидоренко Н.А. об обстоятельствах дела, выслушав объяснения представителя истца Б., представителя ответчика И., судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что он решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 14 декабря 2018 г. с составом семьи из 5 человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета. 15 сентября 2022 г. решением комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России по Республике Калмыкия решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 14 декабря 2018 г. на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, признано незаконным и С. с составом семьи 5 человек исключен из списков лиц, состоящих для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия. По мнению комиссии С. совершил действия, предусмотренные частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", а именно, 16 мая 2018 г. сменил перед постановкой на учет регистрацию с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Полагал, что решение комиссии от 15 сентября 2022 г. является незаконным, поскольку смена его регистрации и членов семьи явилась вынужденной мерой и не связана с созданием искусственных условий по ухудшению жилищных условий, поскольку собственник домовладения намеревался продать недвижимое имущество. Указанное также подтверждается тем, что в период времени с 1 января 2016 г. по 2021 г. истец с семьей на основании договора найма жилого помещения фактически проживал по иному адресу: АДРЕС1. Тем самым до и после смены адреса регистрации жилищные условия истца и членов его семьи не изменились. На основании протоколов жилищной комиссией ГУ МЧС России по Республике Калмыкия и приказов ГУ МЧС России по Республике Калмыкия истцу выплачивалась компенсация за наем жилого помещения по указанному адресу. С учетом уточнений, просил признать решение комиссии от 15 сентября 2022 г. незаконным, обязать ГУ МЧС России по Республике Калмыкия восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения с составом семьи из 5 человек со дня постановки на учет 14 декабря 2018 г., а также взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В письменных возражениях на исковое заявление начальник ГУ МЧС России по Республике Калмыкия М., не соглашаясь с заявленными требованиями, указал, что довод истца о том, что смена места регистрации не влечет ухудшение жилищных условий, поскольку он фактически проживал по иному адресу, правового значения не имеет. Истец и его супруга приходятся родственниками собственников жилых помещений, в которых они были зарегистрированы в качестве членов семьи. Они добровольно отказались от пользования жилым помещением по месту регистрации, что свидетельствует о намеренном создании нуждаемости в жилье. Сведений о вынужденном характере смены регистрации истцом не представлены.
В письменном отзыве на возражения представителя ответчика представитель истца по доверенности Б. указала, что изменение регистрации истца и членов его семьи не является определяющим обстоятельством, свидетельствующим о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку они фактически не вселялись в жилые помещения по месту регистрации и их жилищные условия с момента постановки на учет до настоящего времени не изменились.
В судебном заседании истец С. и его представитель Б. заявленные требования поддержали. В части требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. отказались, о чем принято процессуальное решение о прекращении производства по данному требованию.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Республике Калмыкия по доверенности И. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку при постановке на учет истец представил недостоверные сведения о нуждаемости в жилом помещении.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2023 г. в удовлетворении исковых требований С. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что вывод суда первой инстанции о совершении истцом действий по ухудшению жилищных условий сделан без учета положений подпункта "б" пункта 5 Правил, статей 31 и 69 Жилищного кодекса РФ. Суд первой инстанции не дал оценку представленным истцом доказательствам, подтверждающим осуществление выплаты С. компенсации за наем жилого помещения. Лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях. Указанная позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 1655-О. При таких обстоятельствах обжалуемое решение является незаконным и принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Б. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Республике Калмыкия по доверенности И. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Истец С., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав объяснения явившихся лиц и изучив материалы учетного дела С., судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, С. проходит службу в ФГБУ "1 ОФПС по Республике Калмыкия" и имеет следующий состав семьи: он, супруга ФИО1, дочь ФИО2, сын ФИО3, дочь ФИО4.
Решением Жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 14 декабря 2018 г. (протокол N 41) С. с составом семьи из 5 человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по условиям подпункта 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
15 сентября 2022 г. решением комиссии (протокол N 09/2022) ГУ МЧС России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России по РК (далее - Комиссия) решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 14 декабря 2018 г. на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила), признано незаконным и С. с составом семьи 5 человек исключен из списков лиц, состоящих для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 4, 5, 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, пришел к выводу о правомерности снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета и отсутствии правовых оснований для постановки истца на такой учет в связи с тем, что истцом менее чем за пять лет до рассмотрения жилищным органом вопроса о наличии права для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения совершены действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий с намерением приобретения права состоять на соответствующем учете как нуждающийся в получении единовременной социальной выплаты.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку они не соответствуют требованиям материального закона и основаны на неправильном применении норм материального права.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона предусмотрено право сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются подтверждающие документы.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Таким образом, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В силу подпункта "г" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Из приведенных норм материального права следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты при совершении действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона неразрывно связаны с намерением такого лица получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются: установление при совершении истцом и членами его семьи действий по распоряжению принадлежащим им недвижимым имуществом намерений получить социальную выплату в большем размере и привели ли данные действия к ухудшению жилищных условий.
Как следует из содержания решения комиссии от 15 сентября 2022 г. С. и члены его семьи с 5 сентября 2017 г. постоянно были зарегистрированы в квартире по адресу: АДРЕС2. Исходя из площади квартиры (113,2 кв. м) и количества зарегистрированных лиц (6 человек) обеспеченность по указанному адресу на каждого члена семьи приходилась в 18,8 кв. м. Перед постановкой на учет С. и члены его семьи 16 мая 2018 г. меняют место регистрации и регистрируются в домовладении по адресу: АДРЕС3, площадь которого составляет 100 кв. м при количестве зарегистрированных граждан 6 человек.
Тем самым, комиссия решила, что изменение места регистрации семьи С. является намеренным действием сотрудника, повлекшим ухудшение его жилищных условий, поскольку именно в результате этих действий (снятие с регистрационного учета и постановка на регистрационный учет по новому адресу) он приобрел статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
В судебном заседании суда первой инстанции установлено, что С. совместно с супругой ФИО1 и детьми с 5 сентября 2017 г. по 16 мая 2018 г. были зарегистрированы в квартире, общей площадью 113,2 кв. м, принадлежащей отцу ФИО1 ФИО5 на праве собственности, по адресу: АДРЕС2.
16 мая 2018 г. С. и члены его семьи вновь изменили место регистрации, зарегистрировавшись в домовладении у своего дяди ФИО6 по адресу: АДРЕС3.
При этом, как следует из пояснений истца, фактически он со своей семьей с 2016 г. проживал в квартире по адресу: АДРЕС1.
Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается, а также подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания истца и членов его семьи от 10 мая 2017 г., 20 февраля 2018 г., 6 марта 2019 г.; договорами найма жилого помещения от 19 января 2016 г., 1 января 2017 г., 1 января 2018 г.; решениями жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 2 декабря 2016 г. (протокол N 17), 15 июня 2017 г. (протокол N 24), 15 июня 2018 г. (протокол N 36), 14 июня 2019 г. (протокол N 04/2019) о выплате С. денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения; приказами ФГКУ "1 ОФПС по Республике Калмыкия" о выплате компенсации за наем жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, названные выше лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях.
Поскольку с 2016 г. С., его супруга и дети являлись членами самостоятельной и обособленной семьи, вели собственное хозяйство и проживали отдельно, то они не могли быть признаны проживающими членами семей собственников жилых помещений, в которых были зарегистрированы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Учитывая, что в силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, смена места регистрации не может считаться намеренным действием по ухудшению жилищных условий.
Исходя из указанных положений закона и фактических обстоятельств дела, действия истцов по снятию с регистрационного учета из жилых помещений своих родственников, проживание своей семьей в отдельной квартире не является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что совершенные истцом и его семьей действия привели к ухудшению жилищных условий и были направлены на получение социальной выплаты в большем размере являются неверными, основанными на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права, а также на иной оценке имеющихся в материалах гражданского дела доказательств.
При таких данных решение суда первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2023 г. отменить.
Исковые требования С. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Республики Калмыкия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по Республики Калмыкия, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России по Республики Калмыкия от 15 сентября 2022 года N 09/2022 о признании решения комиссии Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия от 14 декабря 2018 г. N 41 незаконным и исключении С. с составом семьи 5 человек из списков лиц, состоящих для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Главном управлении МЧС России по Республике Калмыкия.
Возложить обязанность на Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия восстановить С. с составом семьи 5 человек в списки лиц, состоящих для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Главном управлении МЧС России по Республике Калмыкия, с момента обращения 14 декабря 2018 г.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в городе Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.Д.КОЧЕНКОВА
Судьи
О.В.ЦАКИРОВА
Н.А.СИДОРЕНКО
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 мая 2023 г.