Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 18.05.2017 по делу N 33-2928/2017
Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы. Истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако ему было отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 18.05.2017 по делу N 33-2928/2017
Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы. Истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако ему было отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. по делу N 33-2928/2017г.
Судья Автушин Ф.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре К.,
рассмотрев в судебном заседании 18 мая 2017 года дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2017 года, по которому
признано незаконным решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 09 ноября 2016 года N 4 в части отказа С. в постановке на учет в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснение представителя УФСИН России по РК Г., истца С., судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, требования обосновывает тем, что более 10 лет проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, 13 октября 2016 года обратился в адрес УФСИН России по РК с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, 11 ноября 2016 года получил выписку из протокола N 4 от 09 ноября 2016 года об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ, полагает данный отказ незаконным, поскольку он имеет право на получение данной выплаты.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель УФСИН России по РК, указывая на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, в том числе при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
пункт 6 статьи 4 Закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что С. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 30 ноября 2004 года, общая продолжительность службы в календарном исчислении по состоянию на 30 сентября 2016 года составляет более 13 лет, в льготном исчислении более 19 лет.
13 октября 2016 г. С. обратился к врио начальника УФСИН России по РК с заявлением (рапортом) о принятии его с составом семьи 3 человека (он и двое несовершеннолетних детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", представив необходимый пакет документов.
Решением комиссии УФСИН по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, оформленным протоколом от 09 ноября 2016 года N 4 истцу отказано в постановке на учет в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Намеренным ухудшением жилищных условий, по мнению комиссии, явились действия истца по снятию 09.07.2016 г. с регистрационного учета сына Романа, <...> года рождения по адресу: <Адрес обезличен> (... кв. м), где зарегистрирована супруга истца и ей принадлежит ... доля в праве общей собственности, и регистрация ребенка по адресу: <Адрес обезличен> (... кв. м), где истцу на праве собственности принадлежит ? доли.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, руководствовался приведенными выше нормами права, и исходил из того, что действия истца по снятию ребенка с регистрационного учета не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий, данное обстоятельство С. не скрывал при подаче документов для получения ЕСВ. Кроме того, установленное обстоятельство не влияло на возникновение у С. права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, поскольку истец обеспечен площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров, что дает ему право на получение указанной социальной выплаты.
Судебная коллегия, исходя из обстоятельств данного конкретного спора, полагает возможным согласиться с выводом суда об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Отказывая в принятии С. на учет, комиссия УФСИН России по РК указала на
п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и
пп. "б" п. 15 постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
В соответствии с
п. 1 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ вселение в жилое помещение супруги и несовершеннолетнего ребенка сотрудника не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из материалов дела следует, что в жилом помещении общей площадью ... кв. м по адресу: <Адрес обезличен>, где истцу принадлежит ? доли в праве, было зарегистрировано 9 человек, в том числе истец и его сын Вадим, <Дата обезличена> года рождения, то есть на каждого зарегистрированного приходилось по 6,41 кв. м. После регистрации истцом в жилом помещении сына Романа, <Дата обезличена> года рождения (09.07.2016 г.) на каждого зарегистрированного приходится по 5,77 кв. м.
Ранее сын истца Роман был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью ... 1 кв. м по адресу: <Адрес обезличен>, где супруге истца принадлежит ... доля в праве общей собственности, а ... доли принадлежит ее матери. В жилом помещении было зарегистрировано три человека, включая двух собственников и ребенка. С 09.07.2016 года сохраняют регистрацию два человека - собственники жилого помещения.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и
пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты N 369 предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 названного закона, в том числе супруги и несовершеннолетние дети.
Согласно
пункту 11 Правил N 369 при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной
нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Таким образом, при определении уровня обеспеченности С. и членов его семьи, претендующих на получение единовременной социальной выплаты, до снятия с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка, должна была учитываться суммарная общая площадь обоих жилых помещений с учетом всех лиц, которые зарегистрированы и соответственно имеют право пользования жилым помещением. При таком расчете на каждого зарегистрированного приходится по 9,06 кв. м общей площади, то есть С. является нуждающимся в жилом помещении.
Действия С. по вселению несовершеннолетнего сына в свое жилое помещение в силу
п. 1 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий. Факт совместного проживания истца и его сына до регистрации в одном жилом помещении ответчиком не оспаривался, а положения Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и Правила N 369 не содержат в качестве обязательного условия наличие регистрации по месту жительства сотрудника и членов его семьи, претендующих на получение единовременной социальной выплаты, по одному адресу.
Следовательно, одного факта снятия несовершеннолетнего ребенка с регистрационного учета по месту жительства матери и его регистрация по другому адресу по месту жительства отца, не достаточно в данном случае для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий, при котором сотруднику может быть отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по нормам Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, все обстоятельства были предметом обсуждения в суде первой инстанции, других доказательств суду не представлено, никаких нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.