Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2023 по делу N 88-11679/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 31.10.2022 по делу N 33-14986/2022 (УИД 61RS0012-01-2020-003544-77)
Категория: Купля-продажа земли.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О записях в ЕГРН; 3) О признании договора недействительным; 4) О признании незаконными действий по государственной регистрации права собственности.
Обстоятельства: Истец указал, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, которые являются федеральной собственностью, отчуждению в частную собственность не подлежат.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 31.10.2022 по делу N 33-14986/2022 (УИД 61RS0012-01-2020-003544-77)
Категория: Купля-продажа земли.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О записях в ЕГРН; 3) О признании договора недействительным; 4) О признании незаконными действий по государственной регистрации права собственности.
Обстоятельства: Истец указал, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, которые являются федеральной собственностью, отчуждению в частную собственность не подлежат.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2022 г. по делу N 33-14986/2022
Дело N 2-541/2022
61RS0001-01-2022-001035-71
Судья: Лихачева Е.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кушнаренко Н.В.,
судей Корецкого А.Д., Фетинга Н.Н.,
при секретаре Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к С., М.М., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании договоров купли-продажи земельного участка ничтожными, признании права собственности отсутствующим, признании действий по государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконными, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об образовании земельного участка, обязании демонтировать ограждение по апелляционному представлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 16 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Фетинга Н.Н., судебная коллегия
установила:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки законности отчуждения в частную собственность земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН установлена постановка указанного земельного участка площадью 7200 кв. м на кадастровый учет как ранее учтенного в 1999 году. На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (котельная площадью 9,2 кв. м), НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (основное нежилое здание площадью 145,7 кв. м), НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (хозблок площадью 15,5 кв. м). 21.07.1999 года между ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" в лице директора С. и ответчиком С., заключен договор купли-продажи земельного участка под размещение базы отдыха общей площадью 0,72 га (7200 кв. м) по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, западнее АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Согласно договору купли-продажи от 21.07.1999 года земельный участок, при продаже его С., принадлежал ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" на основании договора купли-продажи от 12.03.1998 года. Право собственности С. на земельный участок было зарегистрировано 29.12.2018 года на основании договора купли-продажи от 21.07.1999 года. Согласно сведениям в ЕГРН, право собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также на расположенные на нем объекты недвижимости, с 23.08.2019 года зарегистрировано за ответчиком М.М. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что договор купли-продажи от 12.03.1998 года, свидетельство о праве собственности ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" на земельный участок, а равно и документы, подтверждающие первоначальное предоставление земельного участка в частную собственность в установленном порядке, отсутствуют, государственная регистрация права собственности С. на земельный участок произведена в отсутствие правоустанавливающих документов, в связи с чем, последующая сделка по купле-продаже земельного участка на основании договора от 17.08.2019 г. между С. и М.М. является ничтожной. Кроме того, по результатам исследования межевого плана спорного земельного участка выявлено его пересечение с землями лесного фонда, установлено ограждение по периметру земельного участка. На основании изложенного, прокурор просил суд - признать ничтожным заключенный 21.07.1999 года между ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" и С. договор купли-продажи земельного участка под размещение базы отдыха общей площадью 0,72 га, находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; признать ничтожным заключенный 17.08.2019 года между С. и М.М. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 6446 кв. м, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по государственной регистрации права собственности М.М. на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и признать отсутствующим зарегистрированное право собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН за М.М., в связи с чем, исключить из ЕГРН сведения об образовании земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 05.11.2020 признан ничтожным заключенный между ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" и С. 21.07.1999 договор купли-продажи земельного участка под размещение базы отдыха общей площадью 0,72 га, находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; признан ничтожным заключенный между С. и М.М. 17.08.2019 договор купли-продажи земельного участка площадью 6 446 кв. м с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; признаны незаконными действия Управления Росреестра по Ростовской области по государственной регистрации права собственности М.М. на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (регистрационная запись в ЕГРН N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.08.2019); признано отсутствующим зарегистрированное право собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН за М.М. (регистрационная запись в ЕГРН N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.08.2019) и исключены из ЕГРН сведения об образовании земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН: на М.М. возложена обязанность демонтировать бетонное и металлическое ограждение с металлическими воротами, установленное по границам земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31.03.2021 решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 05.11.2020 оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2021, решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 05.11.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31.03.2021 отменены.
Гражданское дело направлено на новое рассмотрение в Волгодонской районный суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела Ростовский межрайонный природоохранный прокурор уточнил заявленные требования и просил суд:
- признать ничтожным заключенный между ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" и С. 21.07.1999 договор купли-продажи земельного участка под размещение базы отдыха общей площадью 0,72 га, находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;
- признать ничтожным заключенный между С. и М.М. 17.08.2019 договор купли-продажи земельного участка площадью 6 446 кв. м с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;
- признать действия Управления Росреестра по Ростовской области по государственной регистрации права собственности М.М. на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (регистрационная запись в ЕГРН N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.08.2019) незаконными;
- признать отсутствующим зарегистрированное право собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН за М.М. (регистрационная запись в ЕГРН N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.08.2019);
- после признания права собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН отсутствующим исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об образовании земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;
- обязать М.М. демонтировать бетонное и металлическое ограждение с металлическими воротами, установленное по границам земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 16 мая 2022 года исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора оставлены без удовлетворения.
С данным решением суда не согласился Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, в поданном апелляционном представлении просит решение отменить, вынести новое об удовлетворении исковых требований.
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор указывает на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Апеллянт ссылается на то, что не соответствуют обстоятельствам и материалам дела выводы суда об отсутствии надлежащих доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что спорный земельный участок входил в земли лесного фонда на момент его отчуждения, а также являлся федеральной собственностью в 1999 году.
Апеллянт указывает на несостоятельность ссылки суда на
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку права на спорный земельный участок возникли у С. после 01.01.2016 (зарегистрированы 29.12.2018), договор же купли-продажи от 21.07.1999 между С. и руководителем ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" в лице С. до 01.01.2016 не регистрировался, правовую экспертизу не проходил.
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор ссылается на то, что суд сделал неверный вывод о том, что формирование, постановка на учет и перевод земельного участка из одной категории в другую был произведен муниципальным образованием по установленной законом процедуре, ввиду того, что образование земельных участков из категории земель лесного фонда, перевод их в иную категорию не отнесены к компетенции органов местного самоуправления действующим законодательством.
Апеллянт не согласен со ссылкой суда на генеральный план и правила землепользования и застройки, и указание на отнесение спорного земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов (рекреационного назначения) и территориальной зоне "Зона размещения объектов отдыха, физкультуры и спорта" (Р-2). Указывает на то, что отнесение ранее спорного земельного участка к территориальной зоне согласно правилам землепользования и застройки не влияет на объективный факт нахождения участка в границах земель лесного фонда.
Податель жалобы не согласен с указанием суда на истечение срока исковой давности. Считает, что обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав и интересов неопределенного круга лиц, которые до проведения прокуратурой проверки не знали и не могли знать о нарушении своих прав, выявленных в ходе проверки нарушениями законов. Указывает, что судом не было учтено, что сплошная проверка законности образования и предоставления всех земельных участков без поступления информации о нарушениях закона невозможна ввиду объективного факта наличия в Ростовской области более 1,6 млн. земельных участков.
Апеллянт указывает на то, что помимо нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда самостоятельным основанием удовлетворения исковых требований являлась незаконная первичная регистрация права частной собственности по ничтожному договору купли-продажи земельного участка, который никогда не предоставлялся в частную собственность. Ссылается на то, что сделка по купле-продаже земельного участка на основании договора от 21.07.1999, заключенная между ООО "Концерн "Дон-Агро-Продукт" и С., является ничтожной
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор указывает на неверный вывод суда о добросовестности М.М., вместе с тем указывает на то, что признание его добросовестным приобретателем правового значения для данного гражданского дела не имеет, поскольку спорный земельный участок у М.М. не истребуется ввиду наличия на нем объектов капитального строительства.
Апеллянт полагает, что судом не дана никакая оценка обстоятельствам ограничения свободного пребывания в лесах, ввиду того, что лесные участки могут быть огорожены только, если они предоставлены в пользование или ведения сельского хозяйства и в данном случае ограждение на территории лесничества создает препятствия в пользовании земельным участком лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации и противоречит целям его использования, затрагивает публичные интересы в силу особого статуса земельного участка.
На апелляционное представление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора подан письменный отзыв Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, которое просит решение суда отменить, а апелляционное представление прокурора удовлетворить.
На апелляционное представление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора поданы письменные возражения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, которое просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционного представления жалобы, возражения на него, выслушав представителя отдела Ростовской областной прокуратуры, представителя М.М. и С., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями
статей 8,
166,
168,
181,
199,
200 ГК РФ, положениями "Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ, разъяснениями, содержащимися в
Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав",
Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2012 года N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года
N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года
N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и исходил из того, что суду не было представлено надлежащих доказательств о принадлежности спорного имущества Российской Федерации, равно как и незаконности владения и распоряжения С., а впоследствии М.М. спорным земельным участком. Также суд посчитал, что истец обратился с исковым заявлением за пределами срока исковой давности.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, считает, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права, по следующим основаниям.
Судебная коллегия приходит к выводу о не соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов суда об отсутствии надлежащих доказательств, того, что спорный земельный участок входил в земли лесного фонда на момент его отчуждения, а также являлся федеральной собственностью в 1999 году.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, а именно: на территории Рябичевского участкового лесничества Романовского мехлесхоза (лесничества) Волгодонского района, что подтверждается материалами лесоустройства 1989 года, а также материалами лесоустройства 2004 года. Земли лесного фонда являются федеральной собственностью, отчуждению в частную собственность не подлежат. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда на данной территории зарегистрировано в 2004 году. В ходе проверки также установлены следующие нарушения земельного и лесного законодательства при образовании и приватизации земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что действовавшее по состоянию на 12.03.1998, 21.07.1999 законодательство не допускало возможности предоставления земель лесного фонда в частную собственность. По состоянию на 12.03.1998, 21.07.1999 действовал Лесной
кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ в редакции от 29.01.1997.
В соответствии со
ст. ст. 7,
19 Лесного кодекса РФ 1997 года все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель (
ст. 9 Лесного кодекса РФ 1997 года).
Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации (
ст. 4 Лесного кодекса РФ от 1997 года).
В соответствии со
ст. 94 Земельного кодекса РСФСР землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
В соответствии со
ст. 23 Лесного кодекса РФ 1997 года права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают: из актов государственных органов; из договоров; из судебных решений; по иным основаниям, допускаемым настоящим
Кодексом.
В соответствии со
ст. 34 Лесного кодекса РФ 1997 года участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов. Арендатор должен иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат переходу в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков запрещается.
Таким образом, установленный лесным законодательством запрет на отчуждение земель лесного фонда в частную собственность, действовавший 12.03.1998, 21.07.1999, подтверждает невозможность предоставления спорного земельного участка в частную собственность с 1990-х годов, свидетельствует об отсутствии воли собственника земельного участка (Российской Федерации) на предоставление земельного участка в собственность.
Согласно действующей в настоящее время
ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии со
ст. 7 ЗК РФ в составе земель Российской Федерации по целевому назначению выделяются, в том числе земли лесного фонда.
В силу
ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ),
ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
В силу
пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно
п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным
законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
В силу
п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
Из дела следует, что на участок лесного фонда (леса) с кадастровым (условным) номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (согласно ЕГРН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН - Рябичевское участковое лесничество) общей площадью 39860000 кв. м назначением - земли лесного фонда (леса), леса первой группы, категории защищенности - противоэрозионные леса, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.05.2004 сделана запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что в силу
ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным
законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии со
ст. 4.2,
4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного
кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться только данными государственного кадастра недвижимости нельзя. Это обусловлено приведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 7 ЛК РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего
Кодекса.
Как следует из положений
ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Данные обстоятельства суд первой инстанции во внимание не принял.
При этом документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (
ч. 2 ст. 91 ЛК РФ). В соответствии с требованиями
приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, таксации, лесохозяйственного регламента, является информация из государственного лесного реестра.
В соответствии с материалами лесоустройства 1989 года земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположен на территории выделов 13 - 15 квартала 2 Рябичевского лесничества Романовского мехлесхоза Волгодонского района.
Последнее лесоустройство земель лесного фонда, расположенных на территории Волгодонского района, проведено в 2004 году.
Согласно плану лесонасаждений Рябичевского лесничества Романовского лесхоза Ростовской области (лесоустройство 2004 года) и картографическим материалам лесохозяйственного регламента Романовского лесничества, утвержденного приказом департамента лесного хозяйства Ростовской области от 12.12.2008 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположен на территории квартала 3 части выделов 16, 17, 19 Рябичевского участкового лесничества Романовского лесничества Волгодонского района Ростовской области, при этом фактическое местоположение земельного участка можно установить с использованием публичной кадастровой карты, являющейся в силу
ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предназначенной для использования неограниченным кругом лиц, составленной на картографической основе тематической картой, на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Романовского лесничества, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 25.09.2018 N ПР-176, кварталы 1 - 39 Рябичевского участкового лесничества общей площадью 3730 га отнесены к защитным лесам и предназначены для осуществления рекреационной деятельности. Учитывая изложенное, территория квартала 3 Рябичевского участкового лесничества Романовского лесничества, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, относится к защитным лесам, предназначенным для осуществления рекреационной деятельности.
Материалы лесоустройства, сведения лесохозяйственных регламентов и государственного лесного реестра являются надлежащими доказательствами места расположения земельных участков и принадлежности их к лесному фонду.
Кроме этого, в соответствии с заключением N 1 о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда от 28.06.2019, подготовленным филиалом ФГБУ, площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (площадь 6446 кв. м) с землями иной категории составляет 5918 кв. м (92% площади земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).
Учитывая изложенное, земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположен на территории квартала 3 части выделов 16, 17, 19 Рябичевского участкового лесничества Романовского лесничества, является ограниченным в обороте и не мог приватизироваться, что свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в договоре купли-продажи от 21.07.1999, его ничтожности.
Ограничение в обороте находящихся в государственной собственности земельных участков обуславливается необходимостью обеспечения целевого использования этих участков в интересах общества.
В соответствии с
п. 1 ч. 11 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) границы земельного участка не должны пересекать границы лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного
статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами лесничеств понимается наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ лесничества.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, границы земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН пересекают границы Рябичевского участкового лесничества Романовского лесничества Волгодонского района Ростовской области.
Кроме того, суд первой инстанции необоснованно сослался на
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Права на спорный земельный участок возникли у С. после 01.01.2016 (зарегистрированы 29.12.2018), договор же купли-продажи от 21.07.1999 между С. и руководителем ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" в лице С. до 01.01.2016 не регистрировался, правовую экспертизу не проходил.
Делая вывод о том, что формирование, постановка на учет и перевод земельного участка из одной категории в другую был произведен муниципальным образованием по установленной законом процедуре, суд первой инстанции не учел, что образование земельных участков из категории земель лесного фонда, перевод их в иную категорию не отнесены к компетенции органов местного самоуправления действующим законодательством.
Суд не принял во внимание, что после выполнения кадастровых работ по уточнению площади спорного земельного участка, начальником отдела имущественных отношений администрации Волгодонского района 26.06.2019 для согласования уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений в соответствии со
ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" соответствующий межевой план направлен начальнику Романовского межрайонного отдела управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области.
В связи с этим, по результатам рассмотрения указанного межевого плана начальником Романовского межрайонного отдела управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области начальнику отдела имущественных отношений администрации Волгодонского района 10.07.2019 направлена информация о невозможности согласования межевого плана земельного участка, ввиду его расположения в квартале 3 Рябичевского участкового лесничества Романовского лесничества, к информации приложено соответствующее заключение филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Несмотря на указанную информацию глава администрации Волгодонского района 09.07.2019 согласовал С. в индивидуальном порядке местоположение границ земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (площадь 64446 кв. м), о чем свидетельствуют их подписи в акте согласования местоположения границы земельного участка.
Суд первой инстанции, ссылаясь на генеральный план и правила землепользования и застройки, указал об отнесении спорного земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов (рекреационного назначения) и к территориальной зоне "Зона размещения объектов отдыха, физкультуры и спорта" (Р-2).
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела судом по представлению прокурора согласно действующему генеральному плану Потаповского сельского поселения спорный участок расположена в границах зоны "Л" (зона лесов) (карта функциональных зон), согласно действующим правилам землепользования и застройки Потаповского сельского поселения - в территориальной зоне - земли лесного фонда (карта границ территориальных зон - зона отмечена зеленым цветом). Изменения в генеральный план внесены нормативным правовым актом решением Собрания Депутатов района от 23.12.2020 N 405, в правила землепользования и застройки - решением Собрания Депутатов района от 01.03.2021 N 425.
Установление границ территориальных зон в правила землепользования и застройки и функциональных зон в генеральный план осуществляется органами местного самоуправления, не уполномоченными на решение судьбы земельных участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, для которых градостроительные регламенты органами местного самоуправления не устанавливаются в силу
ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционного представления о том, что отнесение ранее спорного земельного участка к территориальной зоне согласно правилам землепользования и застройки не влияет на объективный факт нахождения участка в границах земель лесного фонда.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности.
Согласно данным ЕГРН первичное право собственности на земельный участок зарегистрировано за С. 29.12.2018 на основании договора купли-продажи от 21.07.1999. Ранее сделки со спорным земельным участком в установленном законом порядке не регистрировались, соответствующие документы для регистрации в органы регистрации прав не представлялись. С исковым заявлением в суд прокурор обратился в 2020 году, в связи с чем срок исковой давности не пропущен.
Также суд не принял во внимание, что материалами дела подтверждается незаконная первичная регистрация права частной собственности по ничтожному договору купли-продажи земельного участка, который никогда не предоставлялся в частную собственность.
В соответствии с ЕГРН право собственности С. на земельный участок зарегистрировано 29.12.2018 на основании договора купли-продажи от 21.07.1999, заключенного с ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" в лице директора С.
Согласно договору купли-продажи от 21.07.1999 земельный участок принадлежит ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" на основании договора купли-продажи от 12.03.1998.
По состоянию на 12.03.1998 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального
закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (вступил в силу 31.01.1998).
По состоянию на 12.03.1998 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась свидетельством о государственной регистрации прав (
п. 1 ст. 14 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 22-ФЗ, действовавшего 12.03.1998, неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.
На 12.03.1998 действовали положения федерального законодательства, в соответствии с которыми право собственности на объект недвижимого имущества удостоверялось свидетельством, которое являлось неотъемлемой частью дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости.
Однако договор купли-продажи от 12.03.1998, а также свидетельство о праве собственности ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" на земельный участок, а равно и документы, подтверждающие первоначальное предоставление земельного участка в частную собственность в установленном порядке, в правоустанавливающих документах отсутствуют. Ответчики таких доказательств также не предоставили.
Согласно информации архивного отдела сектора архивной работы админи-страции Волгодонского района от 25.11.2019 на архивном хранении документов, в том числе постановлений, договоров купли-продажи, содержащих сведения о предоставлении земельного участка площадью 0,72 га (7200 кв. м) ЗАО Концерн "Дон-Агро-Продукт" (ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт"), не имеется, что также подтверждается информацией администрации Волгодонского района от 25.11.2019.
Указанные обстоятельства отсутствия сведений о регистрации договоров купли-продажи от 1998 и 1999 годов, выдаче свидетельств на спорный земельный участок также подтверждаются информацией Управления Росреестра по Ростовской области от 31.10.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
При этом, выдача свидетельств о праве собственности удостоверяющих возникновение права, его регистрацию являлась обязательным в силу
ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с
п. п. 3 -
5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным
законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в ЕГРН установленных настоящим Федеральным
законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 утвержден Административный
регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, который вступил в силу с 15.12.2017 (далее - Регламент).
В соответствии с
п. п. 213,
215 -
221,
223 Регламента основанием для начала административной процедуры является поступление государственному регистратору прав представленных заявителем документов. Правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных
Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно
п. 216 Регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются:
1) наличие всех необходимых документов;
2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;
3) необходимость направления межведомственного запроса;
4) действительность поданных заявителем документов;
5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;
6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти;
7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;
8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;
9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (
статьи 26,
27 Закона о регистрации).
Правовая экспертиза проводится в том числе в отношении документов, представленных для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, внесения изменений в записи ЕГРН.
При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных
пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (
часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности:
1) формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений;
2) направляет документы, в отношении которых у государственного регистратора прав есть сведения, что данные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим;
3) самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов.
Государственный регистратор при проведении правовой экспертизы представленных документов на предмет их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений обязан в том числе удостовериться в том, что отсутствует информация в письменной форме, поступившая от правообладателя, правоохранительных органов, иных лиц (например, нотариусов), запрошенная органом регистрации прав и полученная им в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующая, что представленные на государственную регистрацию прав документы являются поддельными (например, об утрате правообладателем правоустанавливающих документов, подлинных учредительных документов, печати юридического лица и другое) или данные документы содержат недостоверные сведения (например, в документе, выражающем содержание сделки, от имени стороны договора - юридического лица проставлена подпись лица в качестве лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, тогда как из поступившего из налогового органа документа, содержащего сведения о государственной регистрации юридического лица, следует, что от имени данного юридического лица на дату подписания сделки без доверенности могло действовать иное лицо).
Государственный регистратор прав проверяет наличие в ЕГРН записей (сведений):
1) о характеристиках объекта недвижимости, содержащихся в кадастре недвижимости;
2) о зарегистрированных правах, сделках, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, содержащихся в реестре прав;
3) о ранее представленных, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, документах (наличие правопритязаний), о заявленных в судебном порядке правах требования.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет:
1) соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа;
2) наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт;
3) соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН;
4) наличие прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
В случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности (в случае государственной регистрации как самой сделки, так и перехода, ограничения права, обременения объекта недвижимости на ее основании) в том числе устанавливает право- и дееспособность сторон; указание в ней на наличие ограничения права, обременения объекта недвижимости (в том числе проверяет, имеются ли в ЕГРН актуальные (непогашенные) записи, свидетельствующие о наличии ограничений права, обременений объекта недвижимости); соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон; принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лица, не являющегося собственником имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником.
Согласно
п. п. 1,
2,
4 -
9 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно
п. п. 1,
3,
5 -
7,
21,
25 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; границы образуемого земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, пересекают границы лесничеств, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств, лесопарков в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом; местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
На момент осуществления государственным регистратором Управления Росреестра по Ростовской области регистрации 29.12.2018 права собственности С. на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в ЕГРН, в том числе в правоустанавливающих документах на земельный участок, отсутствовали договор купли-продажи от 12.03.1998, в книге регистрации (регистра) договоров купли-продажи (купчих) земельных участков граждан Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Волгодонского района 1996-1998 годов, книге N 28 учета выдачи свидетельств на право собственности на землю 1996-1998 годов и книге учета выдачи свидетельств на право собственности на землю 1999 года Волгодонского районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству отсутствовали сведения о регистрации договоров от 12.03.1998 и 21.07.1999, а также о выдаче свидетельств на право собственности на спорный земельный участок, а равно и иные документы, подтверждающие право собственности ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" на земельный участок, что свидетельствует о том, что сведения, содержащиеся в представленном с заявлением о регистрации прав документе, недостоверны.
Таким образом, государственным регистратором, осуществившим государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ООО Концерн Дон-Агро-Продукт" к С. в нарушение
ст. ст. 14,
26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ,
приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, при проведении правовой экспертизы представленных для осуществления государственной регистрации права собственности С. на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН документов, не осуществлена в полной мере проверка договора купли-продажи от 21.07.1999 на предмет его подлинности, не установлены наличие для государственной регистрации необходимых документов (договора купли-продажи от 12.03.1998), сведения, содержащиеся в ЕГРН (в том числе перенесенные из ЕГРП) об имеющихся правах на данный земельный участок, не проверены, обязанности по получению дополнительных документов, необходимых для кадастрового учета и государственной регистрации права собственности С. на спорный земельный участок не исполнены, межведомственные запросы в органы местного самоуправления, министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (администрации Волгодонского района, Потаповского сельского поселения), в том числе об имеющихся сведениях о правах ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" на земельный участок, о том, выдавались ли свидетельства о праве собственности на данный земельный участок, о договорах его купли-продажи, о наличии в месте расположения спорного земельного участка земель лесного фонда, не направлены, а впоследствии регистрация права собственности С. на земельный участок не приостановлена.
Этим обстоятельства регистрации права собственности суд первой инстанции никакой оценки не дал.
Природоохранной прокуратурой 17.10.2019 с целью проведения служебной проверки по данному факту в Управление Росреестра по Ростовской области направлена информация.
Управлением Росреестра по Ростовской области информацией от 31.10.2019 подтверждено, что в регистре договоров купли-продажи (купчих) земельных участков граждан с 1996-1998, хранящемся в архиве межмуниципального отдела по г. Волгодонску, Волгодонскому, Зимовниковскому районам Управления Росреестра по Ростовской области, информация о регистрации договора купли-продажи от 12.03.2018, в соответствии с которым ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" приобретен земельный участок под размещение базы отдыха общей площадью 0,72 га, находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, отсутствует. Книга учета выдачи свидетельств на право собственности на землю Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Волгодонского района Ростовской области 1998-1999 годов не содержит информацию о выдаче ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" и С. свидетельств на право собственности на указанный земельный участок.
В связи с этим, Управлением Росреестра по Ростовской области указано, что государственным регистратором прав при проведении правовой экспертизы представленных для осуществления государственной регистрации права собственности С. на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН документов в полной мере не осуществлена проверка договора купли-продажи от 21.07.1999 на предмет его подлинности.
Указанные обстоятельства подтверждают нарушение государственным регистратором требований
ст. ст. 14,
26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ,
Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
Судебная коллегия обращает внимание, что существенным условием для регистрации договора купли-продажи является установление оснований принадлежности земельного участка продавцу. Договор купли-продажи между ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" и С. в установленном законом порядке не регистрировался, в нарушение
п. п. 1,
6 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ регистрация не приостановлена.
Учитывая изложенное, сделка по купле-продаже земельного участка на основании договора от 21.07.1999, заключенного между ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" и С., является ничтожной.
Судебная коллегия учитывает правовую позицию, изложенную в
Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 N 6-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.О., Н., З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева" о том, что общие положения о последствиях недействительности сделки в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, не могут распространяться на добросовестного приобретателя, если это непосредственно не оговорено законом.
Вместе с тем, судом первой инстанции сделан неверный выводу о добросовестности ответчика М.М.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждена незаконность заключенного между ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" и С. договора купли-продажи земельного участка от 21.07.1999 и заключенного между С. и М.М. договора купли-продажи земельного участка от 17.08.2019, а также то, что все приобретатели знали или должны были знать об отсутствии права на отчуждение этого имущества, то указанные лица добросовестными приобретателями не являются.
Согласно
пункту 38 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых во-просах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Также не может быть добросовестным приобретатель, который при совершении сделки должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.
Приобретатели, ознакомившись со всеми правоустанавливающими документами на недвижимость, выяснив основания возникновения у продавца недвижимого имущества права собственности на него, правомочия продавца на отчуждение имущества, реальную стоимость имущества, могли и должны были усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.
Отсутствие в правоустанавливающих документах сведений об основаниях первичного возникновения права собственности на земельный участок при разумном и добросовестном поведении со стороны М.М. указывает на наличие у него всех оснований усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.
При таких обстоятельствах решение суда следует отменить как постановление при неправильном применении норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новое решение, которым иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Следует признать по указанным выше основаниям ничтожным заключенный между ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" и С. 21.07.1999 года договор купли-продажи земельного участка под размещение базы отдыха общей площадью 0,72 га, находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Признать ничтожным заключенный между С. и М.М. 17.08.2019 договор купли-продажи указанного земельного участка.
Также следует признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по государственной регистрации права собственности М.М. на спорный земельный участок.
Следует признать отсутствующим, зарегистрированное право собственности на этот земельный участок за М.М.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об образовании земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, поскольку из дела следует лишь частичное наложение этого земельного участка на земли лесного фонда. Оснований для прекращения существования этого участка судебная коллегия не находит, поскольку вопрос о наложении этого участка на земли лесного фонда подлежит разрешению в ином судебном порядке.
В соответствии
ч. ч. 1,
6 ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей
статьей, не допускается.
Исходя из положений
ч. 8 ст. 11,
ч. 4 ст. 36,
ч. 2 ст. 38 ЛК РФ лесные участ-ки могут быть огорожены только, если они предоставлены в пользование (для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, для ведения сельского хозяйства (пантового оленеводства (мараловодства).
Частью 4 статьи 105 ЛК РФ предусмотрено ограждение лесопарков (лесопарки на землях лесного фонда на территории Ростовской области не создавались).
Из информации министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 23.08.2019, а также из представленного в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области на согласование межевого плана (раздел "Заключение кадастрового инженера") следует, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН имеет бетонное и металлическое ограждение с трех сторон (кроме части земельного участка, расположенной вдоль берега р. Дон) с металлическими воротами.
Лесные участки в месте расположения земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН никем не образовывались, соответственно никому в пользование не предоставлялись. В связи с этим, территория лесного фонда, занятая земельным участком с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, не может иметь ограждение.
Ограждение на территории лесничества создает препятствия в пользовании земельным участком лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации и противоречит целям его использования, затрагивает публичные интересы в силу особого статуса земельного участка.
Поэтому М.М. следует обязать демонтировать бетонное и металлическое ограждение с металлическими воротами, установленное по границам земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: Ростовская, область, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Кроме того, в соответствии со
статьями 98,
103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям.
определила:
решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 16 мая 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать ничтожным заключенный между ООО Концерн "Дон-Агро-Продукт" и С. 21.07.1999 года договор купли-продажи земельного участка под размещение базы отдыха общей площадью 0,72 га, находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Признать ничтожным заключенный между С. и М.М. 17.08.2019 договор купли-продажи земельного участка площадью 6446 кв. м с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: Ростовская, область, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по государственной регистрации права собственности М.М. на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.08.2019).
Признать отсутствующим, зарегистрированное право собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН за М.М. (регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.08.2019).
Обязать М.М. демонтировать бетонное и металлическое ограждение с металлическими воротами, установленное по границам земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В иске Ростовскому межрайонному природоохранному прокурору об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об образовании земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН отказать.
Взыскать со С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Взыскать с М.М. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Мотивированное определение изготовлено 07.11.2022.