Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 19.10.2022 N 33-787/2022 по делу N 2а-2079/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Оспариваемое решение является незаконным, поскольку действия по снятию истцов с регистрационного учета по предыдущему месту жительства после заключения брака и создания новой семьи не свидетельствуют о намеренном ухудшении своих жилищных условий и не являются основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 19.10.2022 N 33-787/2022 по делу N 2а-2079/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Оспариваемое решение является незаконным, поскольку действия по снятию истцов с регистрационного учета по предыдущему месту жительства после заключения брака и создания новой семьи не свидетельствуют о намеренном ухудшении своих жилищных условий и не являются основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2022 г. N 33-787/2022
Судья: Согданова Е.Е.
Дело N 2а-2079/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова И.В.
судей Антакановой Е.В., Коченковой Л.Д.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.М., Н.Ц. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет по апелляционной жалобе представителя ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России, третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия О. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Антакановой Е.В., выслушав объяснения представителя ответчика и третьего лица О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истцов Н.Л., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
Н.М., Н.Ц. обратились в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Н.М. проходит службу в ***.
Ранее проходил службу в ****. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет, состав семьи 2 человека.
5 октября 2013 г. Н.М. заключил брак с Н. (Э.), после создания семьи супруги стали проживать отдельно, заключив договор найма жилого помещения по адресу: ****.
21 января 2014 г. супруги Н-вы зарегистрировались по вышеуказанному адресу.
27 февраля 2014 г. Н.М., будучи сотрудником Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия (далее - УФСИН России по Республике Калмыкия), подал рапорт в подкомиссию УФСИН России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
7 марта 2014 г. подкомиссией УФСИН России по Республике Калмыкия принято решение о направлении документов Н.М. в ФСИН России для решения вопроса о постановке на соответствующий учет.
22 февраля 2022 г. представитель истцов Н.Л. обратился в ФСИН России с просьбой проинформировать о принятом решении жилищной комиссии.
29 мая 2022 г. истцом Н.М. получена выписка из протокола комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 21 июня 2016 г. N 44 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий (далее - решение комиссии ФСИН России N 44).
Истцы просили признать незаконным решение указанной комиссии об отказе в принятии на учет Н.М. для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать ФСИН России поставить Н.М. с составом семьи 2 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента обращения, то есть с 27 февраля 2014 г.
В судебном заседании представитель истцов Н.Л. иск поддержал.
Представитель ответчика и третьего лица О. иск не признал.
Истцы Н.М., Н.Ц., представитель третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по г. Москве в судебное заседание не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии истцов, представителя третьего лица.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 г. иск Н.М., Н.Ц. удовлетворен.
Признано незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исправительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от 21 июня 2016 г. N 44 об отказе Н.М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исправительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья возложена обязанность поставить Н.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, состав семьи - 2 человека, с 27 февраля 2014 г.
В апелляционной жалобе представитель ответчика и третьего лица О. просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указал, что действия истца Н.М. по снятию с регистрационного учета по месту жительства в доме, в котором он был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более 15 кв. м, а также его добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением привели к ухудшению им своих жилищных условий, к искусственному созданию нуждаемости в жилье, следовательно, у него не возникло право на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Истцы Н.М., Н.Ц., представитель третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по г. Москве, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Как видно из материалов дела, Н.М. является действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
27 февраля 2014 г. истец обратился в подкомиссию УФСИН России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с рапортом о постановке его и членов семьи в очередь на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
7 марта 2014 г. подкомиссией УФСИН России по Республике Калмыкия принято решение о направлении рапорта и документов Н.М. в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, состав семьи - 2 человека.
22 февраля 2022 г. представитель истцов Н.Л. обратился в ФСИН России с просьбой сообщить о принятом решении жилищной комиссии.
26 мая 2022 г. Н.М. получено решение комиссии ФСИН России от 21 июня 2016 г. N 44, которым Н.М. отказано в постановке на учет единовременной социальной выплаты в 2014 г. в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, что подпадает под одно из оснований, предусмотренных частью 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Н.М. и Н.Ц., суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходил из того, что решение комиссии ФСИН России является незаконным, поскольку действия по снятию истцов с регистрационного учета по предыдущему месту жительства после заключения брака и создания новой семьи, не свидетельствуют о намеренном ухудшении своих жилищных условий и не являются основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия считает, что с данными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям материального закона и основаны на фактических обстоятельствах дела.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Основанием отказа жилищной комиссии в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты послужили полученные сведения о том, что до 21 января 2014 г. Н.М. был зарегистрирован в жилом помещении, собственником которого являлась его мать; супруга заявителя Н.Ц. до 21 января 2014 г. - в жилом помещении своего отца, площадь помещений с учетом количества зарегистрированных лиц составляла более 15 кв. м на человека.
Следовательно, Н.М. и его супруга, снявшись с регистрационного учета из жилых помещений, принадлежащих матери и отцу соответственно, зарегистрировавшись по иному адресу, тем самым совершили действия по ухудшению своих жилищных условий с намерением состоять на учете для получения социальной выплаты, и, если бы не указанные действия, их нуждаемость в жилом помещении и основания, влекущие право на получение социальной выплаты, отсутствовали бы.
Признавая указанный отказ жилищной комиссии незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что выселение Н.М., Н.Ц. из жилых помещений своих родителей в связи с созданием ими новой семьи и последующее вселение истцов в отдельную квартиру, не может расцениваться как намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении, и соответственно возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела видно, что истец Н.М. с 28 мая 2004 г. был зарегистрирован и проживал по адресу: ***. Собственником жилого дома являлся ФИО1.
В последующем Н.М. с 28 апреля 2012 г. зарегистрировался и проживал на безвозмездной основе в квартире по адресу: ***, собственником которой являлась его мать *** (договор купли-продажи от 20 октября 2010 г.). Сведений о том, что он был вселен в качестве члена семьи матери и приобрел право пользования жилым помещением, материалы дела не содержат.
Истец Н.Ц. с 31 августа 2010 г. была зарегистрирована по адресу: ***. Собственником домовладения являлся ФИО2.
10 июня 2011 г. Н.Ц. зарегистрировалась и стала проживать на безвозмездной основе по адресу: ***. Собственником жилого дома являлся ее отец *** (договор купли-продажи от 11 марта 2010 г.). Сведений о том, что она была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи отца и приобрела право пользования жилым помещением, материалы дела также не содержат.
С 21 января 2014 г. супруги в связи с созданием семьи выписались с предыдущих мест проживания, зарегистрировались и стали проживать по новому адресу: ***. Квартира принадлежит на праве собственности ФИО3.
Поскольку после заключения брака истцы стали жить отдельно от своих родителей, то законных оснований для отнесения их к членам семьи *** и *** не имелось.
Кроме того, согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что в силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, суд первой инстанции на основании установленных в судебном заседании доказательств пришел к правильному выводу о том, что смена места жительства истцов, в связи с созданием ими новой семьи, не может считаться намеренным действием по ухудшению жилищных условий.
Исходя из указанных положений закона, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению и фактических обстоятельств дела, действия истцов по выселению из жилых помещений своих родителей в связи с созданием новой семьи и последующее их вселение в отдельную квартиру, вопреки доводам жалобы, не является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Суд первой инстанции, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Н.М., Н.Ц.
При таких данных, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права и, по сути, сводятся к переоценке фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 г. оставить без изменения.
Председательствующий
И.В.БАСАНГОВ
Судьи
Л.Д.КОЧЕНКОВА
Е.В.АНТАКАНОВА