Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 02.04.2018 по делу N 33-2065/2018
Требование: Об отмене решения в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец проживает в непригодном для проживания жилом помещении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 02.04.2018 по делу N 33-2065/2018
Требование: Об отмене решения в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец проживает в непригодном для проживания жилом помещении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2018 г. по делу N 33-2065/2018г.
Судья: Никитенкова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:
председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В.,Ус Е.А.,
при секретаре С.,
рассмотрела в судебном заседании 2 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 февраля 2018 года, которым иск Л.Р.АА. к ФСИН России удовлетворен. Признано незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 03.11.2016 N 90 в части отказа в постановке Л.Р.АА. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Обязано ФСИН России принять Л.Р.АА. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27.05.2014. В удовлетворении иска Л.Р.АА. к УФСИН России по Республике Коми отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя истца К.В., представителя ФСИН России и УФСИН России по <Адрес обезличен> К.А., судебная коллегия,
установила:
Л.Р.АА. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми об отмене решения комиссии ФСИН России, оформленного протоколом от 03.11.2016 <Номер обезличен> в части отказа в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на ФСИН России обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав, что проживает в жилом помещении непригодном для проживании, в связи с чем имеет право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании Л.Р.АА. не участвовал, извещен надлежащим образом, его представитель на иске настаивал.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что отказ истцу в постановке на учет для получения социальной выплаты является правомерным.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчики с принятым решением не согласны, просят его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки лица, участвующие в деле суду не сообщили, доказательств уважительности причин таковой не представили.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Л.Р.АА. проходит службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний, по состоянию на 26.05.2014 общая продолжительность службы в календарном исчислении составляла ... года ... мес. ... дня.
Л.Р.АА. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащем ему на праве собственности.
В указанном жилом помещении также зарегистрированы по месту жительства супруга истца - ФИО с 06.03.2014 и дочь - ФИО1. с <Дата обезличена>.Иных жилых помещений в собственности или в пользовании истец и члены его семьи не имеют.
Заключением от 26.03.2014 межведомственной комиссии, назначенной постановлением руководителя администрации ГП "Емва" от 17.05.2013 <Номер обезличен>, на основании акта межведомственной комиссии от 26.03.2014 жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> признано непригодным для проживания, поскольку помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, исходя из сведений о состоянии основных строительных конструкций дома, имеющих деформацию потолочного перекрытия, полов, стен, фундамента.
Распоряжением администрации ГП "Емва" от 26.03.2014 <Номер обезличен>-о жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> признано непригодным для проживания граждан.
Судом установлено, что до 06.03.2014 супруга истца Л.Л. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен> жилом помещении, владельцем которого является ФИО2.
Заключением от 21.04.2016 <Номер обезличен> межведомственной комиссии, назначенной постановлением руководителя администрации ГП "Емва" от 16.07.2014 <Номер обезличен>, на основании акта межведомственной комиссии от 26.03.2014 жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> признано непригодным для проживания.
Распоряжением администрации ГП "Емва" от 25.04.2016 <Номер обезличен>-о жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> признано непригодным для проживания граждан, в нем запрещена регистрация граждан, предписано в срок до 31.12.2020 принять меры по переселению граждан из данного жилого помещения.
27.05.2014 Л.Р.АА. обратился с рапортом о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
18.06.2014 решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Республике Коми и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в ГУФСИН России по Республике Коми, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признано право Л.Р.АА. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека.
Принято решение направить в комиссию ФСИН России документы для рассмотрения вопроса о предоставлении ЕСВ Л.Р.АА. на состав семьи 3 человека.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 03.11.2016 <Номер обезличен> Л.Р.АА. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более ... кв. м (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ), при этом указано, что Л.Л. с 1998 года по 06.03.2014 была постоянно зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью ... кв. м, владельцем которого является ФИО2 (родство не установлено), правоустанавливающие документы не представлены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что Л.Р.АБ. относится к категории лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, принадлежащее истцу жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> установленном порядке признано межведомственной комиссией непригодным для проживания, им не были совершены действия, направленные на ухудшение жилищных условий, рапорт о постановке на учет с необходимыми документами был им подан 27 мая 2014 года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Л.Р.АА. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление им документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно: выписки из домовой книги по <Адрес обезличен>,что лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Л.Р.АА. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Какие-либо документы, подтверждающие отсутствие родственных отношений между Л.Л. и ФИО2 в материалах учетного дела отсутствуют, что не позволяло комиссии ФСИН сделать вывод о приобретении или отсутствия у супруги истца право пользования жилым помещением по адресу <Адрес обезличен> в котором она была зарегистрирована более 20 лет, дать оценку установление несовершения членами семьи истца намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию их нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В связи с этим выводы суда первой инстанций о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке Л.Р.АА. на учет с составом семьи из трех человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно представление Л.Р.АА. всех необходимых документов для постановки его на указанный учет с составом семьи.
Учитывая изложенное, решение суда в части удовлетворения требований Л.Р.АА. к ФСИН России подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда от 1 февраля 2018 года отменить в части удовлетворения требований Л.Р.АА. к ФСИН России, апелляционную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми удовлетворить.
Вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Л.Р.АА. к ФСИН России о признании незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 03.11.2016 <Номер обезличен> в части отказа в постановке Л.Р.АА. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;обязании принять Л.Р.АА. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27.05.2014 отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.