Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 12.08.2019 по делу N 33-13706/2019
Требование: Об обязании выделить денежные средства в целях устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и ликвидировать несанкционированные свалочные очаги мусора.
Обстоятельства: По результатам прокурорской проверки выявлено наличие несанкционированных свалочных очагов мусора, которые не ликвидированы и своим наличием усиливают незащищенность населения города от пожаров природного и иного характера, представляют собой объект эпидемического и экологического риска.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Ростовского областного суда от 12.08.2019 по делу N 33-13706/2019
Требование: Об обязании выделить денежные средства в целях устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и ликвидировать несанкционированные свалочные очаги мусора.
Обстоятельства: По результатам прокурорской проверки выявлено наличие несанкционированных свалочных очагов мусора, которые не ликвидированы и своим наличием усиливают незащищенность населения города от пожаров природного и иного характера, представляют собой объект эпидемического и экологического риска.
Решение: Требование удовлетворено.

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 августа 2019 г. по делу N 33-13706/2019
судья Черепанова Л.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Мосинцевой О.В.
судей Голубовой А.Ю., Калинченко А.Б.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Шахты Ростовской области, МКУ "Департамент городского хозяйства" города Шахты Ростовской области об обязании выделить денежные средства, ликвидировать несанкционированные свалочные очаги мусора напротив павильона "У Сережки" по ул. Капустина, 22а в г. Шахты Ростовской области (через автодорогу) и рядом с павильоном и произвести вывоз отходов производства и потребления на санкционированную свалку, по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 15 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мосинцевой О.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Шахты Ростовской области обратился в суд с указанным иском, указав, что прокуратурой г. Шахты Ростовской области в соответствии с полномочиями проведена проверка соблюдения Администрацией г. Шахты Ростовской области и МКУ "Департамент городского хозяйства г. Шахты Ростовской области" требований законодательства в сфере обращения с отходами производства потребления и санитарно-эпидемиологическом благополучии.
В результате объезда городской территории прокуратурой г. Шахты Ростовской области напротив павильона "У Сережки" по ул. Капустина 22а в г. Шахты Ростовской области и рядом с павильоном выявлено наличие несанкционированных свалочных очагов мусора, которые не ликвидированы и своим наличием усиливают незащищенность населения города от пожаров природного и иного характера, представляют собой объект эпидемического и экологического риска.
Истец просил суд обязать Администрацию г. Шахты Ростовской области выделить денежные средства в целях устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения - на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов мусора напротив павильона "У Сережки" по ул. Капустина 22-а в г. Шахты Ростовской области (через автодорогу) и рядом с павильоном; обязать МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области ликвидировать несанкционированные свалочные очаги мусора напротив павильона "У Сережки" по ул. Капустина 22-а в г. Шахты Ростовской области (через автодорогу) и рядом с павильоном и произвести вывоз отходов производства и потребления на санкционированную свалку - полигон ТБО в районе поселка шахты им. Красина г. Шахты.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 15 мая 2019 года суд обязал администрацию г. Шахты Ростовской области выделить денежные средства для устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: для ликвидации несанкционированных свалочных очагов мусора напротив павильона "У Сережки" по ул. Капустина 22-а в г. Шахты Ростовской области (через автодорогу) и рядом с павильоном.
Обязал МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области ликвидировать несанкционированные свалочные очаги мусора напротив павильона "У Сережки" по ул. Капустина 22-а в г. Шахты Ростовской области (через автодорогу) и рядом с павильоном и произвести вывоз отходов производства и потребления на санкционированную свалку - полигон ТБО в районе поселка шахты им. Красина г. Шахты.
Взыскал с МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6 000 рублей.
Представитель Администрации г. Шахты Ростовской области в апелляционной жалобе просит отменить решение. Апеллянт ссылается на ст. 45 ГПК РФ и указывает, что в исковом заявлении не указано, в интересах какого неопределенного круга лиц, оно подано. В иске не подтверждено, что круг лиц является неопределенным. Не представлено доказательств того, что у законных представителей граждан г. Шахты Ростовской области отсутствует объективная возможность самостоятельного обращения в суд.
Администрацией г. Шахты Ростовской области деятельность осуществляется за счет средств местного бюджета. Бюджет г. Шахты Ростовской области утвержден решением Шахтинской городской думы от 18 декабря 2018 года. МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области, являясь главным распорядителем бюджетных средств для муниципальных образовательных учреждений города обеспечивает адресность их использования. Доказательств того, что МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области обращалось в администрацию г. Шахты Ростовской области в 2018-2019 годах с заявкой и расчетами на уборку именно данного свалочного очага в материалах дела отсутствуют, планирование данной суммы при формировании бюджета г. Шахты Ростовской области на 2019 год не представлено. Полагает, что фактически исковое заявление направлено на вмешательство в бюджетный процесс. Согласно Уставу МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области обязанность по организации выявления и ликвидации несанкционированных свалок на территории г. Шахты возложена на МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области.
Принимая во внимание тот факт, что процедура выделения средств из бюджета занимает длительный период и бюджет г. Шахты Ростовской области утвержден с дефицитом на 2019-2021 год ввиду сложившегося долга администрация г. Шахты Ростовской области не может исполнить заявленные требования. Также полагает, что прокуратурой г. Шахты Ростовской области не представлены доказательства в обоснование заявленных требований.
В судебное заседание явилась прокурор Ростовской областной прокуратуры Чернова Е.В., просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Шахты Ростовской области - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц применительно к ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Указанное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в результате не исполнения законодательства требований законодательства в сфере обращения с отходами потребления и санитарно-эпидемиологическом благополучии и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. п. 10, 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1.2 Санитарных правил содержания населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
В пункте 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается, твердые бытовые отходы следует вывозить па полигоны (усовершенствованные свалки).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а не Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 вышеуказанного федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие и связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Как следует из материалов дела, 27 марта 2019 года прокуратурой г. Шахты Ростовской области с участием представителя администрации г. Шахты Ростовской области в соответствии с полномочиями ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ" проведена проверка исполнения на территории г. Шахты Ростовской области требований законодательства РФ в сфере обращения с отходами производства и потребления.
По результатам проведенной проверки напротив павильона "У Сережки" по ул. Капустина 22-а в г. Шахты Ростовской области (через автодорогу) и рядом с павильоном выявлено наличие несанкционированных свалочных очагов мусора.
Несанкционированные свалочные очаги мусора, расположенные напротив павильона "У Сережки" по ул. Капустина 22-а в г. Шахты Ростовской области (через автодорогу) и рядом с павильоном усиливают незащищенность населения города от пожаров природного и иного характера, представляют собой объект эпидемического и экологического риска.
В случае размещения несанкционированной свалки или свалочного очага на муниципальной территории администрации г. Шахты Ростовской области в соответствии с п. 10 ст. 3 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городе Шахты, утв. решением Шахтинской городской Думы от 24 ноября 2011 года N 187, необходимо в течение 30 дней с момента выявления несанкционированной свалки или свалочного очага принять решение о ее (его) ликвидации с финансированием в пределах бюджетных ассигнований.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 вышеназванных Правил организацию и контроль выполнения работ по уборке и содержанию, в том числе площадей, улиц осуществляют МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области, территориальные отделы администрации г. Шахты Ростовской области.
Неисполнение вышеуказанных требований действующего законодательства нарушает гарантированное право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 39 Устава "Город Шахты" администрация г. Шахты Ростовской области обеспечивает формирование и исполнение местного бюджета, осуществляет контроль за исполнением данного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 3 7 Устава "Город Шахты" администрация обладает правами юридического лица, действует на основании общих положений об исполнительно-распорядительном органе, установленных Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления" в соответствии с Гражданским кодексом РФ применительно к казенным учреждениям, является главным распорядителем средств местного бюджета, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет собственные печати, штампы, бланки, расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях и печати с изображением Герба Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Таким образом, администрация г. Шахты Ростовской области является главным распорядителем средств местного бюджета и в ее компетенцию входит выделение средств на ликвидацию свалок мусора.
Согласно п. 5.1.59 Устава МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области обязанность по вывозу несанкционированных свалок на территории г. Шахты Ростовской области возложена органом местного самоуправления на МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области.
Таким образом, работы по ликвидации свалок мусора должны быть организованы и осуществлены МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области, исходя из целей деятельности и полномочий указанного учреждения, предусмотренных его уставом.
Доводы представителя администрации г. Шахты Ростовской области о том, что лицом, уполномоченным на организацию и контроль выполнения работ по уборке бытовых и промышленных отходов является МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области, а не администрация г. Шахты Ростовской области, суд находит несостоятельными, поскольку администрация г. Шахты Ростовской области является главным распорядителем средств местного бюджета и в ее компетенцию входит выделение средств на ликвидацию свалок мусора.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Доводы о том, что администрацией г. Шахты Ростовской области на ликвидацию несанкционированных свалок в 2019 года выделены денежные средства в размере 2 149 рублей 80 коп., в связи с чем заявленные прокурором г. Шахты Ростовской области фактически исполнены, судом не принимаются, поскольку выделенные из бюджета города денежные средства являются недостаточными для ликвидации несанкционированных свалок, потрачены на исполнение решений суда за 2017-2018 годы.
Поскольку материалами дела подтверждено нахождение напротив павильона "У Сережки" по ул. Капустина 22-а в г. Шахты Ростовской области (через автодорогу) и рядом с павильоном несанкционированной свалки, судом не принимаются доводы представителя администрации г. Шахты Ростовской области о том, что не имеется доказательств размещения свалки на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Ссылка представителя администрации г. Шахты Ростовской области на то, что вмешательство в деятельность органов местного самоуправления недопустима, в данном случае является несостоятельной, поскольку предъявление прокурором обоснованного иска в качестве такового вмешательства рассматриваться не может.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Каких-либо новых доводов, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Решение суда требованиям материального и процессуального закона не противоречит, постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении, в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Шахты Ростовской области - без удовлетворения.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 15 августа 2019 года.