Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 01.06.2023 N 33-425/2023 по делу N 2-48/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком не исполнены обязательства по выплате компенсации за неиспользованные части ежегодных основных отпусков истца.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 01.06.2023 N 33-425/2023 по делу N 2-48/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком не исполнены обязательства по выплате компенсации за неиспользованные части ежегодных основных отпусков истца.
Решение: Отказано.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2023 г. N 33-425/2023
Судья Манджиев О.Б.
Дело 2-48/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Сидоренко Н.А. и Цакировой О.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия" о взыскании денежной компенсации за неиспользованные части ежегодных основных отпусков по апелляционной жалобе истца Х. на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 20 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия" и третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия О., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Х. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия" (далее - ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия") о взыскании денежной компенсации за неиспользованные части ежегодных основных отпусков, мотивируя следующим.
В период с 26 ноября 2008 года по 29 августа 2022 года он проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, в том числе с 2014 года по 2022 год - в ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия", расположенном в п. Яшкуль Яшкульского района Республики Калмыкия. Приказом ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия" N 321-лс от 26 августа 2022 года он уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В период несения службы ему ежегодно предоставлялся основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, дополнительные отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, а также за ненормированный рабочий день. Полагает, что с момента вступления в законную силу Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в силу части 1 статьи 59 названного закона ему как лицу, проходящему службу в безводной местности, в период с 2019 года по 2022 год полагался ежегодный основной отпуск продолжительностью 45 календарных дней. Факт отнесения Яшкульского района Республики Калмыкия к безводной местности подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", на основании которого на протяжении периода службы он получал денежное довольствие с учетом безводного коэффициента. В этой связи неиспользованная часть ежегодных основных отпусков за период 2019-2022 годы составляет 60 дней. Просил взыскать с ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия" денежную компенсацию за указанные неиспользованные части ежегодных основных отпусков в размере 158700 рублей 69 копеек.
При уточнении исковых требований Х. просил суд взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию за неиспользованные части ежегодных основных отпусков за период 2019-2022 годы в размере 152 553 рубля 30 копеек, пояснив, что при расчете первоначальной денежной суммы, подлежащей взысканию, произошла техническая ошибка. Кроме того, просил взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные на оплату услуг представителя, в размере 16300 рублей.
В судебном заседании истец Х. и его представитель У. уточненные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Начальник юридической службы УФСИН России по Республике Калмыкия О., представляющий интересы ответчика ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия" и третьего лица УФСИН России по Республике Калмыкия, исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, пояснив, что Перечень местностей Российской Федерации с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где сотрудникам, в том числе органов уголовно-исполнительной системы, предоставляются очередные ежегодные отпуска продолжительностью 45 календарных дней, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48. В указанном Перечне Яшкульский район Республики Калмыкия, в котором Х. проходил службу в спорные периоды, отсутствует. В связи с этим правовых оснований для выплаты ему компенсации за неиспользованные части ежегодных основных отпусков не имеется.
Представитель ответчика ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия" М. поддержала доводы возражений начальника юридической службы УФСИН России по Республике Калмыкия О., просила в удовлетворении иска отказать.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 20 марта 2023 года отказано в удовлетворении исковых требований Х.
В апелляционной жалобе истец Х. просил решение отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований по доводам, изложенным в иске. Указал, что являются ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что основания предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежегодного основного отпуска продолжительностью 45 календарных дней регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48 "Об отпусках лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, проходящих службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями". Данный нормативный правовой акт применялся к сотрудникам уголовно-исполнительной системы до 1 августа 2018 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". В настоящее время названное Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48 полностью противоречит положениям части 1 статьи 59 данного Федерального закона, устанавливающей лицам, проходящим службу в безводной местности, ежегодный основной отпуск продолжительностью 45 календарных дней. При этом статьей 97 этого же Федерального закона предусмотрено, что до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Судом первой инстанции не учтено, что Яшкульский район Республики Калмыкия с учетом его климатических условий является безводной местностью, поскольку на его территории фактически отсутствуют естественные источники воды. Данное обстоятельство подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", где Яшкульский район Республики Калмыкия определен в качестве безводной местности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Х. и его представитель У., надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, не явились. Представитель У. посредством телефонограммы, адресованной суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Начальник юридической службы УФСИН России по Республике Калмыкия О., представляющий интересы ответчика ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия" и третьего лица УФСИН России по Республике Калмыкия, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 58 и 59 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"), Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48 "Об отпусках лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, проходящих службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48) и исходил из того, что правовых оснований для предоставления истцу ежегодного основного отпуска продолжительностью 45 календарных дней в спорный период службы в ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республики Калмыкия" не имелось. Яшкульский район Республики Калмыкия не указан в Перечне местностей Российской Федерации с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где сотрудникам, в том числе органов уголовно-исполнительной системы, предоставляются очередные ежегодные отпуска продолжительностью 45 календарных дней, утвержденном названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48.
С такими выводами суда следует согласиться ввиду их соответствия нормам материального и процессуального законов, а также фактическим обстоятельствам дела.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, являются предметом регулирования Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (часть 1 статьи 2 названного Федерального закона).
Данный Федеральный закон вступил в законную силу 1 августа 2018 года.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено право сотрудника уголовно-исполнительной системы на отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 58 данного Федерального закона сотруднику предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия: основной отпуск; дополнительные отпуска; каникулярный отпуск; отпуск по личным обстоятельствам; отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы; другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Основной и дополнительные отпуска сотруднику предоставляются ежегодно начиная с года поступления на службу в уголовно-исполнительной системе (часть 2 статьи 58 Федерального закона).
Частью 9 этой статьи установлено, что сотруднику, проходящему службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, а также во вредных условиях, замена части отпуска денежной компенсацией, как правило, не допускается, за исключением случая его увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии с части 11 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в учреждениях и органах по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
В силу части 1 статьи 59 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сотруднику ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 45 календарных дней.
При определении продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни (но не более 10 дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (часть 2 статьи 59 указанного Федерального закона).
Перечень местностей Российской Федерации с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где сотрудникам, в частности уголовно-исполнительной системы, предоставляются очередные ежегодные отпуска продолжительностью 45 календарных дней, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Х. с 26 ноября 2008 года по 29 августа 2022 года непрерывно проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должностях рядового и начальствующего состава, в том числе с сентября 2017 года по февраль 2019 года - в должности старшего инспектора отдела безопасности ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия", а с февраля 2019 года по 29 августа 2022 года - в должности начальника отдела специального учета данного исправительного учреждения, расположенного в п. Яшкуль Яшкульского района Республики Калмыкия.
За период с 2019 года по 2022 год Х. на основании приказов ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия" предоставлялись ежегодные основные отпуска продолжительностью 30 календарных дней (без учета выходных и нерабочих праздничных дней, а также времени на проезд к месту проведения отпуска).
Приказом УФСИН России по Республике Калмыкия N 231-лс от 26 августа 2022 года с Х. расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, с 29 августа 2022 года он уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что Яшкульский район Республики Калмыкия, где проходил службу Х. в спорный период, не указан в Перечне местностей Российской Федерации с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где сотрудникам, в частности уголовно-исполнительной системы, предоставляются очередные ежегодные отпуска продолжительностью 45 календарных дней, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления ему в 2019-2022 годах ежегодных основных отпусков продолжительностью 45 дней и, соответственно, денежной компенсации за неиспользованные части указанных отпусков.
Судебная коллегия считает необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что названное Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48 применялось к сотрудникам уголовно-исполнительной системы до 1 августа 2018 года - вступления в законную силу Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", противоречит положениям части 1 статьи 59 названного Федерального закона и в силу статьи 97 указанного Федерального закона не подлежит применению до приведения в соответствие с ним.
Данные утверждения истца основаны на неверном толковании норм материального права.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48, вопреки доводам жалобы, не противоречит положениям части 1 статьи 59 названного Федерального закона, а, напротив, конкретизирует и раскрывает применительно, в том числе к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, местности Российской Федерации с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где предоставляются очередные ежегодные отпуска продолжительностью 45 календарных дней.
Указанное Постановление, как на момент спорных правоотношений, так и в настоящее время, имело законную силу и неоднократно после принятия Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" подвергалось изменениям - в редакциях Федерального закона от 30 ноября 2019 года N 1553 и от 21 мая 2020 года N 723.
Ссылки в жалобе на Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", приведенные истцом в обоснование заявленных требований, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку данное нормативный правовой акт имеет иной предмет правового регулирования и порядок предоставления отпусков не устанавливает.
То обстоятельство, что истец в спорный период времени получал денежное довольствие с учетом установленного названным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации безводного коэффициента, не свидетельствует о наличии у него права на основной отпуск продолжительностью 45 дней, поскольку, как верно установлено судом первой инстанции, порядок предоставления отпусков регламентируется иным специальным нормативным правовым актом - Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 года N 48.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований для которой не имеется, а поэтому подлежат отклонению.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам, правильно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения, отсутствуют нарушения норм процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 20 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.БАСАНГОВ
Судьи
Н.А.СИДОРЕНКО
О.В.ЦАКИРОВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 июня 2023 года.