Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 30.11.2017 по делу N 33-7378/2017
Требование: Об отмене решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет, направить в уполномоченный орган документы, необходимые для решения вопроса о принятии на учет.
Обстоятельства: Истец обратился с рапортом о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ему отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, с ухудшением жилищных условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 30.11.2017 по делу N 33-7378/2017
Требование: Об отмене решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет, направить в уполномоченный орган документы, необходимые для решения вопроса о принятии на учет.
Обстоятельства: Истец обратился с рапортом о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ему отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, с ухудшением жилищных условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. по делу N 33-7378/2017г.
Судья Никитенкова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании 30 ноября 2017 года дело по апелляционной жалобе Н.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 августа 2017 года, которым
в удовлетворении иска Н.А. к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 04.08.2016 <Номер обезличен> в части отказа в постановке Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 05.03.2014, иске к УФСИН России по Республике Коми об обязании направить во ФСИН России пакет документов, необходимых для решения вопроса о принятии Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения истца Н.А. и его представителя В., третьего лица Р., представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми К., судебная коллегия
установила:
Н.А. обратился в суд с иском к ФСИН России об отмене решения комиссии ФСИН России от 04.08.2016 <Номер обезличен> в части отказа в постановке Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 05.03.2014, с иском к УФСИН России по Республике Коми об обязании направить во ФСИН России пакет документов, необходимых для решения вопроса о принятии Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец Н.А. на иске настаивал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просил решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения суда.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ, Закон) предусмотрено, что настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
В силу
пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Судом установлено, что Н.А. проходит службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний в должности..., общая продолжительность службы в календарном исчислении на <Дата обезличена> составляет...
Н.А. с 19.09.2003 был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью... кв. м, принадлежащем на праве собственности его отцу ФИО1. Вместе с истцом были зарегистрированы его отец ФИО1 с 12.08.2003, жена ФИО2. с 19.09.2003 и дочь ФИО3 с 19.09.2003.
13.11.2009 истцом было приобретена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью... кв. м (право собственности зарегистрировано в ЕГРН 19.11.2009).
04.06.2010 Н.Ю. снялся с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен> той же датой зарегистрировался в квартире по адресу: <Адрес обезличен>.
20.11.2013 Н.А. с семьей снялся с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен> зарегистрировался по адресу: <Адрес обезличен>, где в качестве членов семьи были зарегистрированы отец ФИО1 жена ФИО2., дочь ФИО3., <Дата обезличена> г.р., дочь ФИО4., <Дата обезличена> г.р.
05.03.2014 Н.А. обратился с рапортом к директору ФСИН России о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
24.03.2014 решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Республике Коми и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в ГУФСИН России по Республике Коми, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принято решение о направлении в комиссию ФСИН России документов для рассмотрения вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на Н.А. с составом семьи 4 человека, включая его жену и детей.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 04.08.2016 <Номер обезличен> отказано в постановке Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 <Номер обезличен>, а также в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году.
Суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, исходил из законности принятого комиссией ФСИН России решения от 04.08.2016 <Номер обезличен>, поскольку Н.А. не представлены необходимые документы, и установлен факт намеренного ухудшения Н.А. жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с
частью 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами
части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил).
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса РФ, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу
части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом РФ.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, разрешая спор, учел, что действия сотрудника по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составила менее 15 квадратных метров, могут свидетельствовать об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений
части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Мотивы, по которым истец вместе с членами своей семьи снялся с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, собственником которого является его отец, правового значения не имеют.
Как установлено судом, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило, в том числе непредставление ряда документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил (не представлена информация о месте регистрации ее дочери - ФИО4 за 5 лет).
Суд признал обоснованным отказ комиссии ФСИН по мотиву непредоставления документов.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
подпункт "з" пункта 5 Правил).
Установлено, что истцом не представлены сведения за 5 лет о регистрации по месту жительства несовершеннолетней ФИО4., <Дата обезличена> г.р.
На момент подачи рапорта ФИО4 не исполнилось... лет. По месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>, ФИО4 была зарегистрирована только <Дата обезличена>, до указанной регистрации иной не имела. Следовательно, представленных документов было достаточно для принятия комиссией решения.
Вместе с тем, исключение указанного вывода суда не повлияло на законность принятого по делу решения.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к возражениям ответчика по иску, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который подробно изложил в обжалуемом решении свои выводы в указанной части, доказательства, на которых они основаны, а также мотивы, по которым возражения ответчика по иску, не приняты.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.А. - без удовлетворения.