Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2023 по делу N 88-2056/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 12.08.2022 по делу N 33-1569/2022
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об обязании устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой в деятельности ответчика выявлены нарушения правил противопожарного режима в РФ.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 12.08.2022 по делу N 33-1569/2022
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об обязании устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой в деятельности ответчика выявлены нарушения правил противопожарного режима в РФ.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 августа 2022 г. по делу N 33-1569/2022
Судья: Горюнова М.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Тачахова Р.З.,
судей Муращенко М.Д. и Боджокова Н.К.,
при секретаре судебного заседания Д.,
с участием прокурора Аутлева А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика УФСИН России по Республике Адыгея на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 16 марта 2022 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея к ФКУ "КП-3 УФСИН России по Республике Адыгея", УФСИН России по Республике Адыгея об обязании устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.
Возложить на УФСИН России по Республике Адыгея обязанность профинансировать и на ФКУ "КП~3 УФСИН России по Республике Адыгея" обязанность привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию административного здания, устранить в спальном помещении на втором этаже совместную прокладку кабелей и проводов СПЗ (система противопожарной защиты) с кабелями и проводами иного назначения в одном коробе, разработать и утвердить в соответствии проектную документацию на автоматическую пожарную сигнализацию, заключить договор по техническому обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации на 2022 год, организовать забор воды из пожарного водоема в любое время года, прекратить сброс жидких бытовых отходов в место, не предназначенное для обращения с такими отходами.
В удовлетворении исковых требований прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея к ФКУ "КП-3 УФСИН России по Республике Адыгея", УФСИН России по Республике Адыгея об обязании пройти обучение по пожарно-техническому минимуму ответственным лицам (руководителю), привести в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию на производственных участках N 1 и N 2 "Мясо птицы" отказать.
Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К., доводы представителя ответчика УФСИН России по РА - М. по апелляционной жалобе, возражения на апелляционную жалобу прокурора Аутлева А.М., судебная коллегия
установила:
Прокурор Тахтамукайского района Республики Адыгея обратился в суд с иском к ФКУ "КП-3 УФСИН России по Республике Адыгея", УФСИН России по Республике Адыгея об обязании устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, в обоснование указав, что прокуратурой с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Тахтамукайскому, Теучежскому районам и городу Адыгейску УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Адыгея, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея в г. Адыгейске, Тахтамукайском и Теучежском районах проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой в деятельности ФКУ "КП - 3 УФСИН России по Республике Адыгея" выявлены нарушения
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479,
Приказа МЧС Российской Федерации Российской Федерации от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудовании, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения: и автоматической пожарной сигнализацией", федерального
закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Свода правил 6.13330.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", утвержденных и введенных в действие Приказом МЧС Российской Федерации от 06.04.2021 N 200.
Кроме этого, в ходе проверки установлено, что водоснабжение ФКУ "КП - 3 УФСИН России по Республике Адыгея" обеспечивается ФКУ "ИК-2 УФСИН России по Республике Адыгея". При этом, в деятельности ФКУ "КП-3 УФСИН России по Республике Адыгея" выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности нарушения п. 1 СанПиН 2Л.3684-21,
п. 17 СанПиН 2.1.3684-21.
Просил возложить на УФСИН России по Республике Адыгея и ФКУ "КП-3 УФСИН России по Республике Адыгея" обязанность устранить следующие нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства:
- привести в соответствие с
п. 54 Правил противопожарного режима в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию административного здания ФКУ;
- пройти в соответствии с
п. 3 Правил противопожарного режима обучение по пожарно-техническому минимуму ответственным лицам (руководителю) ФКУ;
- в соответствии 4 со статьей
Закона N 123-ФЗ, ч. 6 п. 6.6 СП 6.13.13130.2021 устранить в спальном помещении на втором этаже ФКУ совместную прокладку кабелей и проводов СПЗ (система противопожарной защиты) с кабелями и проводами иного назначения в одном коробе;
привести в соответствии с
п. 54 Правил противопожарного режима в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию на производственных участках N 1 и N 2 "Мясо птицы";
разработать и утвердить в соответствии со
статьей 83 Закона N 123-ФЗ проектную документацию на автоматическую пожарную сигнализацию;
в соответствии с
п. 54 Правил противопожарного режима заключить договор по техническому обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации;
- оборудовать к пожарному водоему подъезд в соответствии с
п. 75 Правил противопожарного режима с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
обязать ФКУ в силу
п. 17 СанПин 2.1.3684-21,
ст. ст. 11,
22 Закона N 52-ФЗ прекратить сброс жидких бытовых отходов в место, непредназначенного для обращения с отходами.
Суд постановил обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Адыгея выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить в части обязания УФСИН России по Республике Адыгея профинансировать устранение выявленных нарушений и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований к УФСИН России по Республике Адыгея.
В соответствии со
ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в
п/п. 1 -
3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть законным и обоснованным (
часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 ГПК РФ.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда первой инстанции соответствует не в полном объеме.
Фактические обстоятельства по делу, установленные судом первой инстанции, с достаточной полнотой отраженные в описательной части обжалуемого решения, сторонами по делу не оспариваются.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательств принятия исчерпывающих мер по устранению нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия не представлено.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на УФСИН России по Республике Адыгея обязанности профинансировать устранение выявленных нарушений.
Согласно
абз. 5 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные органы, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
По искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно
ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу
ст. 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в
п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (
п. 7 ст. 161,
п. 10 ст. 242.3,
п. 9 ст. 242.4,
п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По смыслу данных норм закона кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно
п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
В силу приведенных положений и разъяснений положений закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, является ФСИН России. Следовательно, при недостаточности у ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Адыгея средств, субсидиарную ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган - УФСИН России по Республике Адыгея.
На основании изложенного, решение суда в данной части подлежит изменению, на основании
п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с указанием к привлечению УФСИН России по Республике Адыгея к субсидиарной ответственности, при недостаточности у ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Адыгея собственных денежных средств организовать финансирование устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь
пунктом 1 статьи 328,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 16 марта 2022 года изменить и второй абзац резолютивной части изложить в следующей редакции:
"Обязать ФКУ "КП-3 УФСИН России по Республике Адыгея" привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию административного здания, устранить в спальном помещении на втором этаже совместную прокладку кабелей и проводов СПЗ (система противопожарной зашиты) с кабелями и проводами иного назначения в одном коробе, разработать и утвердить в соответствии проектную документацию на автоматическую пожарную сигнализацию, заключить договор по техническому обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации на 2022 год, организовать забор воды из пожарного водоема в любое время года, прекратить сброс жидких бытовых отходов в место, не предназначенное для обращения с такими отходами.
При недостаточности средств у ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Адыгея, привлечь к субсидиарной ответственности УФСИН России по Республике Адыгея и обязать организовать финансирование устранения выявленных нарушений".
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.08.2022 года.
Председательствующий
Р.З.ТАЧАХОВ
Судьи
М.Д.МУРАЩЕНКО
Н.К.БОДЖОКОВ
Копия верна:
Судья
Верховного Суда Республики Адыгея
Н.К.БОДЖОКОВ