Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2023 N 88-22250/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 15.02.2023 N 33-856/2023 (УИД 30RS0007-01-2022-001389-48)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об обязании оборудовать здания образовательных учреждений молниезащитой.
Обстоятельства: Оборудование зданий образовательных учреждений системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 15.02.2023 N 33-856/2023 (УИД 30RS0007-01-2022-001389-48)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об обязании оборудовать здания образовательных учреждений молниезащитой.
Обстоятельства: Оборудование зданий образовательных учреждений системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2023 г. N 33-856/2023
Дело N 2-840/2022
Судья: Сызранова Т.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Чернышовой Ю.А., Егоровой И.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чернышовой Ю.А. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" на решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 23 декабря 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", управлению образования администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой,
установила:
Прокурор Енотаевского района Астраханской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", управлению образования администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой, указав, что в силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Как следует из пункта 1.3 Устава муниципального казенного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование "Енотаевский район" в лице администрации муниципального образования "Енотаевский район". Функции и полномочия учредителя от муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" в сфере образования осуществляет управление образования администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области". Управление образования осуществляет финансирование, координацию и регулирование деятельности школы.
Функции и полномочия собственника имущества школы осуществляет управление земельных, имущественных отношений и строительства администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области".
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что образовательная деятельность муниципального казенного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", осуществляется в основном здании, расположенном по адресу: <адрес>. Здание представляет собой одноэтажное капитальное строение, площадью <данные изъяты> кв. м, оснащенное электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе, имеющихся в здании системы пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения, компьютерного класса. В нарушение требований пожарной безопасности здание школы устройством молниезащиты не оборудовано, соответственно, отсутствует технический проект молниезащиты, согласованный с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны.
Истец просил суд возложить на муниципальное казенное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда, оборудовать основное здание школы, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты. Обязать администрацию муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" в течение одного года со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование работ по оборудованию основного здания муниципального казенного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.
В судебном заседании помощник прокурора Енотаевского района Астраханской области Черкасов А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", муниципального казенного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" В., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что обследование здания не проводилось. Заключения специалистов о необходимости оборудования устройствами молниезащиты указанного здания, к материалам дела не приобщены. Не представлены и материалы проведенной прокуратурой проверки. Прокурор, обращаясь в суд с иском, должен был представить доказательства того, что отсутствие на здании образовательного учреждения устройств молниезащиты влечет за собой нарушением прав и законных интересов учащихся.
Представитель ответчика управления образования администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 23 декабря 2022 г. исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области удовлетворены в полном объеме.
На муниципальное казенное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" возложена обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда, оборудовать основное здание муниципального казенного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.
На администрацию муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" возложена обязанность в течение одного года со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование работ по оборудованию основного здания муниципального казенного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что здания образовательных учреждений обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат. Заключения специалистов о необходимости установки устройств молниезащиты не получены и в материалы дела не представлены. Законодательство о пожарной безопасности требований об оборудовании зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты не содержит. Прокурором не представлены доказательства того, что отсутствие на здании учреждения устройств молниезащиты влечет за собой нарушение прав и законных интересов учащихся. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985, СП 118.13330.2012, на которые сослался суд в своем решении, на момент рассмотрения дела утратили силу.
Иными лицами, участвующими в деле, решение суда не обжаловано.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Черкасов А.В. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы ответчика - несостоятельными и неподлежащими удовлетворению.
На заседание судебной коллегии представитель управления образования администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
В соответствии со статьей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчиков администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", муниципального казенного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" по доверенности В. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец прокурор Базаралиева А.В. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Согласно положениям части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав докладчика, выслушав пояснения явившихся сторон, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Как следует из материалов дела, согласно уставу муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" в лице администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" (пункт 1.3) (л.д. <данные изъяты> оборотная сторона).
Функции и полномочия учредителя от муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" в сфере образования осуществляет Управление образования администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области".
Управление образования осуществляет финансирование, координацию и регулирование деятельности школы.
Образовательная деятельность осуществляется, в том числе, по адресу: <адрес> (пункт 1.4 Устава).
Из технического паспорта, составленного Енотаевским отделением Астраханского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 21 апреля 2010 г., здание школы имеет один этаж, площадь составляет <данные изъяты>.м. (л. <данные изъяты>
В 2022 г. прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка исполнения муниципальным казенным учреждением "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части оборудования здания образовательного учреждения устройством молниезащиты, в ходе которой установлено, что здание муниципального казенного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" представляет собой одноэтажное капитальное строение, площадью <данные изъяты> кв. м, оснащенное электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе, имеющихся в здании системы пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения, компьютерного класса. Здание школы устройством молниезащиты не оборудовано.
По результатам проверки 11 мая 2022 г. и.о. прокурора Енотаевского района ФИО7 в адрес директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних (л.д. <данные изъяты>
Согласно ответу муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" N 70 от 20 июня 2022 г., направленному во исполнение представления прокурора, сообщено, что 3 июня 2022 г. на заседании коллектива рассмотрено представление и принято к сведению о недопустимости в дальнейшем нарушения законодательства, причин и условий им способствующим; за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей к завхозу школы применено дисциплинарное взыскание в виде замечания; на имя начальника управления образования муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" сделана заявка на изыскание денежных средств для установки молниеотвода на здание школы (л.д. <данные изъяты>).
Согласно сообщению управления образования администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" от 2 декабря 2022 г. в образовательном учреждении муниципальное казенное учреждение "Основная общеобразовательная школа с. Федоровка" муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" молниеотводы не установлены. В бюджете на 2022 г. средств не имеется из-за недостаточности финансирования (л.д. 45).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Разрешая спорные правоотношения, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 280, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оборудование здания образовательного учреждения системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующими нормативно-правовыми актами не установлена обязанность образовательного учреждения по оборудованию здания образовательной организации системой молниезащиты, судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу статьи 20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу статьи 5.1 указанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985, действующим до 1 сентября 2021 г., был утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункту 68 указанного Постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.4, кроме абзацев первого, третьего и шестого пункта 4.5, пункты 4.6, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзацев девятого и десятого), 4.12, 4.14, 4.15 (за исключением абзаца первого), 4.16 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункта 4.24 (за исключением абзаца четвертого), 4.25 (за исключением абзаца второго), 4.26, 4.29), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.6, 5.9 (за исключением абзаца второго), 5.10 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.40 (за исключением абзаца третьего), 5.41 - 5.45, 5.46 (за исключением абзаца первого), 5.48), 6 (пункты 6.1 - 6.5, 6.6 (за исключением абзацев второго, третьего и четвертого), 6.8 - 6.9, 6.11 (за исключением абзацев третьего и четвертого), 6.12 (за исключением абзаца первого), 6.14 (за исключением абзаца первого), 6.15 - 6.19, 6.21, 6.23 - 6.32, 6.33 (за исключением абзаца третьего), 6.34 - 6.37, 6.38 (за исключением абзаца второго), 6.40, 6.41 (за исключением абзаца второго), 6.42 - 6.48, 6.49 (за исключением абзаца второго), 6.53, 6.54 (за исключением абзаца второго), 6.56 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.81 - 6.91, 6.93, 6.94), 7 (пункты 7.1, 7.2 (за исключением абзаца второго), 7.3, 7.4 (за исключением абзаца первого), 7.5, 7.8, 7.10, 7.11 (за исключением абзаца второго), 7.12 - 7.17, 7.18 (за исключением абзаца первого), 7.19 - 7.22, 7.24 - 7.27, 7.35, 7.37 (за исключением последнего абзаца), 7.38, 7.39, 7.41 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1, 8.2 (за исключением абзацев первого и пятого), 8.3 (за исключением абзаца второго), 8.4 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24, 8.26, 8.28, 8.29, 8.30 (за исключением абзаца четвертого), 8.32, 8.34), 9, приложение Г.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).
При этом в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.
Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2000 г. N 280.
Довод апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985, СП 118.13330.2012, которыми суд первой инстанции руководствовался при вынесении решения, на момент разрешения возникших правоотношений утратили силу, не является основанием для отмены судебного постановления, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 утратило силу с 1 сентября 2021 г. в связи с изданием Правительством Российской Федерации Постановления от 28 мая 2021 г. N 815, утвердившего новый Перечень.
Кроме того, приказом Минстроя России от 19 мая 2022 г. N 389/пр взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", который согласно преамбуле Приказа разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" с учетом требований Федеральных законов от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).
Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. В системе молниезащиты зданий рекомендуется использовать естественные элементы молниезащиты: молниеприемники (металлические кровли, фермы зданий); токоотводы (металлические каркасы зданий, металлические конструкции фасадов); заземлители (арматура железобетонных фундаментов).
Требования к устройствам молниезащиты приведены в Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 280.
Общероссийским строительным каталогом (СК-1) настоящей Инструкции присвоен номер СО 153-34.21.122-2003.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 280.
Из положений абзаца 1 раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 280, следует, что Инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.
В этой же таблице приведены последствия удара молнии: отказ электроснабжения (например, освещения), способный вызвать панику. Отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий общеобразовательных учреждений, с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 280.
Поскольку представители ответчиков в нарушении положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представили в суд первой инстанции доказательств, подтверждающих наличие молниезащитных устройств на здании общеобразовательного учреждения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора, руководствуясь требованиями противопожарной безопасности.
Указание в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что в здании образовательного учреждения имеются металлические конструкции крыши, здание оборудовано заземлением, на территории образовательного учреждения располагается котельная, которая оборудована молниезащитой, не освобождает ответчиков от обязанности оборудовать здание системой молниезащиты, поскольку данная обязанность предусмотрена положениями, как ранее действовавшего СП 118.13330.2012, так и действующего в настоящее время СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", а также Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2000 г. N 840.
Доводы апелляционной жалобы о том, что эти нормативные документы распространяются лишь на вновь строящиеся здания и реконструируемые здания, а действующее законодательство не предусматривает обязанности оборудовать ранее возведенные строения учреждений системой молниезащиты, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
При этом в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Как уже указывалось выше, Приказом Минстроя России от 19 мая 2022 г. N 389/пр взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", который является действующим и отнесен к сводам правил, подлежащих применению на обязательной основе.
Из смысла вышеуказанных правовых норм, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.
Несоблюдение требований, установленных указанным Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", нарушает права и законные интересы обучающихся, их родителей, работников дошкольного образовательного в сфере обеспечения противопожарной безопасности, будет угрожать жизни и здоровью указанных лиц.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на администрацию муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области", как на орган местного самоуправления, обязанности по принятию организационных мероприятий по обеспечению финансирования расходов на указанные цели.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
Как указано в статье 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению финансирования оборудования системы молниезащиты на администрацию как орган местного самоуправления, выступающий главным распорядителем средств муниципального бюджета, а обязанность по оборудованию системы молниезащиты - на образовательное учреждение как муниципальную образовательную организацию и получателя бюджетных средств.
Ссылок на иные обстоятельства, которые указывают на незаконность вынесенного судебного постановления либо опровергают выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 23 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Енотаевский муниципальный район Астраханской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.И.КОСТИНА
Судьи
областного суда
Ю.А.ЧЕРНЫШОВА
И.В.ЕГОРОВА