Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 12.03.2018 по делу N 33-1420/2018
Требование: Об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах.
Обстоятельства: В нарушение требований законодательства на участке железной дороги границы полосы отвода не отделены от опушки леса противопожарной опашкой или минерализованной полосой.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 12.03.2018 по делу N 33-1420/2018
Требование: Об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах.
Обстоятельства: В нарушение требований законодательства на участке железной дороги границы полосы отвода не отделены от опушки леса противопожарной опашкой или минерализованной полосой.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2018 г. по делу N 33-1420/2018г.
Судья: Дудина О.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:
председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Костенко Е.Л., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в судебном заседании 12 марта 2018 года дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 30 ноября 2017 года, по которому
Исковое заявление Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании совершить определенные действия - удовлетворено.
Обязано ОАО "Российские железные дороги" в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах - отделить полосу отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам на участке с 1317 км 1 пикета станции Микунь по 1532 км 10 пикета перегона Тобысь-Ярега противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Взыскана с ОАО "Российские железные дороги" в доход бюджета муниципального района "Сосногорск" государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., объяснения представителя ОАО "РЖД" Х., прокурора Третьяковой С.Г., судебная коллегия
установила:
Сосногорский транспортный прокурор обратился в ... суд ... с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги", просил обязать ответчика в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах- отделить полосу отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам на участке с 1317 км 1 пикета станции Микунь по 1532 км 10 пикета перегона Тобысь-Ярега противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, проведенной Сосногорской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства на участке железной дороги обслуживаемой Княжпогостской дистанцией пути-СП Северной дирекции инфраструктуры-СП Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД" с 1 пикета 1317 км ст. Микунь до 10 пикета 1532 км перегона Тобысь-Ярега границы полосы отвода не отделены от опушки леса противопожарной опашкой или минерализованной полосой.
В адрес ответчика внесено представление от 14.10.2016 об устранении нарушений законодательства.
Из содержания ответа от 14.11.2016, подготовленного по результатам рассмотрения представления, следует, что организация и проведение мероприятий по содержанию полосы отвода осуществляется Дистанцией инженерных сооружений - СП Северной дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД" на основании годовых адресных планов работ и заявок структурных подразделений в пределах выделенного финансирования; для проведения необходимого комплекса лесохозяйственных работ в полосе отвода и устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности будут запрошены средства. Также транспортному прокурору сообщено о привлечении к дисциплинарной ответственности мастера Сосногорского производственного участка Дистанции инженерных сооружений Р.И.В. за ненадлежащую организацию работ по проведению противопожарных мероприятий в полосе отвода.
На отсутствие в 2016 году финансирования для проведения работ по отделению полосы отвода железной дороги в местах прилегания к лесным массивам на участках Княжпогостской и Сосногорской дистанции пути указано также в письме от 01.11.2017 N 4227СевДИ главного инженера Северной дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД" Ч.А.И., который уведомил Сосногорского транспортного прокурора о выделении в 2017 году части необходимых финансовых средств, наличии подрядчиков для работ по отделению полосы отвода Княжпогостской и Сосногорской дистанций пути в местах прилегания ее к лесным массивам противопожарной опашкой, не проведенных из-за переувлажнения грунта в связи с неблагоприятными метеоусловиями (обильными осадками) и запланированных к проведению до 01.09.2018.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством РФ. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством РФ. В целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны. Порядок установления и использования охранных зон определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана надлежаще использовать земельные участки, в том числе не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
В силу ст. ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и руководители организаций должны соблюдать правила в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержание требования пожарной безопасности.
Как определено в п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Положениями подп. "г", "д" п. 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611, предусмотрено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
В силу п. 3 Приказа Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 N 26Ц содержание полосы отвода должно соответствовать земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным требованиям, установленным правовыми актами РФ.
Согласно разделу 5 "Путевое хозяйство. Содержание полосы отвода" Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, утвержденных Министерством путей сообщения РФ 11.11.1992 N ЦУО-112, полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора, указанные материалы должны вывозиться с полосы отвода (п. 5.1); для ограничения роста травы, кустарника на откосах пути, создания минерализованных полос рекомендуется использовать специальные химикаты (п. 5.6); в полосе отвода запрещается разводить костры и сжигать хворост, порубочные остатки, оставлять сухостойные деревья и кустарники (п. 5.10).
Положениями ст. 53.1 Лесного кодекса РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, мерами противопожарного обустройства лесов являются прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос (п. 3 ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ).
Установив, что ответчиком не было предпринято мер, направленных на организацию проведения работ по отделению полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам на указанных в иске участках противопожарной опашкой или противопожарной минерализованной полосой, что создает угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации и наступления негативных последствий, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии доказательств, что опашка фактической границы полосы отвода железной дороги не произведена, что ее проведение нецелесообразно и невозможно в связи с наличием на определенных участках заболоченной местности, какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждены, опровергаются материалами дела, в числе которых ответы на представление о признании необходимости исполнения спорной обязанности и принятии обязательств по устранению нарушений до 01.09.2018.
Приведенные в жалобе доводы об отсутствии в судебном решении в нарушение требований п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, указания о производстве опашки только в местах прилегания участков железных дорог к лесным массивам отклоняются, поскольку в иске транспортный прокурор просил обязать ответчика отделить полосу отвода железных дорог именно в местах прилегания их к лесным массивам, как и предусмотрено требованиями указанных выше нормативных документов по пожарной безопасности.
Ссылки на неопределенность предмета спора несостоятельны, поскольку судом полно приведено нормативное обоснование обязывающего решения, в соответствии с которым и подлежит исполнению вынесенное решение.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы нельзя признать обоснованными, поскольку оспариваемым решением на ответчика не возложены какие-либо обязательства, не вытекающие из закона, кроме того, ответчиком указанные обязательства признаны и в адрес суда сообщено о плане проведения работ в период с июля по сентябрь 2018 года, наличии финансирования и подрядчика работ.
Оспариваемое решение соответствует требованиям статьей 196 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 30 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.