Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 14.03.2012 по делу N 33-985
Иск об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворен частично, поскольку хотя доступ на чердак для посторонних лиц действительно отсутствует, а само помещение чердака не предназначено для постоянного нахождения в нем людей, данное помещение должно быть оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, так как оно находится в здании общественного назначения. Ссылка, что в здании детского сада планируется реконструкция, основанием к отказу в иске не является.


Апелляционное определение Калининградского областного суда от 14.03.2012 по делу N 33-985
Иск об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворен частично, поскольку хотя доступ на чердак для посторонних лиц действительно отсутствует, а само помещение чердака не предназначено для постоянного нахождения в нем людей, данное помещение должно быть оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, так как оно находится в здании общественного назначения. Ссылка, что в здании детского сада планируется реконструкция, основанием к отказу в иске не является.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2012 г. по делу N 33-985
Судья Куксенко О.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Костикова С.И.
Судей: Зинченко С.В., Ольховского В.Н.
При секретаре: В.
рассмотрела в судебном заседании 14 марта 2012 года апелляционную жалобу администрации МО "Гусевский муниципальный район" на решение Гусевского городского суда от 15 декабря 2011 года, которым иск Гусевского городского прокурора удовлетворен частично. МДОУ детский сад N 22 обязано оборудовать чердачное помещение детского сада автоматической пожарной сигнализацией (АУПС), отделку полов детского сада на путях эвакуации выполнить в соответствии с п. 6.25 СНиП 21-01-97* и п. 53 ППБ 01-03 без применения горючих материалов. Администрация МО "Гусевский муниципальный район" обязана профинансировать оборудование чердачного помещения МДОУ детский сад N 22 автоматической пожарной сигнализацией (АУПС) и отделку полов МДОУ детский сад N 22 на путях эвакуации в соответствии с п. 6.25 СНиП 21-01-97* и п. 53 ППБ 01-03 без применения горючих материалов.
Заслушав доклад судьи Зинченко С.В., объяснения представителя администрации МО "Гусевский муниципальный район" З., поддержавшего жалобу, судебная коллегия:
установила:
Гусевский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад N 22 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, ссылаясь на то, что в ходе проверки соблюдения учреждениями Гусевского, Озерского муниципальных районов, Нестеровского района требований законодательства о противопожарной безопасности, а также готовности к новому учебному году (2011 - 2012) были выявлены нарушения. Установлено, что в нарушение ст. 1 - 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", ст. ст. 81, 83, 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Федерального закона от 18 июня 2003 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" чердачное помещение МДОУ детский сад N 22 не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (АУПС), покрытие полов в коридоре на путях эвакуации окрашено масляной краской либо облицовано линолеумом. Прокурор просил обязать МДОУ детский сад N 22 устранить вышеуказанные недостатки: чердачное помещение детского сада оборудовать автоматической пожарной сигнализацией (АУПС), отделку полов в коридоре и на путях эвакуации провести в соответствии с п. 6.25 СНиП 21-01-97* и п. 53 ППБ 01-03 без применения горючих материалов, а Управление образования администрации МО "Гусевский муниципальный район" и администрацию МО "Гусевский муниципальный район" обязать профинансировать проведение указанных мероприятий, поскольку учредителем МДОУ детский сад N 22 является Управление образования администрации МО "Гусевский муниципальный район", источником формирования имущества и финансовых ресурсов МДОУ детский сад N 22 являются также бюджетные поступления в виде субсидий из муниципального бюджета.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Гусевский муниципальный район" с решением не согласна, считая выводы суда необоснованными.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии ст. ст. 1 - 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств.
13 августа 2009 года по результатам плановой проверки ОГПН Гусевского, Озерского муниципальных районов и Нестеровского района УГПН ГУ МЧС по Калининградской области заведующей МДОУ детский сад N 22 вынесено предписание N о необходимости в срок до 01 апреля 2010 года устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности: оборудовать чердачное помещение детского сада автоматической пожарной сигнализацией (АУПС) и произвести покрытие полов в коридоре на путях эвакуации без применения горючих материалов.
22 апреля 2011 года по результатам проведенной ОГПН Гусевского, Озерского муниципальных районов и Нестеровского района УГПН ГУ МЧС по Калининградской области внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания заведующая МДОУ детский сад N 22 привлечена к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ в связи с тем, что ранее выявленные нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
Стороны при рассмотрении дела не оспаривали, что до настоящего времени в МДОУ детский сад N 22 чердачное помещение детского сада не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (АУПС), а также то, что покрытие полов в коридоре на путях эвакуации с момента вынесения предписания не заменено.
Статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Статьями 81, 83 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что системы противопожарной защиты зданий, сооружений и строений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
11 августа 2011 года ОНД Гусевского, Озерского муниципальных районов и Нестеровского района УГПН ГУ МЧС по Калининградской области на основании распоряжения главы администрации МО "Гусевский муниципальный район" N от 06 июля 2011 года в целях организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому 2011 - 2012 учебному году проведено обследование МДОУ детский сад N 22 в пос. К. Гусевского района, в результате которого установлено, что до настоящего времени ранее выявленные нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), в соответствии с которыми правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 53 указанных Правил установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Пунктом 6.26 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" предусмотрено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданиях класса СЗ, на путях эвакуации не допускается применение материалов с высокой пожарной опасностью.
В нарушение указанного требования в МДОУ детский сад N 22 в пос. К. Гусевского района покрытие полов в коридоре на путях эвакуации сделано из линолеума, что не оспаривали ответчики, и подтвердила свидетель Н., инспектор ОНД Гусевского, Озерского муниципальных районов, Нестеровского района.
Довод представителей ответчиков о том, что при рассмотрении дела не установлена степень огнестойкости здания МДОУ детский сад N 22, не может служить основанием для отказа в иске прокурору.
Поскольку согласно "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" к зданиям V степени огнестойкости относятся здания, к несущим и ограждающим конструкциям которых не предъявляются требования по пределам огнестойкости и пределам распространения огня.
Здания класса СЗ пожарной опасности строительных конструкций также не нормируются.
Очевидно, что здание детского сада не является зданием V степени огнестойкости, а также зданием класса СЗ. Во всех остальных зданиях, а, следовательно, и здании МДОУ детский сад N 22, запрещается применять горючие материалы для отделки при эксплуатации эвакуационных путей и выходов.
Свидетель Н. указала в суде, что здание МДОУ детский сад N 22 является зданием III степени огнестойкости.
Как свидетель Н., так и представитель МДОУ детский сад N 22 пояснили, что сертификата соответствия на линолеум, постеленный на путях эвакуации в детском саду, нет. Никаких других доказательств, свидетельствующих, что линолеум в детском саду соответствует требованиям пожарной безопасности, ответчики не представили.
Суд правильно указал на то, что в данном случае ответчик должен доказать, что пути эвакуации выполнены не из горючих материалов, что сделано не было.
Таким образом, требование прокурора выполнить отделку полов в МДОУ детский сад N 22 в соответствии с п. 6.25 СНиП 21-01-97* и п. 53 ППБ 01-03 без применения горючих материалов правильно признано судом обоснованным.
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 315 утвержден Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03).
В соответствии с п. 38 указанного Перечня, помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, независимо от площади, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
В нарушение вышеуказанных требований чердачное помещение детского сада не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (АУПС).
Суд правомерно не согласился с доводами ответчиков о том, что чердачное помещение не должно оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией, поскольку само помещение чердака не может быть использовано как служебное помещение, доступ к нему отсутствует.
Как пояснила свидетель Н., через чердак МДОУ детский сад N 22 проходит дымоход, на чердаке имеется проводка.
Таким образом, хотя доступ на чердак для посторонних лиц действительно отсутствует, а само помещение чердака не предназначено для постоянного нахождения в нем людей, однако и данное помещение должно быть обрадовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС), поскольку находится оно в здании общественного назначения, используется для обслуживания данного здания, через чердак проходят дымоход и электропроводка.
Суд правильно исходил из того, что ссылка представителей ответчика, что в здании МДОУ детский сад N 22 планируется реконструкция, основанием к отказу в иске не является.
Из представленного плана мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в образовательных учреждениях МО "Гусевский муниципальный район" 2012 - 2014 годов усматривается, что МДОУ детский сад N 22 в 2012 году выделены денежные средства на подготовку проектно-сметной документации на реконструкцию здания с выносом котельной.
Таким образом, на настоящий момент проектно-сметная документация на реконструкцию МДОУ детский сад N 22 еще не разработана, следовательно, в ближайшее время реконструкция произведена быть не может. Деньги на непосредственно работы по реконструкции в вышеназванный план мероприятий на 2012-2014 годы не заложены. Деятельность МДОУ детский сад N 22 на настоящее время не приостановлена, в то же время в МДОУ детский сад N 22 существенно нарушены требования пожарной безопасности, которые представляют реальную угрозу жизни и здоровью детей и взрослых, посещающих данное учреждение.
В связи с чем иск прокурора о понуждении произвести вышеназванные работы обоснованно признан судом подлежащим удовлетворению.
Довод представителя администрации МО "Гусевский муниципальный район" о том, что требования прокурора являются неисполнимыми, поскольку не ясно как их исполнять, суд правильно признал необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Иск заявлен прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - детей и взрослых, посещающих МАДОУ детский сад N 22, в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом для пресечения гражданского правонарушения.
Выявив нарушения законодательства, затрагивающие права неопределенного круга лиц, Гусевский городской прокурор обратился в суд с иском, реализовав при этом полномочия, предоставленные ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также полномочия, установленные ч. 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривающей, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В заявлении прокурора имеются ссылки на конкретные нарушения противопожарной безопасности и предложены меры к их устранению в виде проведения определенного вида работ, полно указанных в решении суда, каких-либо неясностей, затрудняющих исполнение решение, не имеется.
Кроме того, суд правильно признал обоснованным требование прокурора о возложении обязанности профинансировать проведения вышеназванных работ в МДОУ детский сад N 22 на администрацию МО "Гусевский муниципальный район.
В соответствии с Уставом МДОУ детский сад N 22 источником формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные и внебюджетные средства: имущество, переданное Учреждению Учредителем или уполномоченным им органом, средства Учредителя, средства полученные от родителей за предоставление воспитанникам дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, плата за содержание детей в Учреждении, другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что проведение вышеуказанных работ в МДОУ детский сад N 22 непосредственно связано с осуществлением деятельности Учреждения, а также отсутствием доказательств наличия у Учреждения финансирования за счет внебюджетных средств, суд правильно признал необходимым возложить обязанность по финансированию работ в дошкольном образовательном учреждении на администрацию МО "Гусевский муниципальный район, учитывая также, что именно администрация МО "Гусевский муниципальный район" является распорядителем бюджета муниципального образования, из которого финансируется деятельность детского сада.
Прочие доводы апелляционной жалобы правового значения для дела не имеют и не могут влечь отмены решения.
Учитывая изложенное, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гусевского городского суда от 15 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья
Калининградского областного суда
С.В.ЗИНЧЕНКО