Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 13.07.2017 по делу N 33-4783/2017
Требование: О взыскании заработной платы за сверхурочную работу, процентов за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он проходил службу у ответчика, которым не в полной мере, а также без учета северного и районного коэффициента оплачена сверхурочная работа.
Решение: Решение изменено в части размера взысканных сумм.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 13.07.2017 по делу N 33-4783/2017
Требование: О взыскании заработной платы за сверхурочную работу, процентов за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он проходил службу у ответчика, которым не в полной мере, а также без учета северного и районного коэффициента оплачена сверхурочная работа.
Решение: Решение изменено в части размера взысканных сумм.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N 33-4783/2017
Судья: Коданева Я.В.
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2017 года дело по апелляционным жалобам ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 мая 2017 года, по которому
взыскана с ФКУ ИК - 19 УФСИН России по РК в пользу М. задолженность за сверхурочную работу за 2015, 2016 годы в размере... руб., компенсация за несвоевременную выплату на основании
ст. 236 ТК РФ в размере... руб., компенсация морального вреда -... руб., а всего... рубля... копеек.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчиков Г., судебная коллегия,
установила:
М. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний - Управление по Республике Коми о взыскании заработной платы за сверхурочную работу за 2015, 2016 годы, процентов за нарушение срока выплаты по
ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что проходил службу в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, за 2015, 2016 годы работодателем не в полной мере, а также без учета северного и районного коэффициента оплачена сверхурочная работа. По расчету истца, с учетом уточнений, сумма подлежащая оплате за сверхурочную работу за 2015 год составляет... руб., за 2016 -... руб. Также с ответчика подлежат взысканию проценты за нарушение сроков выплаты по
ст. 236 ТК РФ в размере -... руб. В связи с указанными нарушениями истцу причинен моральный вред, который М. оценивает в... руб.
Определением суда от 13.02.2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ ИК -19 УФСИН России по РК.
Ответчики, не соглашаясь с заявленными требованиями, заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах ответчики просят решение суда отменить, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии со
ст. ст. 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что М. проходил службу в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 13.08.2014 г. в должности... ИК-19; с 06.05.2016 г. в должности... ИК-19 УФСИН от 06.05.2016 N 275-лс. Уволен со службы УИС приказом УФСИН от 24.10.2016 N 625-лс по п. "а" ст. 58 Положения о службе в ОВД.
Приказом о назначении М. установлен должностной оклад... руб., с установлением: ежемесячной поощрительной выплаты в процентах от должностного оклада, в размере 8%, имеющему спортивное звание - мастер спорта России, - 8%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в процентах от должностного оклада, в размере 15%, замещающему должность в подразделении безопасности учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, -15%. Стаж для выплаты процентной надбавки за непрерывную работу в местностях, приравненных к районам Крайнего севера исчислять с 13.08.2014 г.
Согласно контракту о службе в уголовно-исполнительной системе от 13.08.2014 г. работодатель взял на себя обязательства устанавливать работнику режим службы согласно правилам внутреннего трудового распорядка в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы.
Правилами внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми установлено, что в соответствии со
ст. 104 ТК РФ, учитывая, что по условиям службы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени в Учреждении ведется суммированный учет рабочего времени для сотрудников отдела безопасности и отдела охраны, учетным периодом является - календарный год, с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.
В абзаце 13 п. 2 раздела V "Рабочее время и его использование" Правил внутреннего трудового распорядка определено, что работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы не менее чем в двойном размере часовой ставки. Для сотрудников отдела охраны и отдела безопасности, которым установлен суммированный учет рабочего времени, исчисление часовой ставки производится путем деления начисленного в расчетном периоде ОДС на количество рабочих часов по графику работы сотрудника, приходящихся на отработанное время. В правилах приведен пример расчета, в расчет включен северный и районный коэффициент - 1,8 (для Ухты, где работал истец).
Выплата денежного довольствия регламентирована "
Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников Уголовно-исполнительной системы" утвержденным Приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269.
УФСИН России разработаны методические рекомендации по расчету денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени при суммированном учете рабочего времени сотрудникам УИС для практического применения в работе (методические рекомендации ФСИН России от 18.11.2016 N 04-67318).
В соответствии с вышеприведенными нормами размер компенсации за сверхурочную работу рассчитывается по формуле:
Должностной оклад / среднемесячное количество рабочих часов * количество часов переработки * 1,5 или 2 (в зависимости от количества часов переработки) = размер денежной компенсации за сверхурочную работу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального
закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ,
Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237, методическими рекомендациями ФСИН России от 18.11.2016 N 04-67318, Правилами внутреннего трудового распорядка, действующими у ответчика,
ст. ст. 22,
135,
136,
140,
236,
237 Трудового кодекса Российской Федерации, установил исходя из информации, содержащейся в представленных суду графиках дежурства истца, табелях учета рабочего времени М., а также его расчетных листах за спорный период, что у истца имеется переработка, которая не оплачена в полном объеме и без учета районного коэффициента и процентной надбавки, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, произведя соответствующие расчеты, подлежащих взысканию сумм. В связи с нарушением трудовых прав истца суд взыскал компенсацию морального вреда в размере... рублей.
При этом ходатайство ответчиков о применении последствий пропуска истцом срока, установленного
ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации суд отклонил, указав, что срок истцом не пропущен.
Ссылки суда на положения Федерального
закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ошибочны, поскольку отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регулируются нормами Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы ответчика ФКУ ИК -19 УФСИН России по РК о ненадлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, судебной коллегией не рассматриваются, поскольку в настоящем судебном заседании указанные доводы представителем ответчика не поддерживаются. Представитель ответчика не отрицал факта извещения о рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Вывод суда о том, что срок для обращения в суд не пропущен судебная коллегия считает законным и обоснованным, поскольку согласно
части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Судом установлено, что в ФКУ ИК -19 УФСИН России по РК для сотрудников отдела безопасности и отдела охраны ведется суммированный учет рабочего времени, учетным периодом является календарный год, оплата за переработку производится в месяце, следующем за окончанием учетного периода, то есть в январе 2016 года за 2015 год, в январе 2017 года за 2016 год.
В силу
ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Учитывая, что истец уволен 24 октября 2016 года, в суд с иском обратился 23 декабря 2016 года, срок исковой давности по невыплаченным суммам не пропущен.
По изложенным основаниям судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционных жалоб ответчиков о пропуске истцом срока для обращения в суд.
Доводы апелляционной жалобы УФСИН России по РК о том, что на М. не распространялся суммированный учет рабочего времени, он привлекался к несению службы по графику пятидневной рабочей недели с отдельными случаями привлечения к дежурству, следовательно право на оплату сверхурочной работы возникало ежемесячно и годичный срок не истек только за декабрь 2015 года, необоснованны и опровергаются материалами дела.
Истец работал в отделе безопасности ИК-19 УФСИН России по Республике Коми. Согласно Правилами внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми для сотрудников отдела безопасности установлен сменный режим работы согласно утвержденному графику и суммированный учет рабочего времени. При этом учетный период равен одному году.
Выводы суда о том, что за спорный период у М. имеется переработка рабочего времени подтверждаются представленными графиками дежурства, табелями рабочего времени, расчетными листками и фактически в апелляционных жалобах не оспариваются.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы жалоб ответчиков о том, что денежная компенсация за сверхурочную работу не должна оплачиваться с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2013 года настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
На основании
п. 15 ст. 2 вышеуказанного Закона к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: 1) должностной оклад; 2) оклад по специальному званию; 3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 18 ст. 2 Федерального закона N 283-ФЗ).
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269 утвержден
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Согласно
п. 17 указанного порядка за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации.
Согласно п. 18 Порядка при суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 Порядка.
Исходя из толкования приведенных выше норм следует, что при расчете компенсации за работу сверх нормального количества рабочих часов применяется должностной оклад без учета каких-либо дополнительных выплат, к которым, в силу
пп. 8 п. 6 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и п. 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, относятся районный коэффициент и процентная надбавка к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях.
Принимая во внимание отсутствие в Федеральном
законе от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и
Порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденном Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269, прямого указания на необходимость учитывать в составе денежного довольствия для применения указанного коэффициента и процентных надбавок компенсацию за работу сверх нормального количества рабочих часов, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для начисления районного коэффициента и процентной надбавки является ошибочным.
Доводов о несогласии с произведенным судом расчетом времени переработки за 2015 год ответчики в апелляционных жалобах не указывают.
Без учета районного коэффициента и процентной надбавки к оплате за сверхурочную работу за 2015 год по расчету суда первой инстанции подлежит взысканию в полуторном размере... руб., в двойном размере... руб., а всего... руб.
Денежная компенсация в соответствии со
ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации за несвоевременную оплату сверхурочной работы составит по расчету суда первой инстанции за период с 25.12.2015 г. по 16.05.2017 г. с учетом суммы, определенной судебной коллегией в настоящем определении -... руб.
При этом доводов о несогласии с применением судом положений
ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы ответчиков не содержат.
Доводы апелляционной жалобы УФСИН России по Республике Коми о том, что расчет оплаты сверхурочной работы за 2016 год произведен судом неверно, необоснованны.
Расчет, приведенный судом в решении, соответствует Правилам внутреннего трудового распорядка, Приказу ФСИН России от 27.05.2013 N 269, произведен за 616 часов, из которых 97 часов учтены как работа в праздничные дни, оплаченные работодателем, за 519 часов суд произвел расчет в полуторном размере (408 часов) -... руб., в двойном размере (111 часов) -... руб.
Принимая во внимание, что районный коэффициент и процентная надбавка на денежную компенсацию оплаты сверхурочной работы начислены судом ошибочно, и, учитывая, что работодателем за 2016 год произведена оплата сверхурочной работы в полуторном размере... руб., в двойном размере... руб., недоплата по денежной компенсации за 2016 год составит... руб.
Денежная компенсация в соответствии со
ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации за несвоевременную оплату сверхурочной работы от суммы... руб. за период с 24.10.2016 г. по 16.05.2017 г. составит... руб.
Всего оплата сверхурочной работы за 2015 и 2016 года составит... руб., проценты -... руб.
Таким образом, решение суда в части подлежит изменению, в пользу истца необходимо взыскать денежную компенсацию за сверхурочную работу за 2015 и 2016 годы без учета районного коэффициента и северной надбавки, с процентами, предусмотренными
ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно
статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Из разъяснений, содержащихся в
пункте 63 (абзац 2) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Из вышеизложенного следует, что сам факт причинения морального вреда работнику при нарушении его трудовых прав предполагается и доказыванию не подлежит, в связи с чем, вывод суда о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда является обоснованным.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел конкретные обстоятельства дела, степень нарушенных прав истца, объем и характер причиненных нравственных страданий и взыскал сумму в размере... рублей, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с размером компенсации морального вреда отклоняются, поскольку нарушение трудовых прав истца установлено.
Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда в целом, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь
статьей 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 мая 2017 года изменить в части взысканных сумм, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"взыскать с ФКУ ИК - 19 УФСИН России по РК в пользу М. задолженность за сверхурочную работу за 2015, 2016 годы в размере... руб., компенсацию за несвоевременную выплату на основании
ст. 236 ТК РФ за в размере... руб., компенсацию морального вреда -... руб., а всего... руб."