Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Верховного суда Республики Коми от 01.10.2015 по делу N 33-4433/2015
Требование: О признании недействительными пунктов предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: В ходе проверки учреждения уполномоченным органом выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности и выдано оспариваемое предписание об их устранении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Определение Верховного суда Республики Коми от 01.10.2015 по делу N 33-4433/2015
Требование: О признании недействительными пунктов предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: В ходе проверки учреждения уполномоченным органом выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности и выдано оспариваемое предписание об их устранении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2015 г. по делу N 33-4433/2015
Судья Олейник И.И.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л., Соболева В.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в судебном заседании 01 октября 2015 года дело по апелляционным жалобам ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат", Министерства труда и социальной защиты Республики Коми на решение... городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым
отказано ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов... предписания Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения представителя ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" Й., представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Коми Б., представителя УНД ГУ МЧС России по Республике Коми Г., судебная коллегия
установила:
ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" обратилось в суд с заявлением о признании недействительными пунктов... предписания Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, указав, что по результатам проведенной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, вынесено предписание, с которым учреждение не согласно.
В судебном заседании представитель ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" заявление поддержала.
Представитель заинтересованного лица УНД ГУ МЧС России по Республике Коми с заявлением не согласилась.
Судом вынесено вышеуказанное судебное решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат".
В апелляционной жалобе Министерством труда и социальной защиты Республики Коми, не привлеченным к участию в деле в суде первой инстанции, просит отменить решение суда, ссылаясь помимо прочего на то, что оспариваемое решение затрагивает интересы Министерства, исполняющего функции и полномочия учредителя.
Представитель ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" Й., представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Коми Б. в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель УНД МЧС России по Республике Коми Г. с доводами жалобы не согласна.
В соответствии с
частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из разъяснений указанных в
пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В силу
статьи 1 указанного Закона под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на
Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
К нормативным документам названной нормой отнесены национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Абзацем 10 статьи 6 Закона предусмотрено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
По смыслу вышеуказанных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Согласно
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Понятие технического регулирования в области пожарной безопасности раскрыто в
статье 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с указанием нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности (части 1, 2 и 3).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании инвалидов старше 18 лет, страдающих психическим хроническими заболеваниями и детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, а также для обеспечения соответствующих возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг, расположено <Адрес обезличен>. Учредителем и собственником имущества учреждения является <Адрес обезличен>, имущество находится в оперативном управлении учреждения, являющегося юридическим лицом.
В соответствии с Федеральным
законом "О пожарной безопасности", Приказами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 и N 315 утверждены
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и нормы пожарной безопасности "
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
В соответствии с
пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, данные
Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктами 3, 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Обязательные для применения и исполнения требования пожарной безопасности установлены также Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу вышеуказанных норм именно ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат", в оперативном управлении которого находится имущество, обязано следить за выполнением требований противопожарной безопасности в помещениях и является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности и не освобожденным от обязанности по принятию мер пожарной безопасности объекта в целях защиты объекта от возможности возникновения и развития пожара.
Установлено, что в ходе проверки УНД МЧС России по <Адрес обезличен> ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности в зданиях лечебных корпусов..., расположенных <Адрес обезличен>, а именно:
статьи 4,
6,
52,
53,
54,
90,
134 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; СНиП II-Л.2-62 "Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования", СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования",
СНиП II-А.5-70 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений",
СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы", СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", СП 4.13130.2013,
НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", декларация ПБ от 24 марта 2010 года N 87401550-00113-0010, ППР, которые перечислены в акте проверки <Номер обезличен> и предписании <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Из материалов дела усматривается, что корпуса учреждения, связанные собой переходами и представляющие единый объект, построены в разные годы: <Номер обезличен> корпус - в <Дата обезличена>, здание <Номер обезличен> корпуса <Дата обезличена> постройки, <Номер обезличен> - <Дата обезличена>, <Номер обезличен> - <Дата обезличена>, <Номер обезличен> <Дата обезличена>, что подтверждено актами приемки зданий в эксплуатацию, при этом корпус <Номер обезличен> по решению Исполнительного комитета Сыктывкарского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от <Дата обезличена> принят в эксплуатацию в качестве пристройки к детскому дому-интернату.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что в случае, если положениями указанного Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 данного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования указанного Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 52 Федерального закона регламентированы способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара.
Согласно пункту 1, 2, 3, 5 указанной статьи, защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага (п. 1), устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (п. 2), устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3); применением основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации (п. 5).
В силу части 3 статьи 53 Федерального закона, безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 90 Федерального закона, для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений.
Согласно части 7 статьи 134 Федерального закона, в спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф 1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным
законом, не применяются к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.
Пунктом 3.6 СНиП II-Л.2-62 "Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования" определено, что марши основных лестниц, служащих для эвакуации, должны быть шириной не менее 1,35 м.
Пунктом 5.14 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" установлено, что противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3.
Согласно
пункту 6.12 указанных СНиП помещения класса Ф 1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
В соответствии с пунктом 6.13 СНиП, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий, в том числе, класса Ф. 1.1.
Исходя из норм пункта 6.16 СНиП, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 1,2 м - из помещений класса Ф 1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек.
Пунктом 6.18 СНиП установлено, что лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах.
При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:
на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей;
на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей.
В силу пункта 6.28 СНиП в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
Согласно пункту 6.29 СНиП ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,35 м - для зданий класса Ф 1.1.
В соответствии с пунктом 7.4 СНиП, части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Пунктом 8.4 СНиП определено, что в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф 1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 x 0,8 м.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97 настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97 подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97 распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97, по смыслу
пункта 4.3 данных Правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97 данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из наличия нарушений требований пожарной безопасности в помещениях ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат", установленных актом <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, проведения в зданиях корпусов капитального ремонта, и наличия в связи с этим оснований для применения норм Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также обязанности ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" выполнения требований пожарной безопасности.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными исходя из следующего.
Судебная коллегия считает, что дальнейшая эксплуатация корпусов ГБУ "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, учитывая, что имеет место круглосуточная и непрерывная эксплуатация, корпуса достаточно многолюдны, а также принимая во внимание категорию лиц, находящихся в указанных корпусах, в том числе инвалиды, дети-инвалиды.
Доводы апелляционных жалоб о том, что капитальный ремонт корпусов ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" не проводился, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
Согласно техническому паспорту здания спального корпуса <Номер обезличен>, расположенного <Адрес обезличен> составленному по состоянию на <Дата обезличена>, год постройки <Дата обезличена>, капремонт в <Дата обезличена>.
Ссылка на нормы Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13 ноября 2014 года N 445, не имеет юридического значения, поскольку представленными документами подтверждается факт проведения капитального ремонта в зданиях ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат".
Доводы апелляционных жалоб о невозможности применения СНиП 21-01-97 к зданиям корпусов, построенных ранее вступления в силу указанного СНиП, по мнению судебной коллегии, не имеют юридического значения, поскольку требования, указанные в данных СНиП, имелись и в ранее действовавших СНиП.
В частности, требования о наличии минимум двух эвакуационных выходов из помещений, а также к размерам эвакуационных выходов и противопожарных люков выхода на чердак было установлено пунктами 4.6, 4.2, 4.8 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", в последующем продублировано в
СНиП II-А.5-70 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений" (
пункты 4.5,
4.2,
4.7), в последующем нашло отражение и в
СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы".
Требования о размерах ширины маршей лестницы были установлены ранее пунктом 6.3 СНиП II-Л.2-62 "Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования".
Требования к наличию приспособления для самозакрывания и уплотнителей в притворах противопожарных дверей были установлены
пунктом 3.11 СНиП II-2-80 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений".
Доводы о незаконности предписания в части применения декоративно-отделочных материалов и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, судебной коллегией отклоняются, поскольку ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" не представлено документов, подтверждающих, что использованные декоративно-отделочные материалы и покрытие полов имеет класс пожарной безопасности более высокой чем КМ2.
Доводы апелляционной жалобы об устранении ряда нарушений требований пожарной безопасности, указанных в оспариваемом предписании, об утрате силу пункта 34 Правил противопожарного режима, не имеют юридического значения, поскольку на момент проведения проверки указанные нарушения имели место, были выявлены в ходе проведения проверки, а изменение в последующем законодательства не свидетельствует о незаконности вынесенного предписания.
Доводы жалобы Министерства труда и социальной защиты Республики Коми о нарушении норм процессуального права - принятии решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, судебной коллегией отклоняются, исходя из того, что оспариваемое предписание выдано конкретному юридическому лицу ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат", и основания для привлечения к участию в данном деле учредителя юридического лица и собственника имущества, отсутствовали.
С учетом изложенного выше, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение... городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционные жалобы ГБУ РК "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат", Министерства труда и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.