Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2023 N 88а-40087/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 05.07.2023 N 33а-2683/2023
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об оспаривании бездействия.
Обстоятельства: Истец указал, что обязанность по обслуживанию и содержанию пожарных гидрантов должен нести именно ответчик.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 05.07.2023 N 33а-2683/2023
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об оспаривании бездействия.
Обстоятельства: Истец указал, что обязанность по обслуживанию и содержанию пожарных гидрантов должен нести именно ответчик.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2023 г. N 33а-2683/2023
Судья Лубянкина Ю.С.
Дело N 2а-670/2023
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Степина А.Б.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Обносовой М.В.,
при помощнике судьи С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Городское поселение Город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 мая 2023 года по административному исковому заявлению заместителя Ахтубинского городского прокурора к администрации муниципального образования "Городское поселение Город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установила:
административный истец заместитель Ахтубинского городского прокурора обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению в исправное состояние пожарных гидрантов, расположенных по адресам: <адрес> (Детский сад N 10, магазин "Пятерочка", КУСОЕ Госпиталь) установить крышку люка, обеспечить установку указателей в соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479; по <адрес> (Детский сад N 10, магазин "Пятерочка", КЦСОН, Госпиталь, гостиница "Вымпел"), <адрес> (детский сад N 10, магазин "Пятерочка", КЦСОН, Госпиталь, гостиница "Вымпел", гостиница "Весна"), <адрес> ("Вымпел", гостиница "Весна", гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь") по <адрес> (детский сад N 6, СОШ N 4, гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь", гостиница "Яуза"), <адрес> (детский сад N 6, детский сад N 5, детский сад N 4, СОШ N 4, гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь") установить координатные таблички, обеспечить установку указателей в соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479); <адрес> (СОШ, ТЦ "ЦУМ", Пенсионный фонд, магазин одежды, ТЦ "Джулия", поликлиника, детская поликлиника, отделение почты, медицинский центр "Мед Тест", отделение Сбербанка, госпиталь, гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь") установить координатные таблички, нормализовать давление в сети пожарного гидранта, обеспечить установку указателей в соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479; по <адрес> (СОШ N 8, ТЦ "ЦУМ", Пенсионный фонд, магазин одежды, ТЦ "Джулия", СОШ N 1, поликлиника, поликлиника детская, детский сад N 3, отделение почты, медицинский центр "Мед Тест", отделение Сбербанка, госпиталь, гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь") восстановить работу сливного устройства, установить координатную табличку, обеспечить установку указателей в соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479; <адрес> (СОШ N 8, ТЦ "ЦУМ", пенсионный фонд, магазин одежды. ТЦ "Джулия", СОШ N 1, поликлиника, детская поликлиника, детский сад N 3, отделение почты, медицинский центр "МедТест", отделение Сбербанка, госпиталь, гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь") установить координатную табличку, нормализовать давление в сети пожарного гидранта, обеспечить установку указателей в соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479. В обоснование иска указано, что Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области", в ходе которой установлено, что пожарные гидранты, расположенные по вышеуказанным адресам, находятся в неисправном состоянии. Согласно требованиям пожарной безопасности, пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии. По результатам выявленных нарушений 1 февраля 2023 года главе администрации внесено представление N 69-23 с требованием об устранении выявленных нарушений. Однако нарушения не устранены.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Ахтубинского городского прокурора Вилкова Л.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" М. в судебном заседании административный иск не признала.
Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Астраханской области В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Решением Ахтубинского районного суда г. Астрахани от 4 мая 2023 года административный иск прокурора удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку пожарные гидранты не являются самостоятельными объектами, а входят в состав водопроводной сети. Поскольку 1 июля 2022 года между отделом имущественных отношений администрации и муниципальным унитарным предприятием "ЖКХ Ахтубинское" заключен договор хозяйственного ведения имущества N 18, согласно которому в ведение последнего переданы магистральные и водопроводные сети, то обязанность по содержанию и поддерживанию водопроводной сети с установленными гидрантами в надлежащем состоянии возложена на муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ Ахтубинское".
На заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав докладчика, прокурора Базаралиеву А.В., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно - территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого же закона.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности и тех мероприятий, на которые указывает прокурор, закреплены в статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона N 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Первичные меры пожарной безопасности предусмотрены статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно части 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 127 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Пожарные гидранты, установленные на водопроводных сетях холодного водоснабжения, не могут функционировать сами по себе, так как являются частью системы водоснабжения, в связи с чем, представляют собой единое сооружение, поэтому не могут быть отдельными объектами недвижимости, подлежащими регистрации в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности.
Таким образом, из вышеприведенных законоположений следует, что поддержание находящихся на территории муниципального образования средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления поселения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ахтубинского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области", в ходе которой установлено, что пожарные гидранты, расположенные по адресам: <адрес> (Детский сад N 10, магазин "Пятерочка", КУСОЕ Госпиталь); <адрес> (Детский сад N 10, магазин "Пятерочка", КЦСОН, Госпиталь, гостиница "Вымпел"); <адрес> (детский сад N 10, магазин "Пятерочка", КЦСОН, Госпиталь, гостиница "Вымпел", гостиница "Весна"); <адрес> ("Вымпел", гостиница "Весна", гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь"); <адрес> (детский сад N 6, СОШ N 4, гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь", гостиница "Яуза"); <адрес> (детский сад N 6, детский сад N 5, детский сад N 4, СОШ N 4, гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь"); <адрес> (СОШ, ТЦ "ЦУМ", Пенсионный фонд, магазин одежды, ТЦ "Джулия", поликлиника, детская поликлиника, отделение почты, медицинский центр "Мед Тест", отделение Сбербанка, госпиталь, гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь"); <адрес> (СОШ N 8, ТЦ "ЦУМ", Пенсионный фонд, магазин одежды, ТЦ "Джулия", СОШ N 1, поликлиника, поликлиника детская, детский сад N 3, отделение почты, медицинский центр "Мед Тест", отделение Сбербанка, госпиталь, гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь"); <адрес> (СОШ N 8, ТЦ "ЦУМ", пенсионный фонд, магазин одежды. ТЦ "Джулия", СОШ N 1, поликлиника, детская поликлиника, детский сад N 3, отделение почты, медицинский центр "МедТест", отделение Сбербанка, госпиталь, гостиница "Кулон", гостиница "Стрела", магазин "Русь") находятся в неисправном состоянии.
По результатам выявленных нарушений 1 февраля 2023 года главе администрации внесено представление N 69-23 с требованием об устранении выявленных нарушений. Однако нарушения не устранены.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривалось.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о признании бездействия незаконным, поскольку неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению ущерба окружающей среде, нарушению условий жизнедеятельности людей.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с действующим законодательством.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по содержанию и поддерживанию водопроводной сети с установленными гидрантами в надлежащем состоянии возложена на муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ Ахтубинское" несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В силу пункта 8.1 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования "Ахтубинский муниципальный район Астраханской области" к вопросам местного значения Ахтубинского района относятся также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального района за границами городских и сельских населенных пунктов.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм, обязанность по приведению в исправное состояние пожарных гидрантов в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления.
На основании постановления администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" N 711 от 29 июня 2022 года закреплено имущество за муниципальным унитарным предприятием "ЖКХ Ахтубинское" муниципального образования "Город Ахтубинск" на праве хозяйственного ведения (магистральные водопроводы, водопроводные сети, канализационные сети, малогабаритная плавучая насосная станция).
1 июля 2022 года отделом имущественных отношений администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" и МУП "ЖКХ Ахтубинское" муниципальным образованием "Город Ахтубинск" заключен договор хозяйственного ведения имущества N 18. Согласно данному договору, собственник предоставляет, а получатель принимает в хозяйственное ведение магистральные водопроводы, водопроводные сети, канализационные сети.
Вместе с тем, заключение указанного договора не освобождает администрацию городского поселения от выполнения возложенных на них законом обязанностей.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению ущерба окружающей среде, нарушению условий жизнедеятельности людей, а наличие на территории муниципального образования "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" неисправных пожарных гидрантов препятствует возможности предотвращения пожаров, спасению людей и имущества.
При таком положении суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации и возложении обязанности по приведению в исправное состояние пожарных гидрантов
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Городское поселение Город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
А.Б.СТЕПИН
Судьи
областного суда
Д.Р.ХАИРОВА
М.В.ОБНОСОВА