Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2022 по делу N 88-5165/2022, 2-1470/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 19.08.2021 N 33-15164/2021
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О запрете деятельности по организации розничного рынка до устранения нарушений, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Ответчики в отсутствие разрешения органа местного самоуправления организовали на принадлежащих им земельных участках деятельность розничного рынка, при этом уклоняются от создания управляющей рынком компании - юридического лица, состоящего на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющего разрешение на право организации рынка, полученного в установленном порядке.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 19.08.2021 N 33-15164/2021
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О запрете деятельности по организации розничного рынка до устранения нарушений, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Ответчики в отсутствие разрешения органа местного самоуправления организовали на принадлежащих им земельных участках деятельность розничного рынка, при этом уклоняются от создания управляющей рынком компании - юридического лица, состоящего на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющего разрешение на право организации рынка, полученного в установленном порядке.
Решение: Удовлетворено.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2021 г. N 33-15164/2021
Судья Молотиевский А.Г. | Дело N 2-1470/2021 |
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Зинкиной И.В.,
судей Говоруна А.В., Васильева С.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1470/2021 по иску Прокурора Аксайского района Ростовской области к ООО "Аксайские овощи", В., А., К., третьи лица: Администрация Аксайского района Ростовской области, Департамент потребительского рынка Ростовской области Правительства Ростовской области, о запрете деятельности по организации розничного рынка до устранения нарушений федерального законодательства, по апелляционным жалобам ООО "Аксайские овощи", К., В. на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 11 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Говоруна А.В., судебная коллегия,
установила:
Прокурор Аксайского района Ростовской области обратился в суд с иском к указанным ответчикам о запрете деятельности по организации розничного рынка до устранения нарушений федерального законодательства, обязании устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что органами прокуратуры области по информации о нарушении закона с привлечением специалистов Управлений Росреестра, Роспотребнадзора по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, УНД и ПР ГУ МЧС России, ГУ МВД России по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН проведена проверка исполнения требований федерального законодательства на территории земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно сведениям из ЕГРН, вышеназванные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности ООО "Аксайские овощи" (КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), В. (КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), А. (КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН К. (КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).
Установлено, что для организации торговой деятельности земельные участки переданы по договорам аренды и договорам субаренды. При этом деятельность всех арендаторов заключается в передаче частей земельных участков в субаренду лицам, непосредственно осуществляющим торговлю.
Вышеназванные участки представляют собой единую территорию с твердым (асфальтным) покрытием, общими въездами и выездами, оборудованными контрольно-пропускными пунктами, дорожной разметкой и знаками движения, граничащую с севера с автомобильной дорогой федерального значения М-4 "Дон", запада и юга - розничным рынком "Овощной", востока - АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Фактические границы между земельными участками отсутствуют, проезды между ними барьерами (шлагбаумами, воротами и т.п.) не оборудованы, представляют собой единую территорию, которая включает в себя торговые ряды с находящимися в них легковозводимыми сборно-разборными павильонами, контейнерами, лотками, с использованием которых осуществляется розничная торговля строительными материалами, автомобильные стоянки, проезды. Доступ третьих лиц не ограничен.
Образующие единую торговую территорию, ряды пересекают границы земельных участков, принадлежащих разным собственникам и используемых разными арендаторами.
Имеющиеся объекты торговли присоединены к инженерным коммуникационным сетям электроснабжения. При этом, плата за использование электрической энергии с лиц, осуществляющих реализацию товаров, не взымается, договоры с ними ресурсоснабжающими организациями не заключались.
Установлено, что организация розничного рынка на указанной территории осуществляется с грубыми нарушениями требований закона, а именно: в отсутствие сведений в плане, предусматривающем организацию рынков на территории Ростовской области, разрешения на осуществление рыночной деятельности, управляющей рынком компании.
Не соблюдаются предусмотренные
ст. 12 Закона N 271-ФЗ требования к оборудованности рынка: не обеспечено ведение реестров продавцов и заключенных договоров, территория не оборудована вывеской, тип рынка не установлен.
В нарушение
п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона N 271-ФЗ паспорт безопасности на розничный рынок не разработан и не утвержден.
Проверкой выявлены массовые нарушения требований земельного, градостроительного, противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В нарушение требований Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" торговые места размещены с несоблюдением противопожарных расстояний, не оборудованы системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей и обеспечения безопасной эвакуации при пожаре. Установлены факты отсутствия автоматических установок пожарной сигнализации.
Торговые ряды организованы с несоблюдением предельных количественных показателей, павильоны размещены группами более 10 сооружений, относящихся к I, II, III, IIIa, IIIб, IV, IVa, V степени пожарной опасности (
п. 4.3 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденным приказом МЧС России от 24.04.2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, "
НПБ 103-95. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования", введенные приказом ГУ ГПС МВД РФ от 31.01.1995 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).
Выявленные нарушения ставят под угрозу безопасное пребывание на объекте защиты, создают условия развития пожара в случае его возникновения, а также угрозу жизни, причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц.
В условиях сложившейся в настоящее время на территории Ростовской области неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки, вызванной распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, установлены факты осуществления вопреки требованиям СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой короновирусной инфекции COVID-19" торговли лицами, не обеспеченными средствами индивидуальной защиты (медицинскими масками, перчатками).
Осуществление указанной деятельности в отсутствие разрешительных документов и с несоблюдением требований закона создает угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, что подтверждается результатами проверочных мероприятий.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований в порядке
ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд:
- запретить ООО "Аксайские овощи", В., А., К., осуществлять деятельность по организации розничного рынка в границах земельных участков с КН 61:НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН до получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления и утверждения паспорта безопасности объекта,
- запретить ООО "Аксайские овощи", В., А., К., использовать объекты недвижимости с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН для осуществления деятельности по организации розничного рынка до получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления и утверждения паспорта безопасности объекта,
- обязать ООО "Аксайские овощи", В., А., К. устранить нарушения требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории розничного рынка в границах земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выразившиеся в необорудовании торговых мест системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей и обеспечения безопасной эвакуации при пожаре, отсутствии автоматических установок пожарной сигнализации, размещении торговых мест с несоблюдением противопожарных расстояний, организации торговых рядов с несоблюдением предельных количественных показателей, павильонов группами более 10 сооружений, относящихся к I, II, III, IIIa, IIIб, IV, IVa, V степени пожарной опасности, не поддержании объектов торговли и прилегающей территории в чистоте, не оснащении торговых мест легко-дезинфицирующимися материалами.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 11 июня 2021 года исковые требования удовлетворены.
Суд запретил ООО "Аксайские овощи", В., А., К., осуществлять деятельность по организации розничного рынка в границах земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН до получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления и утверждения паспорта безопасности объекта.
Запретил ООО "Аксайские овощи", В., А., К., использовать объекты недвижимости с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН для осуществления деятельности по организации розничного рынка до получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления и утверждения паспорта безопасности объекта.
Суд обязал ООО "Аксайские овощи", В., А., К. устранить нарушения требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории розничного рынка в границах земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выразившиеся в необорудовании торговых мест системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей и обеспечения безопасной эвакуации при пожаре, отсутствии автоматических установок пожарной сигнализации, размещении торговых мест с несоблюдением противопожарных расстояний, организации торговых рядов с несоблюдением предельных количественных показателей, павильонов группами более 10 сооружений, относящихся к I, II, III, IIIa, IIIб, IV, IVa, V степени пожарной опасности, не поддержании объектов торговли и прилегающей территории в чистоте, не оснащении торговых мест легко-дезинфицирующимися материалами.
Также суд взыскал с ООО "Аксайские овощи" в доход местного бюджета госпошлину в размере 6 000 руб., с В. в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб., с А. в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб., с К. в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Аксайские овощи", К., В. подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить.
ООО "Аксайские овощи" в обоснование доводов жалобы указывает, что лица, к которым предъявлены исковые требования, не вели торговую деятельность и являются ненадлежащими ответчиками, поскольку собственники не осуществляют торговую деятельность. Настаивает на том, что деятельность ответчиков не содержит ни одного признака розничного рынка. Обращает внимание на то, что истцом не представлено доказательств, что указанная деятельность не осуществлялась в иной форме, отличной от организации розничного рынка, поскольку розничный рынок является видом торговой деятельности. Считает, что заявленные требования являются неисполнимыми. Указывает, что выявленные нарушения противопожарных и санитарно-эпидемиологических требований допущены лицами, фактически осуществляющими торговую деятельность, в привлечении к участию в деле которых судом отказано.
По мнению апеллянта, проверка проведенная прокуратурой с привлечением специалистов различных ведомств, проведена с нарушениями законодательства, в частности без извещения лиц, без обозначения цели, без срока проведения и указания кому поручается, не были приняты меры прокурорского реагирования, в связи с чем, акт проверки прокуратуры от 17.05.2021 является недействительным.
В апелляционной жалобе К. также просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на отсутствие оснований для удовлетворения иска, поскольку именно К. не предпринимала противоправных действий ввиду того, что является правообладателем земельного участка на основании свидетельства о праве на наследство от 29.04.2021 после смерти супруга. Отмечает, что торговую деятельность вели иные лица, что не противоречит действующему законодательству. По мнению апеллянта, нарушение действующего законодательства в сфере противопожарных или санитарно-эпидемиологических положений влечет административную ответственность, не связанную с запретом деятельности. Кроме того, указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих вменяемые нарушения, обнаруженных в ходе проверки с 16.10 - 16.20, которая проведена без участия представителей ответчиков. Обращает внимание на то, что суд при рассмотрении дела фактически навязывает ответчикам экономическую деятельность по открытию розничного рынка, вопреки наличию таковых признаков, в связи с чем, ограничивает ответчиков в реализации своих прав и свобод, как собственников земельных участков. Полагает, что суд неправомерно применил
ст. 1065 ГК РФ, считает, что суд применил нормы права, не подлежащие применению к данным правоотношениям.
Доводы жалобы В. аналогичны доводам жалобы К., указывают на иное время проведения проверки с 18.00 - 18.10.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб ООО "Аксайские овощи", К., В., посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся участвующих в деле лиц, извещенных о дате слушания дела надлежащим образом, применительно к положениям
ст. 113,
167 ГПК РФ,
ст. 165.1 ч. 1 ГК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался положениями
ст. 17 Конституции Российской Федерации,
ст. ст. 12,
209,
264,
1065 ГК Российской Федерации,
ст. 40 ЗК Российской Федерации, и исходил из того, что ответчиками, в отсутствие соответствующего разрешения органа местного самоуправления, фактически организована на принадлежащих им земельных участках деятельность розничного рынка, которая, по причине несоблюдения требований Федерального
закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", выражается в уклонении от создания управляющей рынком компании - юридического лица, состоящего на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющего разрешение на право организации рынка, полученного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляется с грубыми нарушениями требований вышеприведенного закона.
Судом также учтено, что несоблюдение требований Федерального
закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ на территории спорных участков, образующих в своей совокупности рынок, являющийся местом скопления значительного количества лиц, при этом деятельность рынка, связанная с эксплуатацией торговых мест с нарушением требований пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности, представляет опасность для окружающих.
Кроме того, суд учитывал, что в условиях сложившейся в настоящее время на территории Ростовской области неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки, вызванной распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, на территории рынка установлены факты осуществления вопреки требованиям СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой короновирусной инфекции COVID-19" торговли лицами, не обеспеченными средствами индивидуальной защиты (медицинскими масками, перчатками).
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о запрете осуществления деятельности по организации розничного рынка в границах земельных участков, использования указанных объектов недвижимости и понуждении устранить нарушения требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории розничного рынка, указав, что осуществление подобной деятельности в отсутствие соблюдения требований Федерального
закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ ставит под угрозу безопасное пребывание значительного количества лиц (как лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также посетителей) на территории земельных участков, создает условия развития и распространения пожара в случае его возникновения, а также угрозу жизни, причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц.
Возражения ответной стороны относительно заявленных исковых требований, основанные на утверждении о том, что осуществляемая на указанных участках деятельность не соответствует определению розничного рынка, приведенному в
ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ суд оценил критически, как основанное на неверном толковании указанной нормы, поскольку согласно данной норме, розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Суд отметил, что данная норма не содержит такого обязательного условия как принадлежность земельных участков одному лицу, и указал, что деятельность ответчиков на земельных участках соответствует приведенному определению.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в полном объеме, в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, органами прокуратуры Ростовской области по информации о нарушении закона проведена проверка исполнения требований федерального законодательства на территории земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
Согласно сведениям из ЕГРН, вышеназванные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности ООО "Аксайские овощи" (КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), В. (КН: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), А. (КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН К. (КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
Для организации торговой деятельности указанные участки переданы иным лицам на основании договоров аренды и последующей субаренды. Деятельность всех арендаторов заключается в передаче частей земельных участков в субаренду лицам, непосредственно осуществляющим торговлю.
Земельные участки представляют собой единую территорию с твердым (асфальтным) покрытием, общими въездами и выездами, оборудованными контрольно-пропускными пунктами, дорожной разметкой и знаками движения, граничащую с севера с автомобильной дорогой федерального значения М-4 "Дон", запада и юга - розничным рынком "Овощной", востока - АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Фактические границы между земельными участками отсутствуют, проезды между ними какими-либо барьерами (шлагбаумами, воротами и т.п.) не оборудованы, таким образом, вышеприведенная совокупность земельных участков представляет собой единую территорию, которая включает в себя торговые ряды с находящимися в них легковозводимыми сборно-разборными павильонами, контейнерами, лотками, с использованием которых осуществляется розничная торговля строительными материалами, автомобильные стоянки, проезды. Доступ третьих лиц не ограничен.
Образующие единую торговую территорию, ряды пересекают границы земельных участков, принадлежащих разным собственникам и используемых разными арендаторами.
Имеющиеся объекты торговли присоединены к инженерным коммуникационным сетям электроснабжения. При этом плата за использование электрической энергии с лиц, осуществляющих реализацию товаров, не взимается, договоры с ресурсоснабжающими организациями не заключались.
В силу
п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 271-ФЗ, Закон о розничных рынках).
В соответствии с
п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
Согласно
п. 1,
3 ст. 4 Закона N 271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Из положений
статьей 3,
15 названного закона следует, что право предоставлять торговые места на розничном рынке принадлежит управляющим рынком компаниям, то есть юридическим лицам, которым принадлежит рынок, состоящим на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющим разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 5 Закон РФ N 271-ФЗ установлено, что разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
Таким образом, розничный рынок может быть организован юридическим лицом и только на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления, на территории которого он будет организован.
Учитывая изложенное, с учетом оценки представленных доказательств в соответствии со
ст. 67 ГПК РФ суд пришел к обоснованному выводу о действиях собственников земельных участков по организации розничного рынка, при отсутствии у них разрешения на право организации рынка и несоблюдении Федерального
закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Действующее законодательство предъявляет специальные требования к рынкам, являющимся местом повышенного скопления людей.
Из материалов дела усматривается, что на территории указанных участков допущены нарушения Федерального
закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" порядка организации и создании розничного рынка:
- спорный рынок организован ответчиками не в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории Ростовской области, вследствие чего, при его организации не были учтены архитектурные, градостроительные и строительные нормы и правила, проект планировки и благоустройства территории Ростовской области и территории Аксайского района Ростовской области (
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"),
- спорный рынок организован ответчиками в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения (
ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ),
- спорный рынок не включен в реестр рынков Ростовской области (
ст. 10 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ).
Кроме того, вышеназванным Законом (
ст. ст. 11,
12,
13,
14) установлены требования к планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, требования к оборудованию рынка, требования к содержанию рынка, требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке.
Между тем, осуществление фактической деятельности по организации розничного рынка на территории вышеприведенных участков, позволяет не обеспечивать соблюдение следующих требований, предусмотренных
ст. ст. 11,
12,
13,
14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ:
- о предельной (минимальной и (или) максимальной) площади рынка;
- о характеристике расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, а также соблюдение минимальных расстояний между ними;
- об оборудовании мест для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций;
- об оборудовании доступного для обозрения места, на котором размещаются:
а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест;
б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;
в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;
з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;
и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.
- в случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы,
- в случае осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других) на рынке в доступном месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг),
- о предоставлении по требованию органов внутренних дел, а также контрольных и надзорных органов их сотрудникам для исполнения возложенных на них обязанностей на рынке помещения на постоянной или временной основе,
- о содержании рынка, в надлежащем санитарном и техническом состоянии,
- об обеспечении на рынке проведения санитарно-гигиенических, дезинфекционных мероприятий по предупреждению возникновения очагов инфекционных и паразитарных заболеваний или распространения этих заболеваний, а также локализации и ликвидации таких очагов в случае их возникновения;
- о выполнении требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
- об организации охраны рынка и участии в поддержании общественного порядка на рынке;
- о разработке и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждении паспорта безопасности, подтверждающего соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности;
- об обеспечении осуществления продажи товаров, соответствующих типу рынка;
- об обеспечении соблюдения лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
Согласно
п. 12 ст. 3 ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ" паспорт безопасности - документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе, антитеррористической безопасности. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно
п. 3 ч. 1 ст. 14 ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ" в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.
В соответствии со
ст. 37 Закона РФ "О пожарной безопасности", руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Организация розничного рынка ответчиками произведена в отсутствие необходимых разрешений, паспорта безопасности.
Вопреки доводам жалоб апеллянтов, касающихся отсутствия доказательств, подтверждающих нарушение требований пожарной безопасности, в данном случае нарушение требований пожарной безопасности подтверждено заключением совместной проверки объекта защиты, именуемого как "Строительный рынок", расположенного на спорных земельных участках (т. 4 л.д. 16-17 - письмо начальника ОНД и ПР по Аксайскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области о направлении информации по результатам совместной проверки от 17.05.2021 года), а также информацией о выявленных правонарушениях, представленной УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.04.2021 (т. 1 л.д. 125-126).
Доказательств подтверждающих обратное, с достоверностью свидетельствующих об отсутствии выявленных и указанных в документах нарушений, либо их устранении, не представлено.
Из справок заместителя начальника Аксайского отдела Управления Росреестра по Ростовской области от 07.05.2021 о результатах участия в проведенной проверкой прокуратурой Аксайского района в качестве привлеченного специалиста обследования (в т. 4 на л.д. 24-31) следует, что при проверке использования спорных земельных участков подтверждается выявление фактов нарушения земельного законодательства, имеющего признаки административного правонарушения, предусмотренного
ст. 7.1 КРФоАП.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков относительно того, что их деятельность не подпадает под понятие "розничный рынок", заявлялись в качестве возражений на иск прокурора, были оценены судом первой инстанции, правомерно признаны несостоятельными с изложением подробных мотивов в тексте решения.
Оснований для иной правовой оценки представленных по делу доказательств, существа спорных правоотношений не имеется.
При этом следует отметить, что согласно сведениям, содержащимся в выписках из ЕГРН об объекте недвижимости - земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования указан "Для размещения рынка".
С доводами жалоб о том, что проведенная прокуратурой с привлечением специалистов различных ведомств проверка проведена с нарушениями законодательства, в связи с чем, акт проверки прокуратуры от 17.05.2021 является недействительным, судебная коллегия не может согласиться, поскольку достаточных оснований для этого не имеется. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что результаты проверки не были оспорены ответчиками в установленном законом порядке и не признаны несоответствующими действующему законодательству.
Доводы жалобы о навязывании ответчикам экономическую деятельность по открытию розничного рынка, вопреки наличию таковых признаков, не могут быть приняты во внимание.
Отсутствие, предусмотренной Федеральным
законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ, управляющей компании, то есть юридического лица, состоящего на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющего разрешение на право организации рынка, создает условия, способствующие несоблюдению лицами, осуществляющими торговую деятельность на вышеназванных участках, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, требований
Закона о защите прав потребителей, требований ветеринарно-санитарной и пожарной безопасности.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не представлено доказательств обеспечения собственниками вышеназванных требований Федерального
закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ, вследствие чего, доводы иска об опасности причинения вреда в будущем ответной стороной не опровергнуты, вследствие чего обоснованно признаны судом нашедшими свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Доводы жалоб о том, что торговые павильоны, расположенные на земельных участках принадлежат лицам, занимающихся торговой деятельностью, а у самих собственников возникают только арендные отношения с ними, свидетельствуют лишь о том, что собственники земельных участков осуществляют предпринимательскую деятельность с нарушением требований действующего законодательства.
В данном случае ответчикам вменяется именно то, что в отсутствие управляющей рынком компании, в отсутствие сведений в плане, предусматривающем организацию рынков на территории Ростовской области, и, не имея разрешения на право организации рынка, ими осуществляется организация розничного рынка на принадлежащих земельных участках.
Доводы жалобы К. о том, что она не предпринимала противоправных действий ввиду того, что является правообладателем земельного участка на основании свидетельства о праве на наследство от 29.04.2021 после смерти супруга, не указывают на наличие оснований для отмены решения суда, поскольку на момент принятия решения именно она является собственником участка.
Доводы жалоб К. и В. о наличии в материалах дела паспортов безопасности торговых территорий, судебная коллегия отклоняет, поскольку само по себе наличие в деле данных документов не опровергает правильных выводов суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки доводам жалоб апеллянтов, оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам в суде первой инстанции, судебной коллегией не установлено. В данном случае судом постановлено решение, которым права иных лиц не затрагивались, вопрос о правах или обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, судом не разрешался, какие-либо обязанности не возлагались.
Иные доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебной коллегией были исследованы и проанализированы, однако все они как каждый в отдельности, так и вместе в своей совокупности не указывают на наличие оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований и не влекут за собой вывод об отмене правильного решения суда.
Ссылки в жалобах на иные обстоятельства, по степени их правовой значимости для дела, не указывают на наличие нарушений норм материального и процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт осуществления ответчиками деятельности по организации розничного рынка, без соответствующего разрешения и в нарушение установленных законом требований, что, безусловно нарушает право неопределенного круга лиц, создает угрозу их жизни и здоровью, у суда имелись законные основания для применения к ответчикам гражданско-правовой ответственности в виде пресечения деятельности.
Каких-либо новых доводов, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приведено. Доводы жалоб повторяют позицию ответчиков, приведенных в ходе рассмотрения дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку, и, по сути, сводятся к выражению несогласия апеллянтов с произведенной судом оценкой доказательств по делу, которую судебная коллегия находит правильной. В связи с чем, доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению как необоснованные, и не могут являться основанием к отмене решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с нормами материального права и фактическими обстоятельствами дела.
Решение суда требованиям материального и процессуального закона не противоречит, постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении, в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 11 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО "Аксайские овощи", К., В. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.08.2021.