Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 21.05.2018 по делу N 33-2915/2018
Требование: О признании незаконной и прекращении деятельности.
Обстоятельства: Прокурор указывает, что деятельность по реабилитации наркозависимых осуществляется ответчиком с нарушением требований законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 21.05.2018 по делу N 33-2915/2018
Требование: О признании незаконной и прекращении деятельности.
Обстоятельства: Прокурор указывает, что деятельность по реабилитации наркозависимых осуществляется ответчиком с нарушением требований законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2018 г. по делу N 33-2915/2018
Судья: Шишелова Т.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:
председательствующего Нагорновой О.Н.
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 февраля 2018 года, по которому
заявление прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" о признании незаконной и прекращении деятельности удовлетворено.
Признана незаконной деятельность ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" по социальной адаптации и психологической помощи наркозависимых с круглосуточным пребыванием, осуществляемой по адресу: <Адрес обезличен>
Обязано ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" прекратить деятельность по социальной адаптации и психологической помощи наркозависимых с круглосуточным пребыванием, осуществляемую по адресу: <Адрес обезличен>.
Взыскана с ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя прокуратуры города Сыктывкара Юдина А.В., представителя Главного управления МЧС России по РК К., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сыктывкара, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР", просил признать незаконной и прекратить деятельность ответчика по социальной адаптации и психологической помощи наркозависимых с круглосуточным пребыванием, осуществляемую по адресу: <Адрес обезличен>.
В обоснование требований указал, что деятельность по реабилитации наркозависимых осуществляется Обществом с нарушением обязательных санитарно-эпидемиологических требований, требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, а также в области технических регламентов к хранению медицинских препаратов и обращению медицинских изделий, что создает опасность причинения вреда в будущем.
В суде представитель прокуратуры г. Сыктывкара на требованиях настаивал.
Представители ответчика ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР", третьего лица ТО Росздравнадзора, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР", ссылаясь на то, что общество является единственной организацией в Республике Коми, которая осуществляет социально-значимую деятельность по социальной адаптации наркозависимых. Принятое судом решение о прекращении деятельности общества является чрезмерной мерой и не соответствует степени выявленных нарушений, которые носят устранимый характер. В данном случае контролирующий орган был вправе выдать обществу предписание с установлением разумных сроков для устранения выявленных нарушений.
Прокуратура г. Сыктывкара представила в суд возражение на апелляционную жалобу.
Проверив законность решения суда в порядке
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, проведенной прокуратурой г. Сыктывкара проверкой установлено, что ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" на основании договора аренды от <Дата обезличена>, заключенного с Д. (арендодатель), занимает нежилые помещения общей площадью 330,6 кв. м, расположенные на 1 и 2 антресольном этаже бытового корпуса технологического цеха (Лит. К) по адресу: <Адрес обезличен>, номера на поэтажном плате - 1 этаж N 18, 19, 2 этаж - N 2-19, антресоль N 1 (далее по тексту - Центр), на базе которых осуществляет деятельность по социальной адаптации и психологической помощи наркозависимых с круглосуточным пребыванием по программе реабилитации "Ключи".
При этом ответчик не включен в реестр негосударственных организаций, осуществляющих в Республике Коми комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
В то же время основным видом деятельности ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" является деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки; дополнительными видами деятельности является деятельность больничных организаций, деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам и т.д.
Услуги по реабилитации наркозависимых оказываются ответчиком с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований, требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и в области технических регламентов к хранению медицинских препаратов и обращению медицинских изделий.
Так, в нарушение обязательных требований Санитарных
Правил 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организацией социального обслуживания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 69, в Центре: отсутствуют помещение медицинского обслуживания, изолятор, помещение или шкаф для хранения уборочного инвентаря, прачечная или централизованная стирка постельного белья в других прачечных (пункты 3.2, 3.9, 6.3, 6.6); в спальной комнате размещается более 6 человек (пункт 3.5); потолки выполнены из подвесных панелей, исключающих уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфицирующих средств (пункт 5.1); устройство, содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, условий и технологии изготовления блюд, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом столовой, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению обязательной документации (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания, установленным настоящими Санитарными Правилами (пункт 7.1); отсутствуют маркировка уборочного инвентаря, а также медицинские карты на поступающих граждан со сведениями о результатах обследования на туберкулез, результатах лабораторных исследований на группу возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов, дифтерию, инфекций, передающихся половым путем, профилактических прививках и справку об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту проживания в течение 21 дня до поступления в Центр (пункты 8.9, 8.14).
В нарушение обязательные требования Санитарных
Правил 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 ноября 2001 года N 31: ориентация, размещение производственных и складских помещений, их планировка и оборудование в Центре не обеспечивают соблюдение ответчиком требований санитарного законодательства, технологических регламентов производства, качество и безопасность готовой продукции (пункт 2.3); в производственных помещениях Центра отсутствует приточно-вытяжная механическая вентиляция (пункт 4.4); объемно-планировочные и конструкторские решения помещений Центра не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала (пункт 5.1); набор и площади помещений не соответствуют мощности организаций и не обеспечивают соблюдение санитарных правил и норм (пункт 6.2); отсутствуют условия для мытья кухонной и столовой посуды (пункты 6.14, 6.16); на момент проверки в обращении находились продукты без ветеринарных справок и маркировки (пункт 7.8); отсутствуют договора на дезинфекцию и дератизацию со специализированными организациями (пункт 12.2); пищу готовят сами пребывающие в Центре лица, не имеющие личных медицинских книжек, не проходившие гигиеническую подготовку, требования и правила личной гигиены не соблюдаются (раздел XIII); в Центре не организован производственный контроль (пункт 14.1).
В нарушение
части 5 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака",
статьи 5 Требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 мая 2014 года N 214н, в Центре отсутствует знак о запрете курения.
Обществом не соблюдаются обязательные к исполнению требования
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390: в Центре при эксплуатации эвакуационного пути (вторая лестничная клетка на уровне первого этажа) допущено устройство подъемно-опускной двери без возможности вручную открыть ее изнутри и заблокировать в открытом состоянии
(подпункт "а" пункта 36); допущено размещение на путях эвакуации (на лестничных площадках и маршах лестниц в обоих лестничных клетках) различных материалов, оборудования, мебели и верхней одежды
(подпункт "б" пункта 36); в административных и общественных помещениях Центра, а также в местах размещения технологических установок не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (подпункт "б" пункта 6); на лестничной клетке обустроена кладовая (подпункт "к" пункта 23); в спальной комнате допущено устройство производственного помещения с применением взрывоопасных веществ - газового оборудования системы отопления помещений, кроме того в этом помещении хранится оборудование и другие бытовые предметы, санитарные средства (пункты 23, 90 Правил); Центр, как объект защиты, не обеспечен огнетушителями (пункт 70); в Центре не обеспечено исправное состояние установки противопожарной защиты, в помещении раздевалки демонтирован (снят) дымовой пожарный извещатель автоматической установки пожарной сигнализации (пункт 61); помещения Центра, приспособленные для временного пребывания людей, не обеспечены планами эвакуации на случай пожара (пункт 89).
Кроме того, ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" допущены нарушения требований
статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 5.3.11 Санитарных Правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходу": занимаемый Центром второй этаж здания, предназначенный для временного пребывания людей (рассчитан на 21 койко-место), не обеспечен двумя эвакуационными выходами.
В нарушение
статьи 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращениях лекарственных средств" и
пункта 7 раздела III Правил хранение лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 года N 706н, кабинет директора ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР", где осуществляется оборот лекарственных средств (в части их хранения и применения), не оснащен приборами регистрации параметров воздуха.
В нарушение Правил хранения лекарственных средств в Центре шкаф, полки в нем, предназначенные для хранения лекарственных средств, не идентифицированы с помощью стеллажной карты
(пункт 10 раздел III); не ведется учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности
(пункт 11 раздела III); не обеспечены условия хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия влаги, воздействия повышенной температуры (пункт 8 разделе III).
Помимо вышеуказанного, в <Дата обезличена> года в ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" проходил реабилитацию несовершеннолетний К.., образовательный процесс для несовершеннолетнего в период его пребывания в Центре организовывался сотрудниками ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР", которые самостоятельно брали задания для несовершеннолетнего в образовательном учреждении.
За допущенные нарушения ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" постановлением ТО Росздравнадзора по РК <Номер обезличен> от <Дата обезличена> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч....
КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из того, что осуществление ответчиком деятельности с нарушением обязательных требований создает опасность причинения в будущем вреда жизни и здоровью проходящих адаптацию в Центре граждан, что является достаточным основанием для признания незаконной и прекращении деятельности ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" по социальной адаптации и психологической помощи наркозависимых с круглосуточным пребыванием, осуществляемой по адресу: г. <Адрес обезличен>.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.
В целях реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту государство привлекает к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медицинской реабилитации и социальной реабилитации больных наркоманией негосударственные организации.
Негосударственные организации, деятельность которых связана с осуществлением комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, должны быть включены в реестр таких организаций. Для включения в реестр организации проходят квалификационный отбор.
Согласно
статье 1,
40 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" реабилитация больных наркоманией - комплекс мероприятий медицинского, психологического и социального характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных вследствие потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача функций пораженного органа либо системы организма и (или) компенсацию утраченных функций, а также максимально возможное восстановление и (или) формирование социальных навыков и навыков психологической устойчивости.
В соответствии с
пунктом 3.1 Национального стандарта ГОСТ Р 54990-2012 "Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 года N 327-ст реабилитационные социальные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя включает в себя действия реабилитационных учреждений по проведению совокупности медицинских, психологических, воспитательных, педагогических, социально-психотерапевтических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления психоактивных веществ, а также на избавление вышеуказанных лиц от патологической зависимости от психоактивных веществ, восстановление их личности и социального статуса, преобразование и восстановление мировоззрения этих лиц, направленного на соблюдение здорового образа жизни. Под ресоциализацией понимается возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде, восстановление социального и личностного статусов, реинтеграцию и востребованность в обществе.
Реабилитационные социальные услуги предоставляются комплексно, последовательно и непрерывно (
пункты 4.5 и
4.7 ГОСТ Р 54990-2012).
В силу
статьи 15 Конституции Российской Федерации при осуществлении деятельности по комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, негосударственная организация обязана соблюдать
Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты.
Согласно положениям
статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием.
Статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность запрета деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем
(пункт 1), и прекращения производственной деятельности, в результате осуществления которой причинен вред, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом
(пункт 2).
Указанные положения Гражданского
кодекса Российской Федерации выполняют предупредительную функцию и направлены, в частности, на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение возможного причинения вреда имуществу физических и юридических лиц.
Согласно
абзацу 2 пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
По делу достоверно установлено и ответчиком не оспаривается, что деятельность по социальной адаптации и психологической помощи наркозависимых с круглосуточным пребыванием в Центре осуществляется ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР", не включенным в соответствующий реестр негосударственных организаций, с нарушением указанных выше обязательных к выполнению санитарно-эпидемиологических требований, требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и в области технических регламентов к хранению медицинских препаратов и обращению медицинских изделий, что создает опасность и угрозу причинения вреда жизни и здоровью лиц, пребывающих на территории Центра.
Так как существует опасность причинения вреда в будущем, решение суда о прекращении деятельности ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" по социальной адаптации и психологической помощи наркозависимым с круглосуточным пребыванием в Центре по адресу: <Адрес обезличен>, является правомерным.
Указанный вывод суда не противоречит общественным интересам, поскольку лица, относящиеся к категории наркозависимых, не лишены возможности получить наркологическую помощь, включающую в себя, в том числе мероприятия социального характера, в иных государственных и медицинских учреждениях.
Учитывая, что реабилитационные социальные услуги предоставляются непрерывно и продолжение осуществления ответчиком деятельности по социальной адаптации и психологической помощи наркозависимым при наличии выявленных нарушений может в любой период времени повлечь причинение вреда жизни и здоровью лиц, пребывающих на территории Центра, а доказательства устранения отмеченных нарушений суду не представлены, доводы апелляционной жалобы о том, что нарушения являются устранимыми, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и подлежат отклонению как несостоятельные.
При рассмотрении спора судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Принимая во внимание, что вынесенное по делу решение было постановлено судом в соответствии с требованиями материального и процессуального закона, руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "КЛЮЧИ.СЫКТЫВКАР" - без удовлетворения.