Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 11.09.2013 по делу N 2-567/13-33-1467
Заявление об обязании совершить определенные действия удовлетворено правомерно, так, как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований пожарной безопасности установлено, что на спорных земельных участках не проведены работы по противопожарному обустройству защитной полосы.
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 11.09.2013 по делу N 2-567/13-33-1467
Заявление об обязании совершить определенные действия удовлетворено правомерно, так, как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований пожарной безопасности установлено, что на спорных земельных участках не проведены работы по противопожарному обустройству защитной полосы.
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу N 2-567/13-33-1467
Судья: Михайлова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Есаковой С.В.
судей - Васильевой И.Ю. и Комаровской Е.И.
при секретаре Д.
с участием прокурора Степановой Е.И., представителя Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2013 года по докладу судьи Комаровской Е.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 03 июня 2013 года, которым удовлетворено заявление Боровичского межрайонного прокурора к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области об обязании совершить определенные действия и постановлено:
обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в целях предупреждения лесных пожаров в срок до 1 сентября 2013 года произвести мероприятия по противопожарному обустройству лесов путем снижения природной пожарной опасности лесов посредством регулирования породного состава лесных насаждений, проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, устройства противопожарных минерализованных полос на землях лесного фонда в непосредственной близости от границы застройки населенного пункта д. Низино Сушанского сельского поселения (на протяжении 520 метров на участках выделов 8, 20, 21 квартала 98 Боровичского участкового лесничества, прилегающих к застройке жилыми домами <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>;
отказать в удовлетворении самостоятельных требований третьего лица - Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области;
взыскать с Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в бюджет государственную пошлину в размере 4000 рублей,
установила:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее - Комитет) о проведении мероприятий по предупреждению лесных пожаров, в обоснование требований указал, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований пожарной безопасности установлено, что на земельном участке, находящемся в государственной собственности, расположенном около населенного пункта д. Низино Сушанского сельского поселения отсутствуют противопожарные расстояния от границ застройки населенного пункта до лесного массива, что является нарушением правил пожарной безопасности в РФ,
ст. 69 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", создает угрозу лесных пожаров и, в случае возникновения пожара, может повлечь распространение огня на здания и жилые помещения, расположенные в данном населенном пункте.
В целях предупреждения пожаров прокурор просил в срок до 01 сентября 2013 года обязать Комитет произвести мероприятия по противопожарному обустройству лесов путем снижения природной пожарной опасности лесов посредством регулирования породного состава лесных насаждений, проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, устройства противопожарных минерализованных полос на землях лесного фонда в непосредственной близости от границы застройки населенного пункта д. Низино Сушанского сельского поселения (на протяжении 520 метров на участках выделов 8, 20, 21 квартала 98 Боровичского участкового лесничества прилегающих к застройке жилыми домами <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>.
В судебном заседании третье лицо - Отдел надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области (далее - Отдел надзорной деятельности, Отдел) заявил самостоятельные требования относительно предмета спора и просил обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в срок до 01 июня 2013 года осуществить меры предупреждения лесных пожаров - меры противопожарного обустройства леса на лесном участке, примыкающем к застройке населенного пункта д. Низино Сушанского сельского поселения Боровичского района, а именно: на протяженности 520 метров на лесных участках выделов 8, 20, 21 квартала 98 Боровичского участкового лесничества, примыкающих к застройке жилыми домами <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>, <...> с кадастровым номером <...>, оборудовать противопожарные разрывы от границ застройки до лесных массивов путем вырубки деревьев, кустарников, очистки от захламления, на противопожарные расстояния не менее 15 метров, а также на данных разрывах оборудовать минерализованные полосы.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник Отдела надзорной деятельности, указывая на нарушение судом норм материального права, и ссылаясь на доводы искового заявления, просит решение суда изменить в части предлагаемых мероприятий по предотвращению пожаров, и принять в этой части новое решение об удовлетворении заявления Отдела в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Комитет, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Боровичской межрайонной прокуратурой принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых заместитель Боровичского межрайонного прокурора просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений, заслушав представителя Отдела, поддержавшего жалобу, прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований для изменения решения суда не находит.
Положением "О Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области", утвержденным постановлением Администрации области N 183 от 8 июня 2009 года, установлено, что Комитет является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и наделен полномочиями по организации противопожарной безопасности в указанной сфере.
Согласно
п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Исходя из положений
ст. 53.1 Лесного кодекса РФ,
ч. 1 ст. 37 Технического регламента меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Согласно
пункту 3 Приказа Рослесхоза от 14 декабря 2010 года N 485 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных иных объектов, ценные леса и леса, расположенные на особо защитных участках лесов", указанные леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством.
В соответствии с
ч. 1 ст. 104,
ч. 1 и
5 ст. 105 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных
ч. 4 ст. 17,
ч. 5.1 ст. 21 настоящего кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области проверки соблюдения требований пожарной безопасности установлено, что на земельных участках, которые находятся рядом с границей застройки населенного пункта д. Низино Сушанского сельского поселения не проведены работы по противопожарному обустройству защитной полосы.
Расположенные в данном районе земельные участки отнесены к защитным лесам водоохранной и зеленой зоны, являются государственной собственностью, предназначены для эксплуатации лесного фонда и включены в Боровичское участковое лесничество.
При этом на данных участках какие-либо мероприятия, направленные на предотвращение лесных пожаров, не проведены.
Таким образом, выводы суда о ненадлежащем исполнении Комитетом обязанностей по организации противопожарной безопасности, касающихся сферы лесных отношений, являются правильными.
В связи с чем, предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований прокурора у суда первой инстанции имелись.
Возлагая на Комитет обязанности по проведению мероприятий, указанных прокурором в исковом заявлении, суд первой инстанции правомерно исходил из необходимости проведения таких работ в целях предотвращения лесных пожаров с одновременным сохранением защитных функций данных лесов.
Отказывая в удовлетворении заявленных Отделом самостоятельных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что исполнение противопожарных мероприятий способом, предложенным органом надзорной деятельности, противоречит целевому назначению защитных лесов.
В случае недостаточности установленных судом мер для предотвращения лесных пожаров, Отдел как контролирующий орган в области пожарной безопасности не лишен возможности самостоятельно определить перечень таких мероприятий и в рамках предоставленных ему полномочий требовать от Комитета их выполнения.
Решение суда постановлено при правильном применении норм материального права и верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений процессуального закона, способных повлечь отмену или изменение решения, судом не допущено.
Вместе с тем, из решения суда подлежит исключению как ошибочное указание на взыскание с Комитета в доход бюджета государственной пошлины в размере 4 000 руб., поскольку, являясь государственным органом, Комитет от уплаты государственной пошлины в соответствии с
подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь
ст. ст. 327 -
330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 03 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области - без удовлетворения.
Исключить из решения суда указание на взыскание с Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Председательствующий
С.В.ЕСАКОВА
Судьи
И.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Е.И.КОМАРОВСКАЯ