Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 N 88а-34670/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 11.04.2023 по делу N 33а-1080/2023 (УИД 92RS0001-01-2022-002842-83)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании недействительными результатов межевания.
Обстоятельства: Истец указал, что он, являясь собственником земельного участка, обратился за выдачей градостроительного плана земельного участка. По итогу предоставления государственной услуги истцу выдан градостроительный план земельного участка, в котором полностью отсутствует зона допустимого размещения зданий, строений и сооружений.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 11.04.2023 по делу N 33а-1080/2023 (УИД 92RS0001-01-2022-002842-83)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании недействительными результатов межевания.
Обстоятельства: Истец указал, что он, являясь собственником земельного участка, обратился за выдачей градостроительного плана земельного участка. По итогу предоставления государственной услуги истцу выдан градостроительный план земельного участка, в котором полностью отсутствует зона допустимого размещения зданий, строений и сооружений.
Решение: Отказано.

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 апреля 2023 г. по делу N 33а-1080/2023
Дело N 2а-1926/2022
Судья: Казацкий В.В.
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Кондрак Н.И.,
судей Исаева С.Н., Орловой С.В.
при секретаре П.Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Правительство города Севастополя о признании градостроительного плана земельного участка незаконным в части отсутствия (не указания) места допустимого размещения объектов капитального строительства, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 07 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Исаева С.Н., выслушав пояснения лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
ФИО обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, в котором просила признать градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, РФ N от 14.03.2022 незаконным в части отсутствия (не указания) места допустимого размещения объектов капитального строительства и возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование доводов заявленных требований истец указала на то, что она на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.06.2021 N N, является собственницей 1/2 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: 2.1 "для индивидуального жилищного строительства", общая площадь земельного участка 1000 кв. м.
Соглашением о разделе земельных участков от 22.09.2021 года образовано два земельных участка с новыми границами, где истице в собственность передан образованный земельный участок с кадастровым номером N, общая площадь которого составляет 500 +/-8 кв. м, установлен вид разрешенного использования: 2.1 "Для индивидуального жилищного строительства".
Земельный участок, из которого образовано два новых земельных участка, расположенный по адресу: <адрес>, является ранее учтенным, целевое назначение установлено государственным актом на право собственности на земельный участок серия ЯЖ N N от 20.01.2009 года, присвоена категория - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
С целью реализации своего права на целевое использование земельного участка и необходимостью строительства жилого дома, руководствуясь нормами федерального законодательства РФ истец обратилась к ответчику за выдачей градостроительного плана земельного участка.
Ответчик выдал истцу градостроительный план РФ N от 14.03.2022 года, в котором полностью отсутствует зона допустимого размещения зданий, строений и сооружений, что влечет за собой невозможность истцу реализовать свое право на строительство объекта капитального строительства соответствующего назначения.
Несогласие административного истца с вышеуказанным решением административного ответчика послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 07 октября 2022 года исковые требования ФИО удовлетворены.
Признано незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, выраженное в отсутствии зоны (места) допустимого размещения зданий, строений и сооружений на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый N, на чертеже градостроительного плана земельного участка от 14.03.2022 года N РФ N.
Возложена обязанность на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обязанность по устранению нарушения прав ФИО путем направления в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда заявителю градостроительного плана с указанием зоны (места) допустимого размещения зданий, строений и сооружений на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый номер N).
На данное решение представителем административного ответчика подана апелляционная жалоба, в ней ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции как постановленного при несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также с нарушением норм материального права и о вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 N 248-ПП земельный участок расположен в границах красных линий улично - дорожной сети (на территории общего пользования), где не допускается размещение новых и реконструкция существующих объектов капитального строительства, не относящихся к объектам транспортной и инженерной инфраструктуры.
Пунктом 4.14 СП 4.13130.2013 в редакции Приказа МЧС России от 14.02.2020 N 89 определено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м. Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Так, согласно сведениям ГПЗУ на 3 листе, а также сведений сайта Публичной кадастровой карты, земельный участок заявителя с кадастровым номером N граничит по южной границе с земельным участком с кадастровым номером N площадью 6 554 065 кв. м, адрес: Российская Федерация, <адрес>, квартал 5, квартал 6, выдел 1, 2, 6-10, 26-3:2, 49, 63, квартал 14, квартал 15, квартал 16 Чернореченского участкового лесничества, с видом разрешенного использования, в том числе, "использование лесов", отступ от границы которого до жилого дома должен быть не менее 30 м, согласно п. 4.14 СП 4.13130.2013.
Данное требование полностью исключает расположение здания на земельном участке.
На данную апелляционную жалобу поступил отзыв от заинтересованного лица - Правительства Севастополя, согласно которого просит решение суда отменить.
Административный истец и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд апелляционной инстанции не направили, документы об уважительной причине неявки не представили. От заинтересованного лица - Правительства Севастополя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, неявка в судебное заседание указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного истца - С. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, указав на законность и обоснованность решения суда.
Представитель административного ответчика - П.Ю.В. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя определен стандарт предоставления государственной услуги, утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка" Приказом от 11.06.2019 N 128.
Истцом предоставлен весь перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги, а именно исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем. - По итогу предоставления государственной услуги истцу выдан ГПЗУ, в котором полностью отсутствует зона допустимого размещения зданий, строений и сооружений. Соответственно, для истца становится невозможным реализовать свое право на строительство объекта капитального строительства соответствующего назначения.
Чертеж градостроительного плана земельного участка содержит информацию такого содержания.
- границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, на чертеже градостроительного плана земельного участка не указаны;
- согласно документации по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования", утвержденной Постановлением Правительства N 248-ПП от 23.04.2018, на земельных участках, полностью расположенных в красных линиях, не допускается размещение новых и реконструкция существующих объектов капитального строительства, не относящихся к объектам транспортной и инженерной инфраструктуры;
- в связи с требованиями п. 4.14 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной зашиты ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям": противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояние до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.
Основанием для выводов Департамента послужил тот факт, что земельный участок примыкает к зоне городских лесов. Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
На градостроительном плане не указано место допустимого размещения объектов капитального строительства. Отсутствуют сведения в разделе 2.4 "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, назначение объекта капитального строительства". В разделе 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка" на чертеже спорного земельного участка не отображено место допустимого размещения объектов капитального строительства.
Свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденный Приказом МЧС России от 24.04.2013 года N 288 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Свод правил СП 4.13130 применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Указанным Сводом правил в пункте 4.14 предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м. Противопожарное расстояние должно составлять 30 метров от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления, поскольку в данном случае расстояние в 30 метров до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) определяется не от зданий (сооружений), поскольку указанное положение применяется только для территорий садовых, дачных и приусадебных земельных участков, а от границ застройки поселения.
В отношении территории, на который располагается земельный участок, принадлежащий административному истцу, разработана документация проекту межевания и планировке территории. Исходя из фрагмента карты общедоступных сведений публичного портала по городу Севастополю, красная линия между земельным участком с кадастровым номером 91:01:058001:1020 и границами лесничества отсутствует (красная линия не входит в территорию земельного участка, находится за границами спорного земельного участка).
Таким образом, уполномоченный орган, утверждая проект межевания территории, установил, что линия регулирования застройки, от которой, в данном случае, в силу пункта 4.14 СП 4.13130 рассчитывается противопожарное расстояние, совпадает с границами земельного участка. Учитывая, обязанность уполномоченного органа обеспечить противопожарное расстояние от границ застройки до лесных насаждений, которую он не исполнил, то оснований полагать, что административный истец не должен иметь пятно застройки на собственном земельном участке соответствующего назначения является противоправным.
С данным решением суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается.
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил. Аналогичная норма предусмотрена п. п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, согласно которому собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, сооружения не только в соответствии с его целевым назначением и его разрешенным использованием, но и с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Использование земельного участка его правообладателем предопределяется не только видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится земельный участок, а также строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными правилами, нормативами.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
На основании ст. 34 Закона N 69-ФЗ граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу ст. 4 Закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1).
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3).
В соответствии со ст. 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
На основании ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с данным Федеральным законом, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Частью 2 ст. 78 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований названного Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
На основании п. 4.14 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений 30 м.
В оспариваемом градостроительном плане отсутствует зона допустимого размещения жилого дома, поскольку его конфигурация не позволяет разместить жилой дом не нарушая вышеуказанные противопожарные нормы.
Выводы суда первой инстанции о том, что СП 4.13130.2013 носит рекомендательный характер и не подлежит обязательному применению и является добровольным, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Положения СП 4.13130.2013 направлены на соблюдения требований противопожарной безопасности.
Анализируя положения ч. 4 ст. 4 и ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ можно сделать вывод, что СП 4.13130.2013 под добровольностью применения подразумевают их добровольное применение только в случае, если пожарный риск на объекте не превышает допустимых значений, установленных техническими регламентами.
Таким образом, судебной коллегией установлено, имеются достаточные основания полагать, что обжалуемый градостроительный план соответствует закону.
Указанные обстоятельства являются достаточными для опровержения вывода суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного иска, изложенные в обжалуемом судебном акте, что в силу п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для его отмены, при этом иные доводы апелляционной жалобы в части наличия красных линий улично-дорожной сети и отнесения земельного участка административного истца к территории общего пользования не нашли своего подтверждения.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Балаклавского районного суда города Севастополя от 07.10.2022 года и принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 07 октября 2022 года отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.