Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 14.03.2023 по делу N 33-172/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета, восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что ранее не получал единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. Никаких намеренных действий с целью искусственного ухудшения жилищных условий не совершал, не имеет собственного жилья, вынужден проживать в неприемлемых условиях.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 14.03.2023 по делу N 33-172/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета, восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что ранее не получал единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. Никаких намеренных действий с целью искусственного ухудшения жилищных условий не совершал, не имеет собственного жилья, вынужден проживать в неприемлемых условиях.
Решение: Отказано.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2023 г. по делу N 33-172/2023
Судья Согданова Е.Е.
N дела суда первой инстанции 2-3324/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.
судей Андреевой А.В. и Сидоренко Н.А.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.С. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о признании незаконным решения о снятии с учета, восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты по апелляционной жалобе истца М.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Сидоренко Н.А. об обстоятельствах дела, выслушав объяснения представителя ответчика О., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
М.С. обратился в суд с указанным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия (далее - ГУ МЧС по Республике Калмыкия), мотивируя следующим. В период с 1994 года по 2015 год проходил службу в ФПС ГПС ГУ МЧС по Республике Калмыкия, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 24 лет. С 29 июля 2014 года поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи 2 человека: истец и его супруга. 15 сентября 2022 года Комиссией ГУ МЧС по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения решение жилищной комиссии от 29 июля 2014 года признано незаконным, истец исключен из вышеуказанного списка лиц, состоящих для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в ГУ МЧС России по РК с составом 3 человека. Согласно выписке из протокола заседания комиссии N 09/2022 от 15 сентября 2022 года основанием к принятию указанного решения послужило, что М.И.С. совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и тем самым приобрел статус нуждающегося в получении социальной выплаты, а именно в ноябре 2012 снят с регистрационного учета по адресу: <...>, где обеспеченность на каждого члена семьи составляла 32,39 кв. м и зарегистрировался по адресу: <...>, где обеспеченность на одного члена семьи с учетом всех проживающих лиц составила 10,88 кв. м. Указывает, что ранее не получал единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. Никаких намеренных действий с целью искусственного ухудшения жилищных условий не совершал, до настоящего времени не имеет собственного жилья, вынужден проживать в неприемлемых условиях. Просит признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС по Республике Калмыкия, оформленное протоколом N 09/2022 от 15 сентября 2022 года, о снятии с учета на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения М.С. с составом семьи 3 человека; обязать восстановить М.С. на учет на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи 2 человека с даты постановки на учет с 29 июля 2014 года.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований М.С. отказано.
В апелляционной жалобе истец М.С. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что с 2006 года он со своей семьей фактически проживали в здании магазина, расположенного по адресу: <...>. Данное помещение является нежилым, его собственником является супруга М.А.И. Как показали допрошенные судом свидетели, в 2006 году между его матерью и супругой возник конфликт, вследствие чего он со своей семьей стали проживать в здании магазина. Полагает, что оснований ставить под сомнение показания свидетелей у суда не имелось. Совершенные действия по снятию с регистрационного учета по одному адресу и постановка на учет по другому адресу намеренными не являлись. Данные формальные действия не привели к ухудшению жилищных условий его семьи, поскольку фактически по изначальному адресу с 2006 года они не проживали.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика О. возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Истец М.С., надлежаще извещенный о слушании дела в суд апелляционной инстанции не явился, просил рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.
В силу статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что установленные судом обстоятельства свидетельствуют о совершении истцом умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий его семьи и постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ранее 5 лет со дня совершения намеренных действий, что является одним из оснований для снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем оспариваемое решение комиссии является законным.
С такими выводами суда следует согласиться.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
По смыслу Федерального закона основанием для отказа в принятии сотрудника на учет и для снятия его с учета является совершение таких действий, которые привели к приобретению права состоять на учете, которого в противном случае у сотрудника не имелось бы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, М.С. в период с 1994 года по 2015 год проходил службу в ФПС ГПС ГУ МЧС по Республике Калмыкия, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 24 лет.
3 июня 2014 года М.С. обратился в комиссию ГУ МЧС по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 3 человека: истец, М.И.И. (супруга), М.А.С., <...> года рождения (дочь).
С 29 июля 2014 года поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи 3 человека: истец, М.И.И., М.А.С.
15 сентября 2022 года Комиссией ГУ МЧС по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения решение жилищной комиссии от 29 июля 2014 года признано незаконным, М.С. исключен из вышеуказанного списка лиц, состоящих для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия с составом 3 человека.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии N 09/2022 от 15 сентября 2022 года основанием к принятию решения послужило следующее.
Так, согласно представленной выписке из лицевого счета от 17 июня 2014 года N 275 М.С. и члены его семьи с марта 2001 года по ноябрь 2012 года были зарегистрированы по адресу: <...>, вселены в качестве членов семьи собственника - матери истца М.Г. Общая площадь жилого помещения составляет 96,87 кв. м, зарегистрированных 3 человека. Таким образом, обеспеченность по указанному адресу на каждого члена семьи приходилась в 32,39 кв. м, что более чем в два раза превышает учетную норму. В ноябре 2012 года М.С. и члены его семьи изменили место регистрации по месту жительства на адрес: <...>, собственником которого является не родственник В. Общая площадь жилого помещения составляет 65,32 кв. м, зарегистрированных 6 человек, следовательно, обеспеченность на одного человека составляет 10,88 кв. м.
В судебном заседании истец пояснил, что с прежнего места жительства по адресу<...>, выехали ввиду конфликта с матерью, зарегистрировались вынуждено у В. по адресу: <...>, фактически проживают с 2006 года по настоящее время в здании магазина.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 2 августа 2013 года, выданным Управлением Росреестра по Республике Калмыкия, (основание договор на реконструкцию жилого дома под магазин от 20 июля 2005 года), супруга истца М.И.И. со 2 августа 2013 года является собственником здания магазина и земельного участка, расположенного по адресу: <...>.
В то же время ранее М.И.И. являлась собственником земельного участка, площадью 460 кв. м, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <...> (свидетельство государственной регистрации права собственности от 07 июля 2005 года, выдано Управлением Росреестра по Республике Калмыкия, основание договор купли-продажи от 9 июня 2005 года).
Кроме того, согласно выписке из ЕГРП от 31 марта 2014 года в период с 19 декабря 2003 года по 6 ноября 2008 года истец являлся собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
Судом установлено, что мать истца М.Г. умерла в 2018 году, истец отказался в пользу отца от наследства, оставшегося после матери в виде квартиры, расположенной по адресу: <...>.
При подаче заявления в комиссию по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения для обеспечения служебным жилым помещением в 2012 году истец указал место жительства и регистрации: <...> (л.д. 15-17).
Из учетного дела М.С. усматривается, что в заявлении от 3 июня 2014 года истец указал место проживания: <...>.
Таким образом, истец был вселен в жилое помещение с согласия собственника жилого помещения (матери М.Г.) в качестве члена семьи и в период с марта 2001 года по ноябрь 2012 года обеспечен жилой площадью в размере более 15 кв. м на человека.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отнесся критически к показаниям истца и свидетелей о вынужденной смене места жительства семьи М.С. в связи с конфликтом с матерью в 2006 году, поскольку до 2008 года истец сам являлся собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенной по адресу: <...>.
Довод жалобы истца о том, что действия по снятию с учета с жилого помещения, принадлежащего матери, не привели к ухудшению жилищных условий его семьи, не обоснован, не подтверждается материалами дела, показания свидетелей (супруги истца и родственницы) опровергаются содержанием документов о месте жительства истца с семьей в жилом доме матери по ноябрь 2012 года.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о совершении истцом умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий его семьи и постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ранее 5 лет со дня совершения намеренных действий, что является одним из оснований для снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2022 года оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.БАСАНГОВ
Судьи
А.В.АНДРЕЕВА
Н.А.СИДОРЕНКО
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 марта 2023 г.