Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 21.09.2023 по делу N 33-773/2023
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: 1) О понуждении продлить договор найма служебного жилого помещения.
Требования наймодателя: 2) О выселении.
Обстоятельства: Истец указал, что, поскольку состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты и не обеспечен жильем, обратился с заявлением о продлении договора найма служебного помещения до предоставления единовременной социальной выплаты, в котором ему было отказано.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 21.09.2023 по делу N 33-773/2023
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: 1) О понуждении продлить договор найма служебного жилого помещения.
Требования наймодателя: 2) О выселении.
Обстоятельства: Истец указал, что, поскольку состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты и не обеспечен жильем, обратился с заявлением о продлении договора найма служебного помещения до предоставления единовременной социальной выплаты, в котором ему было отказано.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2023 г. по делу N 33-773/2023
Судья Бембеева Н.Н.
N 2-1537/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Антакановой Е.В. и Сидоренко Н.А.,
при секретаре К.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.В. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о продлении договора найма служебного жилого помещения и по встречному исковому заявлению Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия к М.В. о выселении его и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения по апелляционной жалобе представителя истца К.Н.СА. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2023 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, выслушав объяснения истца М.В. и его представителя К.Н.СА., представителя ответчика О., заключение прокурора Дюдишевой Д.В., судебная коллегия
установила:
М.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что с 2013 г. работает в должности главного специалиста отделения информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия (далее - ГУ МЧС России по Республике Калмыкия). В системе МЧС России работает с 5 марта 1998 г. Является ветераном боевых действий с 4 июня 2010 г. Состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 23 июня 2021 г. N 07/2021 ему и членам его семьи на период трудовых отношений предоставлено служебное жилое помещение по адресу: АДРЕС, находящееся в оперативном управлении ГУ МЧС России по Республике Калмыкия. 2 мая 2023 г. он уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Стаж службы составил более 28 лет. Поскольку состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты и до настоящего времени не обеспечен жильем, он обратился в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия с заявлением о продлении договора найма служебного помещения до предоставления единовременной социальной выплаты, в котором ему было отказано. Указал, что за время службы зарекомендовал себя с положительной стороны, дисциплинарных взысканий не имел, принимал участие в мероприятиях по ликвидации последствий стихийных бедствий вооруженного конфликта на территории Южной Осетии и в организации доставки гуманитарных грузов в 2008 г., в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате наводнения в г. Крымске Краснодарского края в 2012 г., в работе оперативного штаба по работе с вынужденными переселенцами из Республики Украина на территорию Республики Калмыкия в 2014 г. и доставке гуманитарных грузов в Луганскую и Донецкую республики. С учетом уточнений, ссылаясь на положения Жилищного
кодекса РФ, Федерального
закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "Оветеранах", просил обязать ГУ МЧС России по Республике Калмыкия продлить договор найма служебного помещения до предоставления ему и членам его семьи единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
В письменных возражениях на исковое заявление начальник ГУ МЧС России по Республике Калмыкия М.М., выражая несогласие с требованиями М.В., указал, что доводы истца об оставлении его в служебном помещении до получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья правового значения не имеет, поскольку спорное жилье является служебным, порядок предоставления которого установлен
Правилами предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 217. Служебное жилое помещение предоставлено М.В. и членам его семьи на период прохождения им службы в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия. В настоящее время служебный контракт с ним расторгнут, в связи с чем оснований для продления договора найма служебного жилого помещения не имеется. Истец и члены его семьи не относятся к категории граждан, указанных в
статье 103 Жилищного кодекса РФ.
ГУ МЧС России по Республики Калмыкия обратилось в суд со встречным исковым заявлением о выселении М.В. и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в обоснование которого указало, что решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 23 июля 2021 г. N 07/2021 М.В. и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения предоставлена квартира по адресу: АДРЕС, находящаяся в оперативном управлении. На основании приказа ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 25 апреля 2023 г. N 71-НС М.В. уволен со службы. 26 апреля 2023 г. ему направлено уведомление о выселении из служебного жилого помещения и признании договора найма служебного жилого помещения расторгнутым. Ссылаясь на положения пункта 19 договора и
часть 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, просило выселить М.В. и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании истец М.В. и его представитель К.Н.СБ. исковые требования уточнили, просили продлить договор найма служебного жилого помещения на 3 года. В удовлетворении встречного иска просили отказать.
Представитель ГУ МЧС России по Республике Калмыкия О. против удовлетворения исковых требований возражал, встречные исковые требования поддержал.
Прокурор Лиджи-Горяева Т.В. полагала необходимым отказать в удовлетворении исковых требований М.В., а встречные исковые требования ГУ МЧС России по Республики Калмыкия - удовлетворить.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2023 г. в удовлетворении исковых требований М.В. отказано. Встречные исковые требования ГУ МЧС России по Республике Калмыкия удовлетворены. М.В. и члены его семьи - ФИО1 и ФИО2 выселены из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС, без предоставления другого жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель истца К.Н.СА. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований М.В. о продлении срока найма служебного жилого помещения и отказе в удовлетворении встречных исковых требований ГУ МЧС России по Республике Калмыкия о выселении. Ссылаясь на положения Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ,
статьи 103 Жилищного кодекса РФ, указывает, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. М.В. состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья с 14 февраля 2014 г. и обладает статусом нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Кроме того истец является ветераном боевых действий.
Статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено право на обеспечение мер социальной поддержки, в том числи по обеспечению жильем. За время службы М.В. зарекомендовал себя с положительной стороны, неоднократно награждался нагрудными знаками и медалями. Общий стаж его службы составил 28 лет 3 месяца. Просит учесть его заслуги, а также отсутствие другого жилья и возможности арендовать либо приобрести жилое помещение.
В суде апелляционной инстанции истец М.В. и его представитель К.Н.СА. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика О. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Прокурор Дюдишева Д.В. в своем заключении выразила мнение о законности и обоснованности выводов суда первой инстанции относительно удовлетворения встречных исковых требований ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, нашла их соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 2 мая 2020 г. между ГУ МЧС России по Республике Калмыкия и М.В. заключен контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в соответствии с Федеральным
законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" на срок до 2 мая 2023 г.
В соответствии с протоколом заседания комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, и в случаях, установленных законодательством РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 23 июля 2021 г. N ХХХ, М.В. и членам его семьи предоставлена квартира по адресу: АДРЕС.
Свидетельством о государственной регистрации права от 29 апреля 2009 г. 08НК N 070980 подтверждается право оперативного управления ГУ МЧС России по Республике Калмыкия на квартиру, расположенную по адресу: АДРЕС.
23 июля 2021 г. между М.В. и ГУ МЧС России по Республике Калмыкия заключен договор найма служебного жилого помещения N 10/33 (далее - Договор).
В пункте 2 Договора указано, что жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: супруга ФИО1 и дочь ФИО2 (пункт 4 Договора).
Из пункта 5 Договора следует, что он заключается на время прохождения службы.
Подпунктом 4 пункта 18 Договора установлено, что он прекращается в связи с окончанием срока службы.
В случае расторжения или прекращения настоящего Договора в связи с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным
кодексом РФ (пункт 19 Договора).
На основании приказа ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 25 апреля 2023 г. N 71-НС контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с М.В. расторгнут, и он уволен со службы в федеральной противопожарной службе по
пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 2 мая 2023 г.
26 апреля 2023 г. ГУ МЧС России по Республике Калмыкия направило М.В. уведомление о высвобождении из служебного жилого помещения, в котором сообщило ему о прекращении права пользования жилым помещением в связи с увольнением и требовало в срок до 3 мая 2023 г. оплатить коммунальные услуги и освободить жилое помещение с составлением акта приема-передачи служебного жилого помещения.
В ответ на обращение М.В. от 2 мая 2023 г. ГУ МЧС России по Республике Калмыкия сообщило ему, что правовых оснований для проживания в служебном жилом помещении не имеется. Указало на обязательность незамедлительного освобождения служебного жилого помещения по адресу: АДРЕС.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
части 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, пришел к выводу о том, что после увольнения со службы М.В. утратил право на проживание в служебном помещении, в связи с чем принял решение об отказе в удовлетворении иска и удовлетворении встречных исковых требований ГУ МЧС России по Республике Калмыкия. При этом суд исходил из того, что М.Е. не относится к категории лиц, выселение которых может быть произведено только с предоставлением другого жилого помещения в силу
части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия считает, что с данным выводом суда первой инстанции следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям материального закона и основан на фактических обстоятельствах дела.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со
статьей 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 Жилищного кодекса РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим
кодексом основаниям.
Как указано в
части 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и
частью 2 настоящей статьи.
В силу
части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с
частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217 утверждены
Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно
пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Поскольку спорное жилое помещение было предоставлено М.В. в связи с прохождением службы в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, пришел к правильному выводу о том, что в связи с окончанием срока службы оснований для дальнейшего занятия спорного жилого помещения не имеется.
Заключенный между сторонами Договор содержал условия о временном характере проживания М.В. и членов его семьи, он заключался на время прохождения М.В. службы в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия и подлежал прекращению в связи с окончанием службы.
При таких обстоятельствах, прекратив службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, М.В. утратил право на служебное жилое помещение, предоставленное ему и членам его семьи на период службы, и подлежит выселению совместно с членами семьи в соответствии с
частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ без предоставления другого жилого помещения.
Основания для сохранения за ним права проживания в спорном жилом помещении, предусмотренные
частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ и исключающие возможность выселения из служебного жилого помещения, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что М.В. состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья с 14 февраля 2014 г. и обладает статусом нуждающегося в предоставлении жилого помещения, правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.
Ссылка на положения Федерального
закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" также не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку его положения на распространяются на отношения, связанные с предоставлением специализированного жилого помещения.
Отсутствие у М.В. и членов его семьи иного жилья для проживания не может препятствовать собственнику спорного жилого помещения в реализации предоставленных ему законом прав собственника.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с выводами суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2023 г. оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в городе Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.БАСАНГОВ
Судьи
Е.В.АНТАКАНОВА
Н.А.СИДОРЕНКО
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 сентября 2023 г.