Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16.11.2015 по делу N 33-6326/2015
Требование: Об отмене решения, обязании поставить на учет для получения социальной выплаты, обязании направить необходимый пакет документов.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что решение ответчика об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по мотиву непредставления требуемых документов в полном объеме является незаконным.
Решение: Требования удовлетворены.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16.11.2015 по делу N 33-6326/2015
Требование: Об отмене решения, обязании поставить на учет для получения социальной выплаты, обязании направить необходимый пакет документов.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что решение ответчика об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по мотиву непредставления требуемых документов в полном объеме является незаконным.
Решение: Требования удовлетворены.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2015 г. по делу N 33-6326/2015г.
Судья: Колосова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:
председательствующего Семенчиной Л.А.
судей Пристром И.Г., Сироткиной Е.М.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 сентября 2015 года, которым
обязана Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленную протоколом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и поставить С.С. на учет для получения социальной выплаты не позднее <Дата обезличена>.
Обязано УФСИН России по РК направить необходимый пакет документов во ФСИН России.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя УФСИН России по РК и ФСИН России К., представителя истца Ж., судебная коллегия
установила:
С.С. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее - УФСИН России по Республике Коми), об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты, обязании направить необходимый пакет документов. В обоснование требований С.С. указал, что проходит службу в должности .... На основании его рапорта от <Дата обезличена> решением комиссии УФСИН России по Республике Коми от <Дата обезличена> за ним признано право на получение единовременной социальной выплаты, произведен расчет единовременной выплаты в размере ... рубля ... копеек. Решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (протокол от <Дата обезличена> <Номер обезличен>) об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, по мотиву непредоставления требуемых документов в полном объеме, считает незаконным.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его представитель Ж. требования поддержала.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми К. в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России ставится вопрос об отмене решения, ввиду нарушения норм материального права. В частности, апеллянт полагает, что заявитель совершил действия, связанные с ухудшением своих жилищных условий, произведя <Дата обезличена> отчуждение квартиры по адресу: <Адрес обезличен>, в связи с чем вопрос о принятии на учет С.С. в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты может быть рассмотрен не ранее чем после <Дата обезличена>. При этом С.С. не представлены копия лицевого счета и выписка из домовой книги либо заменяющие их документы в отношении указанного выше жилого помещения.
Кроме того, по мнению апеллянта, судебное решение от <Дата обезличена> о выселении ...- С.И. с ФИО21 из комнаты в общежитии по адресу: <Адрес обезличен>, не заменяет обязательные документы -копию финансового лицевого счета и выписку из домовой книги, которые также не были приложены заявителем к рапорту, доказательств, подтверждающих невозможность их получения заявителем, материалы дела не содержат.
Помимо изложенного, апеллянт обращает внимание на то, что заявителем не представлена информация о регистрации (проживании) ФИО20 ... в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми - К. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель заявителя Ж. выразила согласие с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Согласно частей 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ).
В соответствии с частью 6 той же статьи Закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В свою очередь постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. п. 2, 4 Правил единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела ... С.С. проходит службу в должности .... Выслуга лет в календарном исчислении составляет более ....
<Дата обезличена> С.С. обратился с рапортом в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудников ГУФСИН России по Республике Коми единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о постановке в очередь на получение ЕСВ составом семьи ... человек: ...
Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма С.С. и члены его семьи не имеют.
Ранее С.С. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
Решением комиссии УФСИН России по Республике Коми от <Дата обезличена> за ним признано право на получение единовременной социальной выплаты, произведен расчет единовременной выплаты в размере ... рубля ... копеек.
Оспариваемым решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (протокол от <Дата обезличена> <Номер обезличен>) С.С. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановление Правительства N 369 от 24.04.2013.
Основанием к отказу С.С. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, явилось то, что заявителем не представлены копия лицевого счета и выписка из домовой книги по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежавшем на праве собственности заявителю до <Дата обезличена> и эти же документы по адресу: <Адрес обезличен>, откуда ... выселена по решению суда, а также информация о регистрации/проживании ФИО22 за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> гг.
Кроме того, в письменном отзыве представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми К. на настоящее заявление дополнительно указывалось на наличие еще одного основания для отказа истцу в постановке на учет- совершение С.С. действий, связанных с ухудшением своих жилищных условий, выразившихся в отчуждении жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
По результатам судебной проверки оспариваемое решение комиссии ФСИН России обоснованно признано незаконным, а доводы, на котором оно основывалось, несостоятельными.
Так, согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
с обменом жилыми помещениями;
с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
с выделением доли собственниками жилых помещений;
с отчуждением жилых помещений или их частей.
Положениями пункта 12 Правил также предусмотрено, что сотрудник, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в том числе связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга, несовершеннолетних детей), обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим его выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, а также связанные с выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий.
Исходя из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если сотрудниками совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела в совокупности с доводами и возражениями сторон, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что за пятилетний период, предшествующий дате подачи истцом рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец и члены его семьи до момента совершения сделки по отчуждению квартиры по адресу: <Адрес обезличен>, были обеспечены жилым помещением на каждого члена семьи по ... кв. м (с учетом площади квартиры и комнаты в общежитии по адресу: <Адрес обезличен>), после приобретения квартиры по адресу: <Адрес обезличен> привлечением средств, вырученных от продажи ранее принадлежащего истцу жилого помещения и регистрации по новому месту жительства на каждого члена семьи истца стало приходиться по ... кв. м, что не свидетельствует о намеренных действиях истца, направленных на ухудшение своих жилищных условий.
В пункте 5 Правил закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего пп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов. Этой же нормой установлено, что в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденном Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.
При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности.
Финансовый лицевой счет содержит аналогичные сведения.
Как следует из материалов ФИО11 С.С. с семьей с <Дата обезличена> зарегистрирован и проживает в жилом помещении, общей площадью ... кв. м, по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащем заявителю на праве собственности с ипотекой в силу закона.
Ранее С.С. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью ... кв. м по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежавшем ему на праве собственности. Право прекращено <Дата обезличена>.
В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ... были постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью ... кв. м по адресу: <Адрес обезличен>, находящемся на оперативном управлении ...
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от <Дата обезличена> удовлетворены исковые требования ... ФИО23 А. выселены из жилого помещения общежития, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.
По информации, представленной суду ... домовые книги жильцам общежития по адресу: <Адрес обезличен>, не выдаются.
Как следует из представленного УФСИН России по РК материала на ЕСВ в отношении С.С., вместе с рапортом заявителем были представлены следующие документы: копия свидетельства о регистрации права собственности С.С. на жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, копия лицевого счета по данному адресу, копия домовой книги, справка о зарегистрированных, согласно которой на указанной жилплощади постоянно зарегистрировано ... чел., а также сведения из ... о прекращении права собственности С.С. на жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, копия решения Сыктывкарского городского суда о выселении ФИО24 с ФИО25 с отметкой о вступлении в законную силу, выписка из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра и справки БТИ с указанием девичьей фамилии ....
Суд первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств дела, признав, что информация о периодах регистрации и проживания С.С. и членов его семьи в приведенных жилых помещениях, о размере площадей жилых помещений, содержится в представленных в комиссию вышеприведенных документах, при наличии у истца права на получение ЕСВ по основаниям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сделал правильный вывод о незаконности отказа С.С. в постановке на соответствующий учет.
При этом правильно применив положения ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993, ч. 2 ст. 20 ГК РФ, Правила регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, с учетом правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П суд первой инстанции обоснованно не признал факт отсутствия у ... - ФИО26 регистрации в спорный период в качестве основания для отказа в реализации С.С. права на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно п. 7 вышеназванных Правил, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных части 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что установленный законодательством трехмесячный срок для принятия комиссией ФСИН России решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты или об отказе в такой постановке не препятствует осуществить учет с даты подачи сотрудником рапорта (применительно к рассматриваемому случаю с <Дата обезличена>), в связи с чем решение суда в части определения даты постановки С.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты подлежит уточнению.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на опровержение вывода суда первой инстанции о наличии у заявителя права на получение единовременной социальной выплаты и об отсутствии оснований для предоставления выписки из домовой книги по прежнему месту жительства С.С. и членов его семьи, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, указав дату постановки С.С. на учет для получения социальной выплаты - <Дата обезличена>.