Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 18.06.2018 по делу N 33-3492/2018
Требование: О возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества, подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний.
Обстоятельства: Истцом указано, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что на территории товарищества не обеспечена пожарная безопасность садоводческих товариществ, подверженных угрозе лесных пожаров, то есть расположенных в непосредственной близости от лесных массивов.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 18.06.2018 по делу N 33-3492/2018
Требование: О возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества, подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний.
Обстоятельства: Истцом указано, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что на территории товарищества не обеспечена пожарная безопасность садоводческих товариществ, подверженных угрозе лесных пожаров, то есть расположенных в непосредственной близости от лесных массивов.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-3492/2018
Судья: Никитенкова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:
председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Сусловой Н.А., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в судебном заседании <Дата обезличена> года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> года, которым исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО ГО "Сыктывкар" удовлетворены.
На администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества "Чайка", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний, в срок до <Дата обезличена>.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
установила:
Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества "Чайка", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний. В обоснование иска указал, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что на территории МО ГО "Сыктывкар" не обеспечена пожарная безопасность садоводческих товариществ, подверженных угрозе лесных пожаров, то есть расположенных в непосредственной близости от лесных массивов. В нарушение противопожарных требований расстояния от границ застройки СНТ "Чайка" до лесных насаждений меньше нормативного: фактически составляют 25 метров вместо предусмотренных 30 метров. Поскольку в силу норм действующего законодательства обеспечение требований пожарной безопасности, к которым относится создание противопожарных расстояний от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений, является обязанностью органов местного самоуправления, указанная обязанность подлежит возложению на Администрацию МО ГО "Сыктывкар", поскольку не исполняется добровольно.
В судебном заседании прокурор Липина С.М. на удовлетворении заявленного иска настаивала.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" А. в судебном заседании, не оспаривая обязанности ответчика по обеспечению требований пожарной безопасности садоводческого товарищества, указала, что осуществление вырубки лесов с целью создания противопожарных расстояний от границ СНТ "Чайка" возможно лишь после решения вопроса о переводе земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта. Указанный вопрос решается органами по контролю за использованием лесного фонда и не может быть разрешен ответчиком, не имеющим на то соответствующих полномочий.
Третьи лица Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ГУ РК "Сыктывкарское лесничество", извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Л. выражает несогласие с принятым судом решением и просит его отменить.
От Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры поступили возражения на апелляционную жалобу, ходатайств от сторон не поступило. Препятствий для рассмотрения жалобы не установлено.
Прокурор, представители администрации МО ГО "Сыктывкар", Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ГУ Республики Коми "Сыктывкарское лесничество", участия в судебном заседании не принимали, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, поскольку в силу
части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии со
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы настоящего дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 6 Устава МО ГО "Сыктывкар" граница единого муниципального образования городского поселения на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией установлена Законом Республики Коми от 5 марта 2005 года N 11-РЗ "О территориальной организации местного самоуправления Республики Коми".
Земельный участок, предоставленный для ведения садоводства СНТ "Чайка", расположен в районе <Адрес обезличен> и находится в границах МО ГО "Сыктывкар".
Распоряжением Правительства Республики Коми от 01.06.2017 N 267-р утвержден перечень объектов экономики, организаций, летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории Республики Коми и подверженных угрозе лесных пожаров, в который входит СНТ "Чайка".
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 07.04.2016 N 4/913 утвержден перечень объектов экономики, оздоровительных учреждений и организаций (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории МО ГО "Сыктывкар" и подверженных угрозе лесных пожаров, куда также входит СНТ "Чайка".
Согласно сведениям, представленным ОНД и ПР г. Сыктывкара ГУ МЧС России по Республике Коми от <Номер обезличен> по требованию прокурора от <Дата обезличена> <Номер обезличен> сотрудником ОНД и ПР г. Сыктывкара совместно со старшим помощником Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора <Дата обезличена> был осуществлен выезд и обследована территория СНТ "Чайка" (М.), подверженного угрозе лесных пожаров. При обследовании выявлено, что противопожарное расстояние от хозяйственной постройки на территории дачного участка <Номер обезличен> с северной стороны общества до лесных насаждений в лесничествах составляет менее 30 м, по факту 25 м, чем нарушены требования
пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 69,
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности",
п. 4.14 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Как следует из информации, представленной Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, в течение <Дата обезличена> администрация МО ГО "Сыктывкар" не обращалась в Минпром Республики Коми по вопросу создания минерализованных полос, противопожарных расстояний от границ застройки населенных пунктов и товариществ, расположенных на территории МО ГО "Сыктывкар", подверженных угрозе лесных пожаров до лесных насаждений. Документы по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов в целях создания минерализованных полос противопожарных расстояний от границ застройки населенных пунктов и садоводческих товариществ, расположенных на территории МО ГО "Сыктывкар", в Рослесхоз <Дата обезличена> году не направлялись.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований истца к ответчику, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором исковых требований и удовлетворил их, возложив на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности, к которым относится создание противопожарных расстояний от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку изложенные выводы следуют из всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами
ст. 67 ГПК РФ. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда.
В соответствии со
ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено обеспечение пожарной безопасности городских и сельских поселений, городских округов.
В силу
ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
На основании
п. 8 и
п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Из п. п. 8, 10, 11, 26, 28, 29 ст. 26 Устава администрации МО ГО "Сыктывкар", принятого от 18.01.2006 Советом Администрации МО ГО "Сыктывкар", следует, что к вопросам местного значения городского округа в том числе относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.
В соответствии с
п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
ст. 63 указанного Закона.
Согласно
ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия.
В соответствии со
ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, применив к спорным правоотношениям положения приведенных норм материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований истца.
Доводы жалобы ответчика о том, что мероприятия по изменению границ зеленой зоны должно осуществлять Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, так как администрация МО ГО "Сыктывкар" не является собственником земельного участка, на котором должны располагаться противопожарные участки от границ СНТ "Чайка", основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы жалобы ответчика об отсутствии у ответчика оснований для осуществления на обозначенном судом участке мер по предупреждению пожаров судебной коллегией признаются необоснованными, поскольку материалами дела достоверно установлено, что СНТ "Чайка" находится в границах МО ГО "Сыктывкар" и граничит с государственным лесным фондом, следовательно, судом правомерно возложена обязанность обеспечения противопожарных расстояний до лесных массивов на администрацию МО ГО "Сыктывкар".
Вместе с тем в целях исполнения судебного акта, с учетом требований
части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание объем действий, которые надлежит выполнить ответчику, судебная коллегия считает необходимым уточнить решение суда и установить срок для исполнения обязанности, возложенной судом, до <Дата обезличена>.
Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> года оставить без изменения, уточнив решение суда в части установления срока для исполнения администрацией МО ГО "Сыктывкар" обязанности по принятию мер к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества "Чайка" путем создания противопожарных расстояний, определив его до <Дата обезличена>.
Апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" оставить без удовлетворения.