Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2021 N 41-КГ21-23-К4 данное определение отменено, решение Миллеровского районного суда Ростовской области 08.02.2017 по данному делу оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 08.10.2019 по делу N 33-15491/2019
Требование: О признании незаконными действий (бездействия) таможенного органа по непринятию решения о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, обязании ответчика принять решение о выплате компенсации.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в результате дорожно-транспортного происшествия он при исполнении служебных обязанностей получил телесные повреждения, заключением военно-врачебной комиссии полученные истцом телесные повреждения квалифицированы как военная травма, ответчик не выплатил компенсацию, предусмотренную ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 08.10.2019 по делу N 33-15491/2019
Требование: О признании незаконными действий (бездействия) таможенного органа по непринятию решения о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, обязании ответчика принять решение о выплате компенсации.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в результате дорожно-транспортного происшествия он при исполнении служебных обязанностей получил телесные повреждения, заключением военно-врачебной комиссии полученные истцом телесные повреждения квалифицированы как военная травма, ответчик не выплатил компенсацию, предусмотренную ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2019 г. по делу N 33-15491/2019
Судья Шоркина А.В. | N 2-253/2017 |
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Щетининой Е.В.
судей Шамрай М.С., Мосинцевой О.В.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Ш. к Миллеровской таможне о признании незаконными действий (бездействия) Миллеровской таможни и обязании таможенного органа принять решение о выплате ежемесячной денежной компенсации, по апелляционной жалобе Миллеровской таможни на решение Миллеровского районного суда Ростовской области 08 февраля 2017 г. Заслушав доклад судьи Шамрай М.С., судебная коллегия
установила:
Лиховский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Ш. к Миллеровской таможне о признании незаконными действий (бездействия) по непринятию решения о назначении и выплате Ш. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и об обязании ответчика принять решение о выплате Ш. указанной ежемесячной денежной компенсации. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ш. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, последняя замещаемая должность - оперуполномоченный специального отряда быстрого реагирования Миллеровской таможни, специальное звание - майор таможенной службы.
08 мая 2015 г. в результате дорожно-транспортного происшествия Ш. при исполнении служебных обязанностей получил телесные повреждения.
Заключением военно-врачебной комиссии консультативно диагностической поликлиники ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., утвержденным 15 октября 2015 г., полученные Ш. 08 мая 2015 г. телесные повреждения квалифицированы как военная травма и ему установлена категория годности к службе "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах".
Приказом начальника Миллеровской таможни от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. истец уволен со службы в таможенных органах 26 октября 2015 г. по
пп. 8 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцу установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности по причине военной травмы на срок до 01 декабря 2016 г. При очередном освидетельствовании в ноябре 2016 года ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности установлена Ш. на срок до 01 декабря 2017 г.
25 марта 2016 г. и 03 ноября 2016 г. Ш. обращался к ответчику с заявлениями по вопросу выплаты ему ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Заявление Ш. от 25 марта 2016 г. оставлено ответчиком без удовлетворения, со ссылкой на то, что ежемесячная денежная компенсация не может быть ему назначена, ввиду отсутствия соответствующих решений и постановлений судов, государственных органов, органов предварительного расследования, которые бы указывали на то, что установлены виновные лица в получении Ш. телесных повреждений 08 мая 2015 г., а также лица, виновные в совершении дорожно-транспортного происшествия.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА бюро N 31 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Ш. установлена стойкая утрата профессиональной трудоспособности.
Заявление Ш. от 03 ноября 2016 г. также оставлено Миллеровской таможней без удовлетворения, со ссылкой на не предоставление необходимого перечня документов, указанного в
п. 21 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 06 августа 2013 г. N 1452 (в редакции
приказа Федеральной таможенной службы от 26 июля 2016 г. N 1454).
Лиховской транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры указал, что незаконными действиями (бездействием) Миллеровской таможни нарушены права Ш. на получение установленной законом социальной гарантии - ежемесячной денежной компенсации. Повреждение здоровья Ш. в результате дорожно-транспортного происшествия при исполнении служебных обязанностей, повлекшее установление ему инвалидности и стойкой утраты профессиональной трудоспособности, фактически исключало для него возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, в связи с чем у него возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконными действия (бездействия) Миллеровской таможни по непринятию решения о назначении и выплате Ш. ежемесячной денежной компенсации в связи с причинением ему в связи с выполнением служебных обязанностей повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшею прохождения службы в таможенных органах и повлекшего стойкую утрату трудоспособности. Обязать Миллеровскую таможню назначить и выплачивать Ш. ежемесячную денежную компенсацию в размере 28 937,49 руб. в связи с причинением ему в связи с исполнением служебных обязанностей повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах и повлекшего стойкую утрату трудоспособности, в размере утраченного денежною довольствия по состоянию на день увольнения со службы в таможенных органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с даты увольнения со службы в таможенных органах, но не ранее даты назначения пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона N 283-ФЗ, п. 22 Правил N 1452, в редакции, действовавшей на момент возникновения у Ш. соответствующего права.
Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от 08 февраля 2017 г. исковые требования Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Ш. удовлетворены. Суд признал незаконными действия (бездействия) Миллеровской таможни по непринятию решения о назначении и выплате Ш. ежемесячной денежной компенсации в связи с причинением ему в связи с выполнением служебных обязанности повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах и повлекшего стойкую утрату трудоспособности. На Миллеровскую таможню возложена обязанность назначить и выплачивать Ш. ежемесячную денежную компенсацию в размере 28937,49 руб., в связи с причинением ему в связи с выполнением служебных обязанностей повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах и повлекшего стойкую утрату трудоспособности, в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в таможенных органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с даты увольнения со службы в таможенных органах, но не ранее даты назначения пенсии по инвалидности, в соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона N 283-ФЗ, п. 22 Правил N 1452 в редакции, действовавшей на момент возникновения у Ш. соответствующего права.
В апелляционной жалобе Миллеровской таможни и дополнении к ней ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения. При этом апеллянт ссылается на то, что при обращении Ш. к ответчику с заявлением 25 марта 2016 г. отсутствовали документы об установлении истцу стойкой утраты трудоспособности, в то время как предоставление указанного документа предусмотрено п. 21 указанных выше Правил N 1452 в редакции от 23 июня 2015 г. Фактически, справка о стойкой утрате трудоспособности была получена Ш. только 10 октября 2016 г. Апеллянт также ссылается на п. 3 Правил N 672, в соответствии с которым направление сотрудника на медико-социальную экспертизу для установления стойкой утраты трудоспособности имеет заявительный характер, МУЗ "ЦГБ" г. Донецка истцу выдано направление на медико-социальную экспертизу 02 ноября 2015 г., в связи с чем являются несостоятельными, по мнению заявителя жалобы, выводы суда о непринятии ответчиком мер по установлению обстоятельств получения истцом стойкой утраты трудоспособности.
Обоснованно, по мнению подателя жалобы, и принятое решение об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации по обращению Ш. от 03 ноября 2016 г., так как заявителем не был представлен полный пакет документов в соответствии с п. 21 Правил N 1452, в редакции, действующей с 04 сентября 2016 г.
В дополнении к апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что в соответствии с приказом ФТС России от 16 марта 2015 г. N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Южного федерального округа", приказом ЮТУ от 17 марта 2015 г. N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Южного таможенного управления", а также приказом Миллеровской таможни от 18 марта 2015 г. N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Об организационно-штатных мероприятиях в Миллеровской таможне" должности сотрудников СОБРа подлежали сокращению с 23 июня 2015 г., в связи с чем, 22 апреля 2015 г. истцом на имя начальника Миллеровской таможни подано заявление о зачислении его в распоряжение Миллеровской таможни с 23 июня 2015 г., то есть Ш. выразил свое согласие о зачислении его в распоряжение с указанной даты. Вместе с тем, приказ о зачислении истца в распоряжение не был издан в связи с временной нетрудоспособностью Ш. на дату сокращения штатной численности 23 июня 2015 г.
По состоянию на 31 декабря 2015 г. имелись следующие вакантные должности: первого заместителя начальника таможни (вакантна с 07 июля 2015 г.), заместителя начальника таможни-начальника отдела (вакантна с 20 ноября 2015 г.), инспектора отдела оперативно-дежурной службыи таможенной охраны (вакантна с 27 декабря 2015 г.), уполномоченного по ОВД отдела административных расследований (вакантна с 23 декабря 2015 г.). То есть, при нахождении истца в распоряжении, ему могли быть предложены вакантные должности сотрудников. Однако истцом подано заявление об увольнении его со службы 26 октября 2015 г. Таким образом, у ответчика отсутствовали законные основания инициировать вопрос об увольнении Ш. в период его временной нетрудоспособности с 08 мая 2015 г. и вплоть до подачи им заявления об увольнении 21 октября 2015 г.
Заявитель жалобы также обращает внимание судебной коллегии на то, что на дату увольнения Ш. из таможенных органов 26 октября 2015 г. инвалидность ему не была установлена, повреждение здоровья с категорией годности "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах", не исключало для истца возможность дальнейшего прохождения службы.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Ш., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Направил в судебную коллегию заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с учетом положений
ст. ст. 167,
327 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика, поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших об отмене решения суда с вынесением по делу нового решения об отказе в иске, заслушав представителя Ш. и заместителя Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Ш. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, последняя занимаемая должность - оперуполномоченный специального отряда быстрого реагирования Миллеровской таможни, специальное звание - майор таможенной службы.
08 мая 2015 г. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого Ш. получил телесные повреждения, составлен акт о несчастном случае на производстве от 31 мая 2015 г.
09 сентября 2015 г. Ш. был направлен заместителем начальника таможни - начальником отдела государственной службы и кадров Миллеровской таможни на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией 1602 военного клинического госпиталя Министерства обороны РФ для определения категории годности по состоянию здоровья к службе в таможенных органах.
Заключением ВВК 1602 военного клиническою госпиталя Министерства обороны РФ от 30 сентября 2015 г., утвержденным 15 октября 2015 г., полученные Ш. 08 мая 2015 г. телесные повреждения квалифицированы как военная травма, истцу установлена категория годности к службе "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах".
Приказом начальника Миллеровской таможни от 21 октября 2015 г. N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Ш. уволен 26 октября 2015 г. со службы в таможенных органах Российской Федерации по
пп. 8 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в таможенных органах).
05 ноября 2015 г. Ш. установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности по причине военной травмы на срок до 01 декабря 2016 г.
Отделом пенсионного обеспечения Южного таможенного управления Ш. назначена пенсия по инвалидности на период с 27 октября 2015 г. по 30 ноября 2016 г.
Согласно акту служебного расследования Миллеровской таможни от 04 декабря 2015 г. комиссией не установлено наличие причинно-следственной связи телесных повреждений, полученных Ш. 08 мая 2015 г. в результате ДТП, с исполнением им служебных обязанностей.
Указанный акт служебного расследования оспорен Ш. в вышестоящий орган Южное таможенное управление 31 декабря 2015 г. и 04 апреля 2016 г. комиссией Миллеровской таможни внесены изменения в акт служебного расследования от 04 декабря 2015 г., сделан вывод о том, что 08 мая 2015 г. Ш. получил телесные повреждения в связи с исполнением служебных обязанностей.
25 марта 2016 г. Ш. обратился в Миллеровскую таможню с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 142, т. 1).
Ответчик отказал в удовлетворении заявления Ш., сообщив истцу в ответе от 26 апреля 2016 г., что ежемесячная денежная компенсация не может быть ему назначена, ввиду отсутствия соответствующих решений и постановлений судов, государственных органов, органов предварительного расследования, которые бы указывали на то, что установлены виновные лица в получении Ш. телесных повреждений 08 мая 2015 г., а также лица, виновные в совершении дорожно-транспортного происшествия. Кроме того, указано на установленный порядок определения стойкой утраты трудоспособности (л.д. 143-144, т. 1).
10 октября 2016 г. бюро N 31 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Ш. установлена стойкая утрата профессиональной трудоспособности.
На повторное заявление Ш. о назначении ему ежемесячной денежной компенсации от 03 ноября 2016 г. Миллеровской таможней 06 декабря 2016 г. дан ответ об отсутствии оснований для назначения ему данной компенсации, так как не представлены документы, предусмотренные
п. 21 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 06 августа 2013 г. N 1452 (в редакции
приказа Федеральной таможенной службы от 26 июля 2016 г. N 1454), а именно: копия приказа об увольнении со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах (подпункт "г") и копия заключения военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в формулировке "Д - не годен к службе в таможенных органах" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма" (подпункт "е").
29 ноября 2016 г. Ш. по результатам очередного освидетельствования установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности на срок до 01 декабря 2017.
С 01 декабря 2017 г. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности установлена истцу бессрочно.
Отказ ответчика в назначении ежемесячной денежной компенсации явился поводом обращения истца в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом установленных обстоятельств у Ш. имеется право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом, суд счел незаконной ссылку ответчика на
п. 21 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотрудник) таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 06 августа 2013 г. N 1452 (в редакции
приказа Федеральной таможенной службы от 26 июля 2016 г. N 1454), так как к спорным отношениям подлежат применению положения названных
правил в редакции, действовавшей на момент их возникновения, предусматривавшие возможность выплаты ежемесячной денежной компенсации при предоставлении сотрудником копии приказа об увольнении из таможенных органов по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности сотрудника к службе в таможенных органах и копии заключения военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах".
Определяя размер подлежащей выплате ежемесячной денежной компенсации, суд исходил из того, что расчет необходимо производить в соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 283-ФЗ, в редакции, действующей на момент возникновения у истца права на соответствующее обеспечение, то есть в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в то же время не может согласиться с выводами суда относительно размера подлежащей взысканию суммы. При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Прохождение службы в таможенных органах регулируется Федеральным
законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
В
статье 48 указанного Федерального закона предусмотрены основания увольнения со службы в таможенных органах.
Так, в соответствии с
пп. 8 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органа по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах.
В соответствии со ст. 46 Закона N 114-ФЗ сотрудникам таможенных органов и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе в таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ст. 1).
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе ежемесячная денежная компенсация.
Так,
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01 мая 2016 г. N 125-ФЗ) предусмотрено, что при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3.
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в
частях 2 и
4 названной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в
части 5 этой же статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом руководителя Федеральной таможенной службы от 06 августа 2013 г. N 1452 в соответствии с
ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и в целях обеспечения социальных гарантий сотрудникам таможенных органов Российской Федерации утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей.
В пункте 5 указанных Правил содержится норма, аналогичная положениям
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Пунктом 21 Правил (в редакции
приказа Федеральной таможенной службы от 26 июля 2016 г. N 1454) в числе документов, которые необходимо представить сотруднику таможенных органов для решения вопроса о назначении ежемесячной денежной компенсации, предусмотрены: заявление о выплате ежемесячной денежной компенсации; копия акта служебного расследования; копии соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования об установлении виновных лиц; копия приказа об увольнении со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения ВВК о негодности сотрудника к службе в таможенных органах; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, с указанием группы, срока инвалидности и причины инвалидности в формулировке "военная травма", выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы; копия заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "Д - не годен к службе в таможенных органах" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
В целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) согласно
п. 2 ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проводится военно-врачебная экспертиза.
Основания вынесения военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний с прохождением военной службы приведены в
п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. N 565.
В соответствии с пп. "а" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссии выносит заключение о причинной связи увечий с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Исходя из п. 1 указанного положения, в целях определения годности сотрудников к службе военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в таможенных органах Российской Федерации.
Приказом Федеральной таможенной службы от 30 декабря 2013 г. N 2460 утверждены
требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы по контракту, сотрудников таможенных органов и граждан, прошедших службу в таможенных органах Российской Федерации.
В пункте 2 названных требований предусмотрены следующие категории годности к службе в таможенных органах: "А - годен к службе в таможенных органах"; "Б - годен к службе в таможенных органах с незначительными ограничениями"; "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах"; "Г - временно не годен к службе в таможенных органах"; "Д - не годен к службе в таможенных органах".
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлена социальная гарантия, в том числе для сотрудников таможенных органов, в случае получения им в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации (
часть 5 статьи 12 названного закона).
При этом, право сотрудника таможенных органов на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, обусловлено как фактом получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлении служебной деятельности, так и невозможностью в связи с этим продолжать службу в таможенных органах.
То есть обязательным условием выплаты ежемесячной денежной компенсации по правилам
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (как в ныне действующей редакции, так и в ранее действующей редакции) являются получение сотрудником таможенных органов увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей и невозможность в связи с этим дальнейшего прохождения им службы в таможенных органах.
Как ранее было указано, по результатам оспаривания Ш. акта служебного расследования от 04 декабря 2015 г. комиссией Миллеровской таможни 04 апреля 2016 г. внесены изменения в акт, сделан вывод о том, что 08 мая 2015 г. Ш. получил телесные повреждения в связи с исполнением служебных обязанностей.
Выяснение вопроса о невозможности прохождения Ш. службы в таможенных органах вследствие установления ему военно-врачебной комиссией категории годности к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах", также является обязательным.
Так, в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 48 Федерального закона N 114-ФЗ увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основаниям, предусмотренным пп. 8 п. 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах, доступную ему по состоянию здоровья, или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.
Конституционный Суд РФ в
Постановлении от 01 марта 2017 г. N 3-П указывал, что сотрудники, признанные ограниченно годными к службе (категория "В") и годными к службе с незначительными ограничениями (категория "Б"), увольняются только при отсутствии возможности перемещения по службе, то есть перевода на другие должности в органах внутренних дел, подходящие им по состоянию здоровья, или при отказе от такого перевода
(абз. 4 п. 4).
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ судебная коллегия считает, что полученное Ш. 08 мая 2015 г. при выполнении служебных обязанностей увечье исключало для него возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах.
Так, ответчиком в материалы дела представлены сведения (штатное расписание и др.) о том, что на момент увольнения из таможенных органов у ответчика не имелось вакантных должностей, которые Ш. мог бы занимать с учетом его состояния здоровья, образования и квалификации.
Вакантная должность первого заместителя начальника таможни не могла быть предложена Ш., так как истец окончил Новочеркасский государственный технический университет по специальности - горные машины и оборудование, в то время, как на должность первого заместителя начальника таможни назначается лицо, имеющее высшее образование по специальности государственное и муниципальное управление, таможенное дело, юриспруденция, экономика. Кроме того, правом назначения на вышеуказанную должность наделен не начальник таможни, а руководитель Федеральной таможенной службы.
На момент рассмотрения заявления Ш. в таможне имелись вакантные должности федеральной государственной гражданской службы: главный государственный таможенный инспектор отдела тылового обеспечения, главный государственный таможенный инспектор отдела инспектирования и профилактики правонарушений, главный государственный таможенный инспектор автотранспортного отдела.
Поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождение и прекращение регламентировано Федеральным
законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии с
п. 1 ст. 22 которого, поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. По состоянию на 21 октября 2015 г. конкурсы по должностям главного государственного таможенного инспектора отдела инспектирования и профилактики правонарушений и главного государственного таможенного инспектора автотранспортного отдела объявлены не были, в связи с чем истец на момент своего увольнения не рассматривался ответчиком в качестве кандидата на замещение данных вакантных должностей государственной гражданской службы.
На должность главного государственного таможенного инспектора отдела тылового обеспечения конкурс объявлен приказом таможни от 07 августа 2015 г. N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и в соответствии с объявлением о проведении вышеуказанного конкурса, размещенным в средствах массовой информации и на официальном сайте Южного таможенного управления, прием документов граждан осуществлялся в период с 13 августа 2015 г. по 02 сентября 2015 г. Таким образом, по состоянию на 21 октября 2015 г. Ш. не подавались документы для участия в конкурсе для замещения данной должности, в связи с окончанием срока подачи документов.
Иные вакантные должности на момент увольнения Ш. в таможне отсутствовали, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе производства по настоящему делу.
С учетом приведенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии возможности перемещения Ш. по службе, то есть перевода на другие должности в таможенных органах, подходящие истцу по состоянию здоровья, что свидетельствует о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации, поскольку нашел свое подтверждение факт наличия совокупности необходимых условий для назначения ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
При разрешении вопроса о размере ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате истцу, судебная коллегия исходит из того, что размер ежемесячной денежной компенсации должен быть определен исходя из положений закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, а именно, на момент обращения Ш. в таможенный орган с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации с представлением соответствующих документов, предусмотренных действующим законодательством на момент такого обращения.
На момент обращения Ш. 25 марта 2016 г. к ответчику с заявлением по вопросу выплаты ежемесячной денежной компенсации, действовал пункт 20 Правил в редакции
приказа Федеральной таможенной службы от 23 июня 2015 г. N 1228, в соответствии с которым, для рассмотрения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, сотрудником, уволенным из таможенных органов, представляются, в том числе копия выписки из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, документы об установлении стойкой утраты трудоспособности, группы инвалидности и их причины.
В соответствии с
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 197-ФЗ, действующей на момент обращения истца с заявлением 25 марта 2016 г., в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Кроме того, в соответствии с п. 5 Правил N 1452 (в редакции от 23 июня 2015 г.), в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в таможенных органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Пункт 5 Правил в приведенной редакции действовал до 03.09.2016 г.
Таким образом, как Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, так и
Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 06 августа 2013 г. N 1452, предусматривали необходимость предоставления документов об установлении стойкой утраты трудоспособности.
Сторонами не оспаривалось, что при обращении к ответчику 25 марта 2016 г. истцом не были представлены документы об установлении стойкой утраты трудоспособности, как то было предусмотрено Правилами N 1452 в редакции на день обращения, соответствующая справка была выдана истцу только 10 октября 2016 г. бюро N 31 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области".
Ввиду не предоставления необходимого пакета документов, у Миллеровской таможни отсутствовали правовые основания для назначения истцу ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в размере, установленном указанным Федеральном
законом в редакции от 28 июня 2014 г. N 197-ФЗ, действующей на момент подачи заявления 25 марта 2016 г., то есть, в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.
Как следует из материалов дела, при повторном обращении Ш. к ответчику 03 ноября 2016 г. по вопросу назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, истцом, помимо прочих документов, была предоставлена справка о стойкой утрате трудоспособности (л.д. 23).
Вместе с тем, на момент обращения Ш. 03 ноября 2016 г. в п. 21 Правил
приказом Федеральной таможенной службы от 26 июля 2016 г. N 1454 внесены изменения, с 04 сентября 2016 г. в числе документов, которые необходимо было представить сотруднику таможенных органов для решения вопроса о назначении ежемесячной денежной компенсации, не поименованы документы об установлении стойкой утраты трудоспособности.
До вступления в силу изменений, внесенных
приказом Федеральной таможенной службы от 26 июля 2016 г. N 1454 (до 03 сентября 2016 г.) решение о выплате ежемесячной денежной компенсации сотруднику таможенных органов принималось начальником таможенного органа, в том числе на основании заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах" с установлением причинной связи увечья в формулировке "военная травма" и копии приказа об увольнении из таможенных органов по состоянию здоровья на основании такого заключения военно-врачебной комиссии.
После 04 сентября 2016 г. указанные документы были исключены из содержащегося в п. 21 Правил Перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия сотруднику таможенных органов.
Полагая обоснованным отказ в назначении Ш. ежемесячной денежной компенсации по обращению от 03 ноября 2016 г., представитель ответчика ссылался в суде апелляционной инстанции на не предоставление истцом при обращении копии приказа об увольнении со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения ВВК о негодности сотрудника к службе в таможенных органах и копии заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "Д - не годен к службе в таможенные органах" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
Вместе с тем, 14 июня 2018 г. Верховным Судом РФ принято решение (N АКПИ 18-380), которым удовлетворено административное исковое заявление Ш. и признаны не действующими с 26 июля 2016 г. изменения, внесенные
приказом Федеральной таможенной службы от 26 июля 2016 г. N 1454 в
подпункты "г" и
"е" пункта 21 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 06 августа 2013 г. N 1452, в части, не предусматривающей представление копии приказа об увольнении из таможенных органов по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности сотрудника к службе в таможенных органах и копии заключения военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах".
При таком положении, оснований полагать, что истцом при обращении в Миллеровскую таможню 03 ноября 2016 г. представлен не полный пакет документов, у судебной коллегии не имеется, в связи с чем истец имеет право на назначение ему ежемесячной денежной компенсации в размере, установленном
ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 01 мая 2016 г. N 125-ФЗ, действующей на момент обращения истца с заявлением 03 ноября 2016 г., то есть, исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением коэффициента 0,5 в отношении инвалида ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы.
Размер ежемесячной денежной компенсации составит 16875 руб. с учетом оклада по должности (оперуполномоченный СОБР) 15 500 руб., оклада по званию (майор таможенной службы) 11500 руб., надбавки за выслугу лет (25% от оклада денежного содержания) 6 750 руб. с применением коэффициента 0,5 в отношении инвалида 2 группы.
В силу п. 16 Правил N 1452 выплата ежемесячной денежной компенсации производится с даты установления гражданину Российской Федерации инвалидности в течение всего периода инвалидности.
Таким образом, взыскание ежемесячной денежной компенсации в размере 16875 руб. необходимо производить истцу с 05 ноября 2015 г., когда Ш. была впервые установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности по причине военной травмы, и на весь период инвалидности.
Согласно
части 6 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с
частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части взыскания ежемесячной денежной компенсации, постановлении в отмененной части нового решения о частичном удовлетворении исковых требований, возложении на Миллеровскую таможню обязанности назначить и выплачивать Ш. ежемесячную денежную компенсацию в размере 16875 руб., начиная с 03 ноября 2016 г. с дальнейшей индексацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия не может принять во внимание ссылку истцовой стороны на п. 22 Правил N 1452, в соответствии с которым размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется по состоянию на дату установления инвалидности, поскольку, как ранее было указано, размер ежемесячной денежной компенсации должен быть определен исходя из положений закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, а именно, на момент обращения Ш. в таможенный орган с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации с представлением соответствующих документов, предусмотренных действующим законодательством на момент такого обращения. Положения Правил N 1452 подлежат применению постольку, поскольку они не противоречат Федеральному
закону N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеющему большую юридическую силу.
Довод жалобы Миллеровской таможни о том, что 22 апреля 2015 г. истцом на имя начальника Миллеровской таможни подано заявление о зачислении его в распоряжение с 23 июня 2015 г., то есть Ш. выразил свое согласие о зачислении его в распоряжение с указанной даты, а, соответственно, при нахождении истца в распоряжении, ему могли быть предложены иные вакантные должности сотрудников, подлежит отклонению, как не имеющий правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку приказ о зачислении истца в распоряжение ответчиком не был издан.
Иные доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации, подлежат отклонению, как направленные на переоценку исследованных доказательств и установленных обстоятельств, указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
Поскольку нашел свое подтверждение тот факт, что незаконными действиями (бездействием) Миллеровской таможни были нарушены права Ш. на получение установленной законом социальной гарантии - ежемесячной денежной компенсации, являются обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры о признании незаконными действий (бездействия) по непринятию решения о назначении и выплате Ш. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Решение Миллеровского районного суда в данной части подлежит оставлению без изменения.
определила:
решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 08 февраля 2017 г. в части удовлетворения исковых требований Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Ш. к Миллеровской таможне о признании незаконными действий (бездействия) по непринятию решения о назначении и выплате Ш. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - оставить без изменения.
В остальной части это же решение отменить, постановив в отмененной части новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Обязать Миллеровскую таможню назначить и выплачивать Ш. ежемесячную денежную компенсацию в размере 16875 руб., начиная с 05 ноября 2015 г. с дальнейшей индексацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.10.2019 г.