Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 20.06.2019 по делу N 33-3855/2019
Требование: Об обязании обеспечить населенные пункты достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, привести в исправное состояние пожарные водоемы.
Обстоятельства: Несоблюдение правил пожарной безопасности в населенных пунктах нарушает конституционное право граждан на пожарную безопасность, в случае возникновения пожара может привести к непредвиденным последствиям, в том числе, к гибели неопределенного числа людей.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 20.06.2019 по делу N 33-3855/2019
Требование: Об обязании обеспечить населенные пункты достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, привести в исправное состояние пожарные водоемы.
Обстоятельства: Несоблюдение правил пожарной безопасности в населенных пунктах нарушает конституционное право граждан на пожарную безопасность, в случае возникновения пожара может привести к непредвиденным последствиям, в том числе, к гибели неопределенного числа людей.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2019 года
Судья: Усов Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Ус Е.А.,
судей Жуковской С.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в судебном заседании 20 июня 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации МОСП "Трусово" на решение Ижемского городского суда Республики Коми от 29 апреля 2019 года, которым исковое заявление прокурора Усть-Цилемского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено; на администрацию муниципального образования сельского поселения "Трусово" возложена обязанность в срок до 01 июня 2019 года обеспечить населенные пункты, находящихся на территории администрации сельского поселения "Трусово", 16 источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно д. Рочево - 2 ИНППВ, д. Нонбург -2 ИНППВ, д. Мыла - 1 ИНППВ, д. Филиппово - 6 ИНППВ, с. Трусово - 5 ИНППВ; привести в исправное состояние пожарные водоемы: ПВ-30 куб. м по адресу: д.Рочево, гараж ООО "Рочево", 30 м.на на северо-запад, ПВ-110 куб. м по адресу: <...>, 30 м. на юго-восток, ПВ-80 куб. м по адресу: д.Филиппово, конный двор ООО "Филиппово" 30 м. на восток; по направлению движения к пожарным водоемам установить указатели с четко нанесенными цифрами до его местоположения, выполненными в соответствии с требованиями законодательства: ПВ-30 куб. м по адресу: д.Рочево, гараж ООО "Рочево", 30 м. на северо-запад, ПВ-110 куб. м по адресу: <...>, 30 м. на юго-восток, ПВ-80 куб. м по адресу: д.Филиппово, конный двор ООО "Филиппово" 30 м.на восток, ПВ-50 куб. м по адресу: <...>, 40 м на север, ПВ-25 куб. м по адресу: с.Трусово, кв. Центральный, д. 51, магазин "Стиль" 8 м. на юго-запад.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения прокурора Шевелевой М.Г.,судебная коллегия
установила:
прокурор Усть-Цилемского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО СП "Трусово" об обязании в срок до 01 июня 2019 года обеспечить населенные пункты с.Трусово, д. Рочево, д. Филиппово, д. Мыла, д. Нонбург достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, привести в исправное состояние пожарные водоемы: ПВ-30 куб. м по адресу: д. Рочево, гараж ООО "Рочево", 30 м.на на северо-запад, ПВ-110 куб. м по адресу: <...>, 30 м. на юго-восток, ПВ-80 куб. м по адресу: д.Филиппово, конный двор ООО "Филиппово" 30 м. на восток, по направлению движения к пожарным водоемам установить указатели с четко нанесенными цифрами до его местоположения, выполненными в соответствии с требованиями законодательства: ПВ-30 куб. м по адресу: д.Рочево, гараж ООО "Рочево", 30 м. на северо-запад, ПВ-110 куб. м по адресу: <...>, 30 м. на юго-восток, ПВ-80 куб. м по адресу: д.Филиппово, конный двор ООО "Филиппово" 30 м.на восток, ПВ-50 куб. м по адресу: <...>, 40 м на север, ПВ-25 куб. м по адресу: с.Трусово, кв. Центральный, д. 51, магазин "Стиль" 8 м. на юго-запад.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Усть-Цилемского района уточнила требования, просила обеспечить населенные пункты, находящиеся на территории администрации сельского поселения "Трусово", 16 источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно д. Рочево - 2 ИНППВ, д. Нонбург -2 ИНППВ, д. Мыла - 1 ИНППВ, д. Филиппово - 6 ИНППВ, с. Трусово - 5 ИНППВ.
Представитель ответчика администрации МО СП "Трусово", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица ОНД и ПР Усть-Цилемского района главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми исковые требования прокурора поддержал.
Суд принял приведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация МОСП "Трусово", по доводам изложенным в жалобе.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенного прокуратурой анализа законодательства об охране лесов от пожаров, защите населенных пунктов от угрозы лесных пожаров органами местного самоуправления установлено, что с.Трусово, д. Рочево, Филиппово, Мыла, Нонбург не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения. Указанные нарушения предлагались администрации МО СП "Трусово" к устранению предписаниями, выданными ОНДиПР Усть-Цилемского района как в 2017 года, так и в 2018 году. Срок исполнения предписаний в указанной части нарушений истек 01 ноября 2018 года. Согласно письменным ответам администрации СП "Трусово" перечисленные нарушения действительно не устранены в связи с отсутствием в бюджете сельского поселения необходимого объема денежных средств. Согласно информации ОНДиПР Усть-Цилемского района от 18 декабря 2018 года администрацией МО СП "Трусово" до настоящего времени также не устранены нарушения, которые предлагались администрацией устранить в срок до 15 июля 2018 года, а именно в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, п.55, п.80 Правил противопожарного режима в РФ, а также Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная" по направлению движения к пожарному водоему ПВ-25 куб. м по адресу: с.Трусово, ..., отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения, выполненными в соответствии с ГОСТ, пожарный водоем заполнен водой на 60% от объема, пожарный водоем ПВ-50 куб. м по адресу: д.Рочево, ... на север заполнен водой на 75% от объема, по направлению движения к пожарному водоему отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами до его местоположения, выполненными в соответствии с ГОСТ, пожарный водоем ПВ-30 куб. м по адресу: д.Рочево, ..., неисправен (требуется замена заправочной горловины и крышек), по направлению движения к пожарному водоему отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами до его местоположения, выполненными в соответствии с ГОСТ, пожарный водоем ПВ-110 куб. м по адресу:... неисправен (нарушена целостность перекрытия водоема); по направлению движения к пожарному водоему отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами до его местоположения, выполненными в соответствии с ГОСТ, пожарный водоем ПВ-80 куб. м по адресу: д.Филиппово, ... неисправен. Не обеспечено исправное содержание подъезда к пожарному водоему; по направлению движения к пожарному водоему отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами до его местоположения, выполненными в соответствии с ГОСТ. Несоблюдение правил пожарной безопасности в населенных пунктах нарушает конституционное право граждан на пожарную безопасность, в случае возникновения пожара может привести к непредвиденным последствиям, в том числе, к гибели неопределенного числа людей.
В населенных пунктах с.Трусово, д. Рочево, д. Филиппово, д. Мыла, д. Нонбург до настоящего времени не устранены нарушения пожарной безопасности, а именно отсутствует достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения, не приведено в исправное состояние пожарные водоемы: ПВ-30 куб. м по адресу: д.Рочево, ...; ПВ-110 куб. м по адресу: д.Филиппово, ...; ПВ-80 куб. м по адресу: д.Филиппово, ..., по направлению движения к пожарным водоемам не установлены указатели с четко нанесенными цифрами до его местоположения, выполненными в соответствии с требованиями законодательства: ПВ-30 куб. м по адресу: д.Рочево, ...; ПВ-110 куб. м по адресу: д.Филиппово, ...; ПВ-80 куб. м по адресу: д.Филиппово, ...; ПВ-50 куб. м по адресу: д.Рочево, ...; ПВ-25 куб. м по адресу: с.Трусово, ....Администрации МО СП "Трусово" предлагалось устранить указанные нарушения, что подтверждается предписаниями выданными ОНД и ПР Усть-Цилемского района главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Коми <Номер обезличен> от 05.05.2017 и <Номер обезличен> от 22.06.2018.
Срок исполнения указанных предписаний в части нарушений истек и до настоящего времени не исполнены, что также подтверждается письменными ответами администрации МО СП "Трусово", согласно которых перечисленные нарушения не устранены, в связи с отсутствием в бюджете сельского поселения необходимого объема денежных средств.
В ходе судебного заседания ответчиком не опровергнуты доводы, изложенные в исковом заявлении, доказательств об исполнении требований пожарной безопасности суду не представлено.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Пунктами 55, 80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") установлено, что направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 63 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 187 Закона Республики Коми от 05.03.2005 N 11-РЗ "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" в состав муниципального образования на территории поселения Трусово входят с. Трусово, деревни Мыло, Нонбург, Рочево, Филиппово.
При вышеизложенном, обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов с. Трусово, д. Мыла, д. Нонбург, д. Рочево, д. Филиппово возлагаются на администрацию МО СП "Трусово" как на исполнительно-распорядительный орган.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из совокупности установленных по делу обстоятельств, правильно указав, что администрации предлагалось устранить указанные нарушения, срок исполнения указанных предписаний в части нарушений истек и до настоящего времени не исполнены.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц - жителей сельских поселений и лиц, временно пребывающих в населенных пунктах на безопасность жизни и здоровья.
С учетом этого оснований для отказа прокурору в иске у суда не имелось.
Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал должную, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у муниципального образования достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного управления возложена законом.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
Кроме того, ст. 65 Бюджетного кодекса РФ установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 10 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, однако считает необходимым уточнить срок для выполнения возложенной судом обязанности установив его до 1 сентября 2019 года.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ижемского городского суда Республики Коми от 29 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МОСП "Трусово" - без удовлетворения, уточнить срок для выполнения возложенной судом обязанности установив его до 1 сентября 2019 года.