Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 27.06.2023 N 33а-484/2023 по делу N 2а-120/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учете и произвести выплату.
Обстоятельства: Снятие истицы с регистрационного учета по прежнему месту жительства было вызвано вступлением в брак с истцом, что свидетельствует об отсутствии у истицы намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 27.06.2023 N 33а-484/2023 по делу N 2а-120/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учете и произвести выплату.
Обстоятельства: Снятие истицы с регистрационного учета по прежнему месту жительства было вызвано вступлением в брак с истцом, что свидетельствует об отсутствии у истицы намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2023 г. N 33а-484/2023
Судья: Нидеев Е.Н. | Дело N 2а-120/2022 |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Сангаджиевой Б.Т.,
судей Буджаевой С.А. и Джульчигиновой В.К.
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.А. и М.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей М.А., М.А., М.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве Куца А.С. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 5 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Сангаджиевой Б.Т. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, возражения административных истцов М.А. и М.С., их представителя Н. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
М.А. и М.С., действующие в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что М.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на различных должностях. Решением комиссии УФСИН России по Астраханской области 29 марта 2016 года М.А. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи: супруга - М.С., сын - М.А., <...> года рождения. В мае 2018 года М.А. переведен на должность фельдшера Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 77 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ "МСЧ N 77 ФСИН"), относящегося к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве (далее - УФСИН России по г. Москве). 14 марта 2019 года он обратился с рапортом на имя начальника УФСИН России по г. Москве о внесении изменений в учетное дело в связи с рождением детей - М.А., <...> года рождения, М.А., <...> года рождения, и присвоением его семье статуса многодетной.
Решением комиссии УФСИН России по г. Москве от 19 апреля 2019 года М.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения со ссылкой на положения
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Выписка из указанного решения направлена в адрес М.А. 14 мая 2019 года. В январе 2021 года М.С. обратилась в УФСИН России по г. Москве с заявлением о постановке М.А. и членов его семьи на учет с 29 марта 2016 года. 9 февраля 2021 года из УФСИН России по г. Москве поступило письменное сообщение, из которого следовало, что при рассмотрении заявления М.А. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения комиссия УФСИН России по г. Москве пришла к выводу о том, что супруга М.А. - М.С. намеренно ухудшила свои жилищные условия, снявшись 27 сентября 2013 года с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее матери по адресу: Республика Калмыкия, ***, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляла более 15 кв. м.
Указанное решение истцы считают незаконным, поскольку снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства было вызвано вступлением 24 августа 2013 года в брак с М.А., то есть созданием семьи, что свидетельствует об отсутствии с их стороны намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий. В связи с этим просят суд признать незаконным решение комиссии УФСИН России по г. Москве от 19 апреля 2019 года в части отказа М.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить обязанность на УФСИН России по г. Москве восстановить М.А. с составом семьи на учете с момента подачи заявления, то есть с 29 марта 2016 года и произвести выплату согласно очередности.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 5 мая 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение комиссии УФСИН России по г. Москве от 19 апреля 2019 года N 6 в части отказа М.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На УФСИН России по г. Москве возложена обязанность восстановить на учете М.А. с составом семьи 5 (пять) человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения, то есть с 29 марта 2016 года и произвести выплату согласно очередности.
На данное решение представителем административного ответчика Куцем А.С. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что в решении признано незаконным решение комиссии N 6 от 19 апреля 2019 г., в то время как М.А. было отказано решением N 4 комиссии от той же даты. Кроме этого, в адрес административного ответчика не было направлено определение суда о рассмотрении ходатайства о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Не согласен с выводом суда об отсутствии намеренного ухудшения жилищных условий со стороны супруги М.А. - М.С. Полагал, что решение комиссии принято в рамках действующего законодательства с учетом предоставленных ей полномочий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 сентября 2022 года решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 5 мая 2022 года отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06 апреля 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 сентября 2022 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Калмыкия в ином составе судей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы М.А. и М.С., их представитель Н. возражали против доводов апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, заблаговременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились в суд без представления доказательств уважительности причин неявки и не ходатайствовали об отложении судебного заседания, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного производства РФ (далее - КАС РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, допросив свидетеля П.Б., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, М.А. с 2008 года проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на различных должностях, в частности с 24 июня 2008 года по 31 декабря 2013 года в Управлении ФСИН России по Республике Калмыкия, с 1 января 2014 года по 9 мая 2018 года в ФКУЗ "МСЧ N 30 ФСИН", с 10 мая 2018 года в ФКУЗ "МСЧ N 77 ФСИН".
24 августа 2013 года между М.А. и П.С. зарегистрирован брак. После заключения брака П.С. присвоена фамилия М.
29 марта 2016 года решением комиссии УФСИН России по Астраханской области М.А. поставлен на учет для получения предусмотренной Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи: супруга - М.С., сын - М.А., <...> года рождения. 10 мая 2018 года М.А. переведен на должность фельдшера ФКУЗ "МСЧ N 77 ФСИН", относящегося к УФСИН России по г. Москве. 14 марта 2019 года М.А. обратился с рапортом на имя начальника УФСИН России по г. Москве о внесении изменений в учетное дело в связи с рождением детей - М.А., <...> года рождения, М.А., <...> года рождения, и присвоением статуса "многодетная семья". Решением комиссии УФСИН России по г. Москве от 19 апреля 2019 года М.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения со ссылкой на положения
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, в связи с ухудшением супругой М.А. - М.С. своих жилищных условий (снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляла более 15 кв. м).
Разрешая административное дело и удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что снятие 27 сентября 2013 года М.С. с регистрационного учета по прежнему месту жительства, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляла более 15 кв. м, было вызвано вступлением 24 августа 2013 года в брак с М.А., то есть созданием семьи, что свидетельствует об отсутствии у последней намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а потому 29 марта 2016 года административные истцы правомерно были поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты, и признал обжалуемое решение комиссии УФСИН России по г. Москве незаконным.
Судебная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Закона N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно
части 8 статьи 4 Закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила).
В соответствии с
пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из материалов дела, М.А. с 2008 года проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на различных должностях. 29 марта 2016 года решением комиссии УФСИН России по Астраханской области М.А. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи: супруга - М.С., сын - М.А., <...> года рождения.
Решением комиссии УФСИН России по г. Москве от 19 апреля 2019 года М.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с
частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. Указано, что при рассмотрении вопроса о постановке на учет М.А. комиссией УФСИН России по Астраханской области не был учтен факт ухудшения жилищных условий супругой сотрудника путем снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства 27 сентября 2013 года по адресу: Республика Калмыкия, ***, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляла более 15 кв. м (24,2 кв. м).
Между тем, из материалов дела видно, что 24 августа 2013 года между М.А. и П.С. был зарегистрирован брак. После заключения брака П.С. присвоена фамилия М. С 27 сентября 2013 года М.С. зарегистрирована по адресу: Республика Калмыкия, ***.
Согласно показаниям свидетеля П.Б., допрошенного судом апелляционной инстанции, после заключения брака в 2013 году с М.А. его дочь М. (П.) собрала вещи и уехала из с. Троицкого к мужу в ***. Вскоре после свадьбы она зарегистрировалась в *** у родителей своего мужа. Все трое детей М-вых с момента рождения также зарегистрированы в ***, являющимся местом постоянного проживания их семьи.
При таких данных следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что снятие в 2013 года М.С. с регистрационного учета по прежнему месту жительства в *** было вызвано вступлением 24 августа 2013 года в брак с М.А., что свидетельствует об отсутствии у М.С. намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о намеренном ухудшении супругой М.А. жилищных условий не основан ни на установленных обстоятельствах дела, ни на действующем законодательстве, регулирующем спорное правоотношение (в пункте 8 статьи Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ указаны действия, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий).
Каких-либо объективных доказательств намеренного отказа в 2013 году (задолго до постановки на учет) М.С. от прав на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ее матери, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Ссылка жалобы на то, что в решении признано незаконным решение комиссии N 6 от 19 апреля 2019 г., в то время как М.А. было отказано решением N 4 комиссии от той же даты, свидетельствует о допущенной судом описке, которая может быть исправлена путем подачи заявления в порядке
ст. 184 КАС РФ.
Указание на то, что в адрес административного ответчика не было направлено определение суда о рассмотрении ходатайства о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, в силу
ч. 5 ст. 310 КАС РФ также не может повлечь отмену состоявшегося законного и обоснованного решения.
Учитывая изложенное, состоявшееся решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь
статьями 308,
309,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 5 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве Куца А.С. - без удовлетворения.
На апелляционное определение в течение шести месяцев со дня его принятия может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Б.Т.САНГАДЖИЕВА
Судьи
С.А.БУДЖАЕВА
В.К.ДЖУЛЬЧИГИНОВА
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 июня 2023 г.