Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 13.11.2013 по делу N 2-1044/13-33-1895
В удовлетворении заявления об оспаривании предписания государственного органа отказано, поскольку отсутствие обязательных требований к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, а также к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков не означает, что такие расстояния не должны соблюдаться при строительстве. То, что до возведения сарая расстояние между домами было менее 15 метров, не говорит о незаконности предписания.
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 13.11.2013 по делу N 2-1044/13-33-1895
В удовлетворении заявления об оспаривании предписания государственного органа отказано, поскольку отсутствие обязательных требований к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, а также к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков не означает, что такие расстояния не должны соблюдаться при строительстве. То, что до возведения сарая расстояние между домами было менее 15 метров, не говорит о незаконности предписания.
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. по делу N 2-1044/13-33-1895
Судья - Степанова С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Есаковой С.В.,
судей - Васильевой И.Ю. и Сергейчика И.М.
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 ноября 2013 года по докладу судьи Сергейчика И.М. дело по апелляционной жалобе представителя отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам Главного управления МЧС России по <...> Г. на решение Боровичского районного суда <...> от <...> по гражданскому делу по заявлению И. об оспаривании предписания государственного органа, которым постановлено:
- заявление И. удовлетворить;
- признать незаконным предписание отдела надзорной деятельности по Боровичскому и <...>м Главного Управления МЧС России по <...> <...> от <...> в отношении И.,
установила:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункт 2.12* и пункт 9 Приложения 1* СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. | |
И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании предписания государственного органа, в обоснование указав, что отделом надзорной деятельности по Боровичскому и <...>м Главного управления МЧС России по <...> на основании проведенной проверки ей было выдано предписание <...> от <...> об устранении в срок до <...> нарушений обязательных требований пожарной безопасности, заключающихся в несоблюдении противопожарного расстояния между зданиями, сооружениями и строениями - расстояние между домами <...> и <...> д. <...> использовано для строительства сарая (лит. 2). Указанные действия совершены И. в нарушение
п. 74 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от <...> <...>),
п. 212* п. 9 приложения 1* СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений,
п. 22,
115 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03),
ст. 69 Федерального закона РФ "Технический регламент о мерах пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22.07.2008 года.
С названным предписанием заявитель не согласилась, указывая на отсутствие на момент строительства сарая (пристройки) правовых норм в области противопожарной безопасности, запрещавших ее возведение, при том, что приведенные в предписании нормы на момент возведения ею пристройки не действовали. Кроме того, обращала внимание на то, что ранее проведенной органом пожарного надзора проверкой нарушений правил пожарной безопасности в отношении эксплуатации данного сарая не устанавливалось.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам Главного управления МЧС России по <...> Г. ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
В обосновании жалобы указывает, что как на момент строительства заявителем сарая (пристройки), так и на момент вынесения органом пожарного надзора оспариваемого предписания, нормативными актами в области пожарной безопасности не допускалось строительство строений в противопожарном разрыве. Каких-либо более высоких требований, в связи с принятием Федерального
закона РФ "Технический регламент о мерах пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22.07.2008 года, не устанавливалось. При этом, следует учитывать, что расстояние между зданиями 5 степени огнестойкости, к которым относится постройка заявителя и соседний жилой дом, должно быть не менее 15 метров, что в данном случае заявителем не соблюдено. Поскольку противопожарные расстояния между строениями на смежных земельных участках жилых домов <...> и <...> не соответствуют нормативным требованиям, суммарная площадь застройки не может определяться только в пределах этих двух земельных участков.
В возражениях, представленных представителем заявителя В., указывается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, несоответствие предписания требованиям законодательства в области пожарной безопасности по основаниям, аналогичным изложенным в заявлении с дополнениями. Ссылается на имеющееся в деле решение Боровичского районного суда по гр. делу <...>, где указано на отсутствие нарушения со стороны И. норм противопожарной безопасности при ведении личного подсобного хозяйства. Просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и представленных на нее возражений, поддержанных представителем И. - В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно
ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует, что заявителю И. на основании договора купли-продажи от <...> принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1069 кв.м с расположенным на нем жилым домом общей площадью 51,6 кв.м, находящиеся по адресу: <...>, <...> <...>. Право собственности заявителя на названное имущество зарегистрировано в ЕГРП <...>. Пользователем смежного земельного участка с расположенным на нем жилым домом <...> является ФИО6
Из объяснений представителя И. следует, что между домами <...> и <...> имелась хозпостройка (отдельно стоящий на земельном участке заявителя сарай), которая в 2005 году ею была пристроена к жилому дому <...> в виде отапливаемого дровяной печью двора (сарай лит. 2 площадью 127,5 кв.м) с целью содержания там домашнего скота. Расстояние между стеной образованной пристройки и соседним жилым <...> было несколько увеличено по сравнению с ранее стоявшим отдельно сараем и составляет в настоящее время 1,6 метра. При этом, расстояние между домами <...> и <...> до возведения заявителем пристройки составляло 9 метров.
Безопасность жилища является одной из составляющих права на жилище, закрепленного в
статье 25 Конституции Российской Федерации.
Согласно
ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что отделом надзорной деятельности по Боровичскому и <...>м Главного управления МЧС России по <...>, на основании инициированной в связи с заявлением владельца жилого <...> д. <...> ФИО6 проверки, собственнику жилого <...> д. Мощеник И. было выдано предписание <...> от <...> об устранении в срок до <...> нарушений обязательных требований пожарной безопасности, заключающихся в несоблюдении противопожарного расстояния между зданиями, сооружениями и строениями - расстояние между домами <...> и <...> <...> <...> использовано для строительства сарая (лит. 2). В предписании указано на совершение данных действий И. в нарушение
п. 74 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390),
п. 212* п. 9 приложения 1* СНиП <...>-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений,
п. 22,
115 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03),
ст. 69 Федерального закона РФ "Технический регламент о мерах пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22.07.2008 года.
Жалоба И. на предписание от <...> вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом оставлена без удовлетворения.
Разрешая заявление И., суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности, ссылаясь на отсутствие обязательных требований к нормированию противопожарных разрывов между жилыми домами и хозпостройками на момент возведения заявителем пристройки к принадлежащему ей жилому дому и необоснованность указания в предписании государственного органа на нарушение заявителем перечисленных в нем нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности.
Однако, судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
Основания и порядок проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности предусмотрены Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Полномочия должностных лица органов государственного пожарного надзора на выдачу организациям и гражданам предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара закреплены в
ст. 6 Закона о пожарной безопасности и
п. 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290.
Пожарная безопасность
Законом о пожарной безопасности определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, которые устанавливаются нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Соблюдение требований пожарной безопасности в силу
ст. 34 Закона о пожарной безопасности обязательно для граждан. При этом,
ст. 38 Закона о пожарной безопасности возлагает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на собственников имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Реализуя предоставленные
ст. 16 Закона о пожарной безопасности полномочия, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 были утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Названные
Правила относятся к нормативным документам по пожарной безопасности, содержат требования пожарной безопасности в целях ее обеспечения.
Согласно
п. 74 Правил запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
Аналогичные требования содержались в
п. 22 действовавших на момент возведения пристройки (сарая лит. 2) Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03),
п. 115 которых предписывал необходимость соблюдения противопожарных правил и нормативов при возведении построек.
Действовавший в период возведения заявителем пристройки (присоединенного к жилому дому <...> сарая лит. 2)
СНиП <...>-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденный
Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, устанавливал, какими критериями следует руководствоваться при решении вопроса о допустимости расстояния между зданиями и сооружениями с точки зрения соответствия их противопожарным требованиям. Это назначение здания, степень огнестойкости здания, наличие оконных проемов и другие критерии.
В соответствии с
таблицей 1* приложения 1* СНиП 2.07.01.-89* противопожарное расстояние между зданиями, сооружениями и строениями пятой степени огнестойкости, к которым отнесены возведенная пристройка к жилому дому заявителя и соседний жилой <...>, должно быть не менее 15 метров.
С <...> вступил в силу Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон <...>).
Положения
Закона <...> обязательны для исполнения, в том числе при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции.
С момента вступления в силу до <...>
Закон <...> содержал обязательные требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, а также к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков (
ст. ст. 69,
75,
таблица 11), где также предусматривалось минимальное расстояние между зданиями пятой степени огнестойкости - 15 метров.
С <...>
ст. 75 Закона <...> и
таблица 11, содержащая конкретные противопожарные расстояния, утратили силу,
ст. 69 (Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями) изложена в новой редакции, не предусматривающей конкретные противопожарные расстояния и порядок их определения (Федеральный
закон от <...> N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
После актуализации
СНиП 2.07.01-89* и издании его в редакции
СП 42.13330.2011 он не утратил свое действие, поскольку, как указано в
письме Минрегиона РФ от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ, в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни (
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р) и
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утвержденный приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079).
То обстоятельство, что с <...> не действуют нормативные документы, содержащие обязательные требования к противопожарным расстояниям (кроме объектов, на которые распространяется специальное регулирование), по мнению заявителя, свидетельствуют о незаконности предписания, однако приведенные правовые нормы иным образом оценивается судебной коллегией.
Отсутствие обязательных требований к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, а также к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков не означает, что такие расстояния не должны соблюдаться при строительстве.
Согласно
ч. 1 ст. 69 Закона <...> противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Конкретные противопожарные расстояния, содержавшиеся в
таблице 11 Закона <...>, воспроизведены в
п. 4.3 "СП 4.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утв. Приказом МЧС РФ от <...> N 174).
Такие же расстояния содержатся в
приложении 1 (Противопожарные требования) СНиП <...>-89*, актуальном на момент возведения заявителем пристройки (сарая лит.2).
В
п. 1.1 СП 4.13130.2009 указано, что настоящий Свод правил разработан в соответствии со
статьей 52,
главой 16 и
статьей 88 Закона <...>, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования по ограничению распространения пожара на объектах защиты, в части, касающейся объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, а также требований по противопожарным расстояниям между ними.
Положения
п. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом.
В противном случае требования технического регламента считаются не соблюденными.
Данный подход поддерживается МЧС РФ, которое в Информационном
письме от 19.07.2012 N 19-2-3-2855 указало, что после исключения соответствующих положений из Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" требования к противопожарным расстояниям и проездам могут быть приняты по
СНиП 2.07.01-89*.
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности требует, чтобы противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями обеспечивали нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Сведений, что противопожарное расстояние в 1,6 метра между двумя жилыми домами пятой степени огнестойкости обеспечивает нераспространение пожара на соседнее здание в материалах дела не имеется. Такие доводы не могут основываться только на доводах о необязательности сводов правил.
То обстоятельство, что до возведения заявителем пристройки (сарая лит.2) расстояние между жилыми домами <...> и <...> было менее 15 метров, само по себе не свидетельствует о незаконности предписания.
Ссылка суда на положения
п. 10 Приложения 1* СНиП 2.07.01-89* для обоснования возведения пристройки (сарая лит. 2) в противопожарном разрыве несостоятельна, поскольку, учитывая фактическое расположение строений в площади этажа пожарного отсека, суммарная площадь застройки подлежит определению не только в пределах двух смежных земельных участков к домам <...> и <...>.
Также, следует отметить, что предметом рассмотрения Боровичским районным судом гражданского дела <...> по иску ФИО7 к И. являлось соблюдение И. законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охраны окружающей среды, а потому оно не может иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда не отвечает требованиям
ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, а потому оно подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об отказе И. в удовлетворении заявления.
определила:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 05 августа 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления И. об оспаривании предписания <...> отдела надзорной деятельности по Боровичскому и <...>м Главного управления МЧС России по <...> от <...>, отказать.
Председательствующий
С.В.ЕСАКОВА
Судьи
И.Ю.ВАСИЛЬЕВА
И.М.СЕРГЕЙЧИК