Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 20.10.2022 N 33-786/2022 по делу N 2а-180/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, вселен не в качестве члена семьи, а по договору безвозмездного пользования жилым помещением.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 20.10.2022 N 33-786/2022 по делу N 2а-180/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, вселен не в качестве члена семьи, а по договору безвозмездного пользования жилым помещением.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2022 г. N 33-786/2022
Судья: Шовгуров С.В.
Дело N 2а-180/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Сидоренко Н.А. и Цакировой О.В.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Д.А.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика О. на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 02 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения представителя ответчика О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Д.А.А., его представителя Н., судебная коллегия
установила:
Д.А.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Он проходит службу в должности старшего инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны ФКУ "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия (далее - УФСИН России по Республике Калмыкия, УФСИН). 9 сентября 2021 года он обратился с рапортом в комиссию УФСИН о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При этом он представил все необходимые документы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369. Решением комиссии УФСИН от 15 апреля 2022 года, оформленным протоколом N 1, ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на то, что он обеспечен общей жилой площадью на одного члена семьи более 15 кв. м. Данное решение он считает незаконным и необоснованным, поскольку он не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает, и вселен в него не в качестве члена семьи собственника.
В связи с этим Д.А.А. просил суд признать незаконным содержащееся в протоколе N 1 от 15 апреля 2022 года решение комиссии УФСИН России по Республике Калмыкия об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать УФСИН России по Республике Калмыкия поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения - с 9 сентября 2021 года.
В судебном заседании административный истец Д.А.А. и его представитель Н. поддержали административные исковые требования, пояснив, что административный истец проживает в жилом помещении на основании договора безвозмездного пользования.
Представитель административного ответчика - УФСИН России по Республике Калмыкия О. просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 02 августа 2022 года административные исковые требования Д.А.А. удовлетворены. Признано незаконным содержащееся в протоколе N 1 от 15 апреля 2022 года решение комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия об отказе в постановке Д.А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения - с 9 сентября 2021 года.
С Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия в пользу Д.А.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель истца О. просил отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Д.А.А. в полном объеме. Полагал, что в ходе судебного заседания было установлено, что Д.А.В. и хозяйка домовладения, где он зарегистрирован, Т.Б.И. проживают одной семьей, вместе платят по счетам за коммунальные услуги. Он был вселен как член семьи собственника жилого помещения, имеет право владения и пользования этим жилым помещением. На истца приходится более 15 кв. м общей площади жилого помещения. Решение комиссии об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является законным и обоснованным. Решение же суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 27 сентября 2022 года в порядке подготовки административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции определено перейти к рассмотрению административного дела по правилам гражданского судопроизводства и передать указанную апелляционную жалобу представителя УФСИН по Республике Калмыкия в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика О. поддержал доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, просил ее удовлетворить.
Истец Д.А.А., его представитель Н. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лица, участвующего в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), исходил из того, что Д.А.А. не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, вселен не в качестве члена семьи, а по договору безвозмездного пользования жилым помещением. Оспариваемое решение комиссии признано судом незаконным, ответчик обязан поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с момента обращения сотрудника.
С данными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они соответствуют положениям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются вышеназванным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно части 3 статьи 4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 этого Закона определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Д.А.А. не женат, не имеет детей, с 15 июня 2016 года проходит службу в уголовно-исполнительной системе, в настоящее время - в должности старшего инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны ФКУ "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Республике Калмыкия. При этом с 15 июня 2016 года он зарегистрирован и проживает вп. <...> по ул. <...>, д. <..>, кв. <..>, собственником которой является Т.Б.И.
9 сентября 2021 года Д.А.А., имевший на 1 сентября 2021 года выслугу в календарном исчислении в размере 13 лет 8 месяцев 15 дней, обратился в комиссию УФСИН России по Республике Калмыкия с заявлением (рапортом), в котором просил принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек. При этом он указал, что не является собственником либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также членом семьи собственника либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с данным заявлением (рапортом) Д.А.А. представил соответствующие документы.
Решением комиссии УФСИН России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 15 апреля 2022 года, Д.А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Основанием принятого решения явилось то, что Д.А.А. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, поскольку с учетом общей площади квартиры, в которой он проживает (65,8 кв. м), и количества зарегистрированных в данной квартире лиц (четверо) на одно лицо приходится 16,45 кв. м.
Судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о том, что Д.А.А. не является членом семьиТ.Б.И.и вселен в принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение не в качестве члена ее семьи, а по договору безвозмездного пользования жилым помещением следует признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" разъяснено, что для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или же жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Каких-либо доказательств того, что Д.А.А. является родственником Т.Б.И., был вселен в принадлежащее ей жилое помещение как член ее семьи не содержалось в документах, представленных Д.А.А. в комиссию. Такие доказательства не были представлены ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом было установлено, что Д.А.А. был вселен и проживал в жилом помещении Т.Б.И. в качестве члена ее семьи, основан на неправильном толковании закона и противоречит обстоятельствам дела.
Указанные фактические обстоятельства дела подтверждены материалами дела: показаниями свидетеля Т.Б.И., домовой книгой жилья по адресу: <...>, договором безвозмездного пользования жилым помещением от 3 января 2022 года, заключенным между Д.А.А. и Т.Б.И.
Поскольку судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам, правильно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных обстоятельств и доказательств по делу, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену решения суда. Учитывая фактические обстоятельства, судебная коллегия не находит законных оснований для иной оценки доказательств по делу.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 02 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.Д.КОЧЕНКОВА
Судьи
Н.А.СИДОРЕНКО
О.В.ЦАКИРОВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 октября 2022 года.