Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.02.2020 N 33-784/2020 по делу N 2-3157/2019
Требование: О возложении обязанности устранить нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности в здании посредством приведения в рабочее состояние системы и установки противопожарной защиты, обеспечения автоматического включения системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Обстоятельства: В результате проверки соблюдения требований законодательства РФ, проведенной прокуратурой, выявлено, что в здании поликлиники не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты системы пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не включается автоматически от командного сигнала.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.02.2020 N 33-784/2020 по делу N 2-3157/2019
Требование: О возложении обязанности устранить нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности в здании посредством приведения в рабочее состояние системы и установки противопожарной защиты, обеспечения автоматического включения системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Обстоятельства: В результате проверки соблюдения требований законодательства РФ, проведенной прокуратурой, выявлено, что в здании поликлиники не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты системы пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не включается автоматически от командного сигнала.
Решение: Требование удовлетворено в части.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2020 г. N 33-784/2020
Дело N 2-3157/2019
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Ушаковой Л.В., Шерстневой А.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2020 года дело по апелляционной жалобе Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений и апелляционному представлению прокурора г. Ухты на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 ноября 2019 года, по которому
исковые требования прокурора г. Ухты удовлетворены.
Возложена обязанность на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника" и Республику Коми в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Коми, в срок до 30 июня 2020 года, устранить нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> посредством приведения в рабочее состояние системы и установки противопожарной защиты системы пожарной сигнализации; обеспечения автоматического включения системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя Министерства по доверенности К., представителя прокуратуры Чершкуте Я.В., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Ухты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ГБУЗ Республики Коми "Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника" о возложении обязанности в срок до 30.12.2019 устранить нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> посредством приведения в рабочее состояние системы и установки противопожарной защиты системы пожарной сигнализации; обеспечения автоматического включения системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В обоснование иска указано, что выявленные в результате проверки нарушения, создают угрозу безопасности неопределенного круга лиц, пребывающих в здании поликлиники.
Определением суда от 08.10.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Республика Коми в лице Министерства имущественных и земельных отношений РК.
Представитель ГБУЗ Республики Коми "Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника" с иском согласился, однако просил изменить срок устранения нарушений.
Соответчик направил письменные возражения, которыми просил в иске отказать, поскольку надлежащим ответчиком будет выступать поликлиника, либо его главный распорядитель - Минздрав РК.
Судом принято указанное выше решение, на которое прокурором города Ухты подано апелляционное представление, а также соответчиком подана апелляционная жалоба с требованием о его отмене в части возложения обязанности на Республику Коми в лице Министерства имущественных и земельных отношений.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, от которого поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственником недвижимого имущества - нежилого здания ММУ "Физиотерапевтическая поликлиника", расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, является Республика Коми.
ГБУЗ РК "Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника" данное имущество принадлежит на праве оперативного управления.
В результате проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, проведенной прокуратурой г. Ухты, выявлено, что в здании поликлиники не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты системы пожарной сигнализации (шлейфы N 14 и N 15); система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не включается автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3.3 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Фактически апелляционная жалоба и апелляционное представление не содержат доводов о несогласии с выводом суда, о наличии оснований для устранения выявленных в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности.
Доводы представления и жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений на соответчика Министерство имущественных и земельных отношений Республики Коми.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Поскольку здание по адресу: <Адрес обезличен> используется на правах оперативного управления ГБУЗ РК "Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника", в силу буквального толкования п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, именно ГБУЗ РК "УФП" должно осуществлять надлежащее содержание этого недвижимого имущества.
В силу установленных обстоятельств, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы апелляционного представления прокурора и апелляционной жалобы соответчика о необоснованности вывода суда о возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства в сфере противопожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, на Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, соответствующими нормам материального права, подлежащего применению при разрешении настоящего спора.
Таким образом, решение суда в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в оспариваемой части, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 ноября 2019 года отменить в части возложения обязанности по устранению нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> на Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, отказав в удовлетворении требований в данной части.
Второй абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Возложить обязанность на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника" в срок до 30 июня 2020 года устранить нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> посредством приведения в рабочее состояние системы и установки противопожарной защиты системы пожарной сигнализации; обеспечения автоматического включения системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.