Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 28.11.2019 по делу N 33-41514/2019
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства при осуществлении деятельности по присмотру и уходу за детьми.
Обстоятельства: Проведена проверка коллективного обращения жильцов многоквартирного жилого дома о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства индивидуальным предпринимателем при размещении детского сада в нежилом помещении жилого дома.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 28.11.2019 по делу N 33-41514/2019
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства при осуществлении деятельности по присмотру и уходу за детьми.
Обстоятельства: Проведена проверка коллективного обращения жильцов многоквартирного жилого дома о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства индивидуальным предпринимателем при размещении детского сада в нежилом помещении жилого дома.
Решение: Требование удовлетворено.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. по делу N 33-41514/2019
Судья: Карпенко О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.,
судей Заливадней Е.К., Гончаровой С.Ю.,
по докладу судьи Комбаровой И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Зибиревой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Г. о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства при осуществлении деятельности по присмотру и уходу за детьми,
по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Г. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 27 августа 2019 года,
установила:
Анапский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Г. о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства при осуществлении деятельности по присмотру и уходу за детьми.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 27 августа 2019 года исковое заявление Анапского межрайонного прокурора удовлетворено.
Индивидуальный предприниматель Г. обязана устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности в частном детском саду "Совенок", расположенном в нежилых помещениях 16, 17, 18, 19, 20, 21, общей площадью 127,3 кв. м, на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: Краснодарский край, <...>, а именно: принять меры к получению заключения, подтверждающего соответствие организации санитарному законодательству, выданное органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности;
обеспечить частный детский сад отдельной огороженной территорией с самостоятельным входом для детей и выездом для автотранспорта;
прием детей в детский сад осуществлять при наличия медицинского заключения;
прогулки с детьми на игровой общедоступной площадке, расположенной во дворе жилого многоквартирного дома запретить, так как покрытие игровой площадки выполнено из гравия;
- предусмотреть рекомендованный санитарными нормами и правилами набор помещений при организации работы на сырье; доски, ножи, кухонную посуду, столы, инвентарь промаркировать в соответствии с назначением, выделить отдельную столовая посуда для персонала.
- вывесить инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря; промаркировать емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе;
- приобрести дезинфицирующие средства; для мытья посуды запретить использование бытового средства без сопроводительных документов, разрешающих его использование в детском саду; для мытья посуды запретить использование поролоновых губок, качественная стирка и просушка которых невозможна;
- вести входной контроль поступающих продуктов;
- осуществлять отбор и хранение суточных проб;
- разработать и утвердить примерное 10-дневное меню, разработанное в соответствии с рекомендуемым ассортиментом основных пищевых продуктов, с учетом энергетической и пищевой ценности рациона;
- организовать централизованную стирку белья, для чего заключить договор с прачечной; санузел для персонала (унитаз) оборудованный в детской туалетной, предусмотреть в отдельной закрытой туалетной кабине. Горшки для детей промаркировать, приобрести персональные сиденья для унитаза либо одноразовые сиденья; в туалетной обеспечить наличие отдельного места для хранения уборочного инвентаря (ведра, швабры, насадки для швабр);
- детскую мебель (столы, стулья) промаркировать в соответствии с росто-возрастными особенностями детей.
- оборудованные выдвижные кровати заменить на допустимые 3-уровневые;
- работникам частного детского сада, а именно руководителю, повару и воспитателя обеспечить прохождение профилактической вакцинации против дизентерии и гепатита "А";
- повару Б. пройти профилактическую вакцинацию против гепатита В и о серологическом исследовании на брюшной тиф. помощнику воспитателя С. пройти профилактическую вакцинацию против дизентерии, гепатита А, гепатита В, кори, дифтерии и столбняка, а также пройти гигиеническое обучение и аттестацию по специальности "воспитание и обучение".
Индивидуальный предприниматель Г. обязана устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности при осуществлении деятельности в частном детском саду "Совенок", расположенном в нежилых помещениях 16, 17, 18, 19, 20, 21, общей площадью 127,3 кв. м, на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: Краснодарский край, <...>, а именно: обеспечить помещения детского сада огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 и приложениям <...> и 2 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> "О противопожарном режиме".
В апелляционной жалобе ИП <Ф.И.О.>1 просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Согласно
ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу
ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со ст. 11 данного Федерального закона РФ на юридические лица возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со
ст. 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: образовательная деятельность.
В соответствии с требованиями Федерального закона от <...> <...>-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно
ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <...> <...> введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.<...>-13).
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения, независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру.
Согласно выписки из ЕГРИП от 07.08.2019 г. ИП <Ф.И.О.>1, осуществляет основной вид деятельности - предоставление услуг по дневному уходу за детьми.
Анапской межрайонной прокуратурой <...> совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора в городе-курорте Анапа проведена проверка коллективного обращения жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства индивидуальным предпринимателем Г., при размещения детского сада "Совенок" в нежилом помещении вышеуказанного жилого дома.
Проверкой установлено, что нежилое помещение 16, 17, 18, 19, 20, 21, общей площадью 127,3 кв. м, расположенное на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: <...> сдано в аренду индивидуальному предпринимателю Г. для размещения частного детского сада "Совенок".
На входе в частный детский сад имеется вывеска с наименованием учреждения "Совенок", на входной двери размещена вывеска с реквизитами организации и режимом работы.
На момент проверки в детском саду находились 6 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Арендуемое помещение имеет два входа, 5 небольших отгороженных помещений и 1 санузел.
ИП Г. с родителями заключены договоры на содержание ребенка в частном детском саду "Совенок".
В пункте 2.1.7 договора с родителями на содержание ребенка указано, что детский сад обязан организовать работу с ребенком в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования. По условиям договора ИП Г. (исполнитель) обязана обеспечить ребенка рациональным питанием, необходимым для его нормального роста и развития, обеспечить безопасные условия пребывания ребенка, предоставлять ребенку дополнительные платные образовательные, медицинские, оздоровительные услуги. Обеспечить родителю возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.
Согласно сведениям начальника территориального отдела Роспотребнадзора в <...> (от <...>), в результате проверки выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
СанПиН 2.<...>-13.
Заключение, подтверждающее соответствие организации санитарному законодательству, выданное органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности отсутствует, что является нарушением
п. 1.6 СанПиН 2.<...>-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Дошкольная образовательная организация расположена на 1 этаже жилого многоквартирного дома, в нежилом арендованном помещении с отдельным входом со стороны проезжей части. Отдельной огороженной территории с самостоятельным входом для детей и выездом для автотранспорта не предусмотрено, что не является нарушением требований
СанПиН 2.<...>-13. На момент обследования в детском саду находится 6 разновозрастных детей. Прием детей осуществляется без наличия медицинского заключения, что является нарушением
п. 11.1 СанПиН 2.<...>-13. Прогулки с детьми организованы на игровой общедоступной площадке, расположенной во дворе жилого многоквартирного дома. Подход к площадке осуществляется через проезжую часть. Покрытие площадки - гравий, что не соответствует требованиям
п. 3.8 СанПиН 2,<...>-13. Работа пищеблока организована на сырье. Рекомендованный набор помещений при организации работы на сырье не предусмотрен. Имеется одно помещение без функционального разделения и без выделения зон: для обработки овощной и мясорыбной продукции, зоны готовой продукции и холодных закусок, что является нарушением
п. 4.25 СанПиН 2.<...>-13. Доски, ножи, кухонная посуда, столы, инвентарь не промаркированы в соответствии с назначением, не выделена отдельная столовая посуда для персонала, что является нарушением
п. п. 13.3,
14.8 СанПиН 2.<...>-13. Не вывешена инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря; отсутствует промаркированная емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе; дезинфицирующие средства отсутствуют; для мытья посуды используется бытовое средство без сопроводительных документов, разрешающих его использование в ДОУ; для мытья посуды используются поролоновые губки, качественная стирка и просушка которых невозможна, что является нарушением
п. п. 13.14,
13.15,
13.17 СанПиН 2.<...>-13. Закупка пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляется без наличия документов, подтверждающих их качество и безопасность, входной контроль поступающих продуктов не ведется, что является нарушением
п. 14.1 СанПиН 2.<...>-13. Не организован отбор и хранение суточных проб, что является нарушением
п. 14.24 СанПиН 2.<...>-13. Не разработано и не утверждено руководителем ДОУ примерное 10-дневное меню, разработанное в соответствии с рекомендуемым ассортиментом основных пищевых продуктов, учетом энергетической и пищевой ценности рациона, что является нарушением
п. 15.3 СанПиН 2.<...>-13. Централизованная стирка белья не организована, белье стирается "на дому", договор с прачечной отсутствует, что является нарушением
п. 4.37 СанПиН 2.<...>-13. Санузел для персонала (унитаз) оборудован в детской туалетной, отдельная закрытая туалетная кабина не оборудована, что является нарушением
п. п. 4.38,
6.20 СанПиН 2.<...>-13. Горшки для детей не промаркированы, персональные сиденья для унитаза, либо одноразовые сиденья отсутствуют, что является нарушением
п. п. 4.38,
6.19 СанПиН 2.<...>-13. В туалетной хранится уборочный инвентарь (ведра, швабры, насадки для швабр), отдельное место для хранения инвентаря или хозяйственный шкаф не оборудованы, что является нарушением
п. 6.21 СанПиН 2.<...>-13. Детская мебель (столы, стулья) не промаркированы в соответствии с росто-возрастными особенностями детей, что является нарушением
п. 6.6 СанПиН 2.<...>-13. Оборудованные выдвижные кровати являются 4-уровневыми, при допустимых 3-уровневых, что является нарушением
п. 6.13 СанПиН 2.<...>-13. Персонал ДОУ в составе 3-х человек. Представлено 3 личных медицинских книжки установленного образца. У руководителя, повара и воспитателя Г. отсутствуют отметки о профилактической вакцинации против дизентерии и гепатита А. У повара Б. отсутствуют отметки о профилактической вакцинации против гепатита В и о серологическом исследовании на брюшной тиф. У помощника воспитателя С. отсутствуют отметки о профилактической вакцинации против дизентерии, гепатита А, гепатита В, кори, дифтерии и столбняка; отсутствует отметка о прохождении гигиенического обучения и аттестации по специальности "воспитание и обучение", что является нарушением требований п. п. 19.1, 19.2 СанПиН 2.<...>-13.
В соответствии со
ст. 37 Федерального Закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Кроме того, руководители организаций обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
На основании
ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со
ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности", граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, возмещение ущерба, причиненного пожаром, а также на получение информации по вопросам пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от <...> <...> "О противопожарном режиме" предусмотрено, что в отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил.
Кроме того, проверкой установлено, что руководитель образовательной организации не обеспечил объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 и приложениям <...> и 2 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> "О противопожарном режиме", нарушение п. 70 ППР в РФ.
Установлено, что невыполнение ИП Г. указанных требований законодательства может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровья детей, сотрудников находящихся в помещениях учреждений, а также имуществу в случае возникновения пожара.
Доказательств устранения выявленных нарушений, суду не представлено.
Оценив представленные доказательства с точки зрения относимость, допустимости, достоверности, а в совокупности - достаточности, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в ходе проведенной прокурором проверки выполнения ИП Г. требований соблюдения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства при предоставлении услуг по уходу и присмотру за детьми в помещении, расположенном в нежилом помещении 16, 17, 18, 19, 20, 21, расположенном на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Анапа, <...> прокурором выявлены нарушения требований к условиям размещения детей, нарушены положения
ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также требования
СанПиН 2.<...>-13.
Доводы апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Г. о том, что она не ведет образовательную деятельность и не обязана ее вести, соответственно, заключение на деятельность по уходу и присмотру не обязательно в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку общеобразовательные учреждения определяются в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. К таким учреждениям относя дошкольные, в том числе и частные детские сады, этот тип образовательных учреждений относится к категории таких, которые обеспечивают воспитание детей и раннего образования детей, обеспечение органы и укрепления физического и психического здоровья.
При изложенных обстоятельствах не имеется предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь
ст. 327 -
328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 27 августа 2019 года по делу по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Г. о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства при осуществлении деятельности по присмотру и уходу за детьми - оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.