Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 04.04.2016 по делу N 33-2137/2016
Требование: О признании незаконным пункта предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в виде увеличения ширины эвакуационного выхода.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что спорный пункт предписания выполнен, дверной проем увеличен, большее увеличение ширины дверного проема невозможно и может привести к риску деформации и обрушению перекрытия.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 04.04.2016 по делу N 33-2137/2016
Требование: О признании незаконным пункта предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в виде увеличения ширины эвакуационного выхода.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что спорный пункт предписания выполнен, дверной проем увеличен, большее увеличение ширины дверного проема невозможно и может привести к риску деформации и обрушению перекрытия.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу N 33а-2137/2016
Судья Мокрецов В.А.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Машкиной И.М. и Соболева В.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в судебном заседании 04 апреля 2016 года дело по апелляционной жалобе МДОУ "Детский сад N 1 с. Корткерос" на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 11 января 2016 года, по которому
отказано в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения - пункта N 9 Предписания N 71/1/1 "Об устранении нарушений требований пожарной безопасности", вынесенного ОНД Корткеросского района УНД и ПР ГУ МЧС России по РК, незаконным.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия
установила:
МДОУ "Детский сад N 1" с. Корткерос обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным пункта N 9 Предписания от 10.09.2015 N 71/1/1 "Об устранении нарушений требований пожарной безопасности", вынесенного ОНД Корткеросского района УНД и ПР ГУ МЧС России по РК, согласно которому ширина эвакуационного выхода в свету на втором этаже, через который могут эвакуироваться более 15 человек, в нарушении норм действующего законодательства менее 1,2 метра, составляет 77 см (эвакуационный выход, расположенный между помещениями по паспорту БТИ N 6 и N 10).
Заявленные требования мотивированы тем, что данный пункт предписания выполнен, дверной проем, на сегодняшний день увеличен до 91 см, большее увеличение ширины дверного проема до 1,2 метра невозможно, может привести к риску деформации и обрушению перекрытия, угрозе жизни и здоровью людей, что подтверждено справкой ООО ИП "Комигражданспроект".
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с иском не согласился, указав, что оспариваемый пункт предписания является законным, в нем констатируется лишь факт несоответствия эвакуационного выхода требованиям пожарной безопасности, при этом детский сад вправе сам определить способ устранения выявленного нарушения, не обязательно с помощью увеличения дверного разъема.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МДОУ "Детский сад N 1 с. Корткерос" просит отменить решение суда, указав, помимо доводов положенных в обоснование заявленных требований, что поскольку здание детского сада построено по типовому проекту и сдано в эксплуатацию в 1981 году, то при отсутствии изменений функционального назначения здания детского сада и его реконструкции, оснований для применения положений СНиП 21-01-97* к требованиям пожарной безопасности в отношении Детского сада <Номер обезличен> не имеется. Административным ответчиком в ходе проведения проверки не установлено, что здание детского сада построено с нарушениями ранее действующими требованиями пожарной безопасности, а именно СНиП II-А.5-70*, либо, что дальнейшая эксплуатация этого здания приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, в соответствии с положениями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности указанных оснований.
Данные выводы суда законны и обоснованны, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно абзацу 10 статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО является... МДОУ "Детский сад N 1" с. Корткерос на основании приказа Управления образованием администрации муниципального образования муниципального района от 29.10.2013 <Номер обезличен> и как руководитель учреждения, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 37, подпунктом 1 пункта 47, пунктом 48 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее по тексту - Административный регламент) на основании распоряжения начальника ОНД Корткеросского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми ... от 12.08.2015 <Номер обезличен> в МДОУ "Детский сад N 1 с. Корткерос", расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, в период с 14.08.2015 по 10.09.2015 заместителем начальника ОНД Корткеросского района ... проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2012 <Номер обезличен>.
Копия указанного распоряжения получена ... МДОУ "Детский сад N 1" с. Корткерос ФИО. <Дата обезличена> с соблюдением пункта 49 Административного регламента.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 10.09.2015 <Номер обезличен>, составленном заместителем начальника ОНД Корткеросского района ..., согласно которому в МДОУ "Детский сад N 1" с. Корткерос в том числе, имеется несоответствие ширины эвакуационного выхода в свету на втором этаже через который могут эвакуироваться более 15 человек, составляющей 77 см, что менее 1,2 метра, чем нарушены пункт 5.2.14 Свода правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", пункт 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
По результатам проведенной проверки МДОУ "Детский сад N 1" с. Корткерос выдано предписание <Номер обезличен> об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В оспариваемом пункте 9 предписания указано, что в срок до 01.08.2016 необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, а именно: обеспечить ширину эвакуационного выхода в свету на втором этаже через который могут эвакуироваться более 15 человек не менее 1,2 метра.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть, кроме прочего, установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.
Статьей 89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
Требования к эвакуационным путям и выходам установлены СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 N 171). Данный Свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Согласно пункту 4.2.5 во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Пункты 5.2.13, 5.2.14 Свода правил предусматривают, что каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.
Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 введены в действие СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Согласно пункту 5.21 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" здания и части зданий - помещения или группы помещений функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества. Детские дошкольные учреждения относятся к классу Ф 1.1.
В соответствии с пунктом 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 метра, ширина не менее: 1,2 метра из помещений класса Ф 1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд установил, что предписание от 10.09.2015 <Номер обезличен> по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности соответствует требованиям закона, выдано должностным лицом уполномоченного органа в пределах его компетенции, процедура проведения проверки соблюдена, в момент проверки дошкольное учреждение не соответствовало требованиям пожарной безопасности, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания его незаконным и подлежащим отмене, учитывая, что выявленное нарушение, при возникновении пожара в дошкольном учреждении может привести к угрозе жизни или здоровью малолетних детей.
При этом судом также принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Корткеросского районного суда Республики Коми от 22.09.2011 МДОУ "Детский сад N 1 с. Корткерос" обязано в срок до 31.03.2012 устранить нарушения требований пожарной безопасности, в том числе, ширину эвакуационных путей установить не менее 1,2 метра. Неоднократно МДОУ "Детский сад N 1" с. Корткерос предоставлялись отсрочки исполнения решения суда, в последний раз отсрочка в части установления ширины эвакуационных путей не менее 1,2 метра, предоставлена в срок до 01.08.2015.
Вывода суда основаны на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Как верно отмечено судом первой инстанции, поскольку в оспариваемом пункте предписания отсутствуют требования о необходимости расширения имеющегося эвакуационного выхода, а указывается лишь о его несоответствии предъявляемым требованиям, МДОУ "Детский сад N 1" с. Корткерос во исполнение предписания <Номер обезличен> от 10.09.2015 имеет возможность предусмотреть эвакуационный выход из помещений на втором этаже с шириной не менее 1,2 метра в ином месте, в связи с чем доводы представителя истца об отсутствии технической возможности расширения имеющегося проема до требуемой ширины не опровергают правильных выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание детского сада построено по типовому проекту и сдано в эксплуатацию в 1981 году, в связи с чем положения СНиП 21-01-97*, введенного в действие с 01.01.1998, не подлежат применению в настоящее время, не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для отмены решения суда.
Пунктами 1.1, 1.6 СНиП 21-01-97 предусмотрено, что нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Разрешение на отступления от противопожарных требований строительных норм и правил по конкретным объектам в обоснованных случаях производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МВД России.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения настоящего закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе, при эксплуатации объектов защиты.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что дальнейшая эксплуатация детского сада с выявленным несоответствием ширины эвакуационных путей, действующим в настоящее время положениям СНиП 21-01-97*, разработанным в соответствии с рекомендациями международных организаций по стандартизации и нормированию, в случае возникновения пожара ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, в том числе малолетних детей, указанные правила пожарной безопасности должны соблюдаться в процессе эксплуатации детского учреждения, независимо от года его постройки.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным оспариваемого пункта предписания о необходимости устранения выявленных нарушений, не имеется.
Решение является законным и обоснованным. Основания для его отмены по доводам апелляционной отсутствуют.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 11 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МДОУ "Детский сад N 1 с. Корткерос" - без удовлетворения.