Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.12.2020 N 88-18265/2020 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Суда Ненецкого автономного округа от 27.05.2020 N 33-61/2020 по делу N 2-93/2020
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по выплате надбавки за особые условия службы; 2) Об обязании установить надбавку.
Обстоятельства: Истец занимает штатную должность, исполнение обязанностей по которой предусматривает выплату надбавки, установленной приказами МЧС России от 11.04.2013 N 242 и от 11.12.2019 N 738.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.


Апелляционное определение Суда Ненецкого автономного округа от 27.05.2020 N 33-61/2020 по делу N 2-93/2020
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по выплате надбавки за особые условия службы; 2) Об обязании установить надбавку.
Обстоятельства: Истец занимает штатную должность, исполнение обязанностей по которой предусматривает выплату надбавки, установленной приказами МЧС России от 11.04.2013 N 242 и от 11.12.2019 N 738.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

СУД НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2020 г. N 33-61/2020 г.
УИД 83RS0001-01-2019-001907-58
Судья: Яровицына Д.А. Дело N 2-93/2020
Докладчик: Селезнев С.С.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Гомола С.Н.,
судей Селезнева С.С. и Коноваловой С.П.,
при секретаре судебного заседания В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 4 февраля 2020 г., которым удовлетворено исковое заявление Б. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу о возложении обязанности установления надбавки и взыскании задолженности.
Взыскана с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу в пользу Б. надбавка за особые условия службы в размере 197989 рублей 11 копеек.
На Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу возложена обязанность установить с 1 января 2020 г. Б. надбавку за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада.
Заслушав доклад судьи Селезнева С.С., объяснения представителей ответчика А. и Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Б., полагавшего решение суда оставить без изменения судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу (далее - ГУ МЧС России по НАО) о возложении обязанности установления надбавки, взыскании задолженности, мотивировав свои требования тем, что проходит службу в ГУ МЧС России по НАО, занимая с 15 апреля 2015 г. должность заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) - начальника отдела организации оперативной службы (Центра управления в кризисных ситуациях - ЦУКС). Указывает, что ответчик в нарушение приказов МЧС России от 11 апреля 2013 г. N 242 и от 11 декабря 2019 г. N 738 не производит ему выплату ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада, которая установлена для сотрудников замещающих штатные должности в Центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. 17 октября 2019 г. он обратился к начальнику ГУ МЧС России по НАО с рапортом, в котором просил произвести перерасчет заработной платы и выплатить надбавку, однако ответа до настоящего момента не получил. Просил взыскать в свою пользу невыплаченную с 17 октября 2016 г. по 31 декабря 2019 г. надбавку к должностному окладу в сумме 197989 рублей 11 копеек, а также возложить на ответчика обязанность установить ему с 1 января 2020 г. надбавку в размере 10 процентов должностного оклада.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик ГУ МЧС России по НАО. В апелляционной жалобе начальник ГУ МЧС России по НАО И. просит отменить решение, как незаконное и необоснованное, полностью отказать в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что истец Б. занимает должность в Центре управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ГУ МЧС России по субъекту РФ, сотрудники которого имеют право на получение ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада. Указывает, что суд не принял во внимание тот факт, что до 1 января 2020 г. Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации являлись самостоятельными юридическими лицами и в состав Главных управлений МЧС России по субъектам РФ не входили. Отмечает, что в соответствии с действующим законодательством прохождение службы в Центрах управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по субъектам РФ означает исполнение обязанностей по одной из штатных должностей данных центров, для которых конкретные размеры окладов денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы, установлены постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2013 г. N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы". Проводя сравнительный анализ размеров должностных окладов сотрудников ЦУКС по субъектам Российской Федерации и сотрудников ГУ МЧС России по субъектам РФ, указывает, что отдел организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях) ГУ МЧС России по НАО является подразделением Главного управления и имеет похожее название - ЦУКС, которое лишь свидетельствует о принадлежности данного отдела к органам повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. В отличие от подразделения, в котором работает истец, Центр управления в кризисных ситуациях субъекта Российской Федерации должен быть отдельным юридическим лицом, с соответствующей штатной структурой. Только при указанных условиях, по мнению ответчика, сотрудники ЦУКС, в том числе истец, имеют право на получение надбавки за особые условия работы.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Б. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу ответчика без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Правоотношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, регламентированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Согласно ч. ч. 3, 6 ст. 2 данного Федерального закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты, которые устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач (п. 17 ст. 2 Федерального закона N 283-ФЗ).
Во исполнение данного закона издан приказ МЧС России от 11 апреля 2013 г. N 242 "О ежемесячной надбавке за особые условия военной службы военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России и за особые условия службы сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", согласно п. 4 приложения N 3 которого (в редакции N 3 от 26 мая 2015 г.) сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, замещающим штатные должности в центрах управления в кризисных ситуациях региональных центров и центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (кроме штатных должностей, замещаемых в Центре управления в кризисных ситуациях Центрального регионального центра, Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве и Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области), выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада.
С 10 января 2020 г. данный приказ утратил силу в связи с изданием приказа МЧС России от 11 декабря 2019 г. N 736, утвердившего перечень должностей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, исполнение обязанностей службы по которым предусматривает прохождение службы в иных особых условиях службы, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеры надбавки по этим должностям согласно приложению.
Согласно п. 2 указанного Перечня, сотрудникам, замещающим штатные должности в центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (кроме штатных должностей, замещаемых в Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве и Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области), сохранена выплата ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Б. требования о взыскании задолженности по выплате ежемесячной надбавки за особые условия службы и о возложении обязанности установления надбавки, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик обязан выплачивать истцу указанную надбавку, поскольку он назначен работодателем и занимает штатную должность начальника отдела организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях) ГУ МЧС России по НАО, исполнение обязанностей службы по которой предусматривает выплату такой надбавки, установленной приказами МЧС России от 11 апреля 2013 г. N 242 и от 11 декабря 2019 г. N 738.
Данные выводы суда являются правильными, поскольку они основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильно примененных нормах действующего законодательства.
В соответствии с ч. 3, п. "в" ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794, постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на региональном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведения селекторного совещания МЧС России, оформленного протоколом от 2 февраля 2015 г. N 9-ВВ, принято решение о создании и оснащении центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по НАО, о чем издана директива МЧС России от 6 февраля 2015 г. N 47-16-3.
Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий П. и Губернатором Ненецкого автономного округа К. утвержден план реализации мероприятий по созданию центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по НАО.
В соответствии с указанной директивой, Северо-Западным региональным центром МЧС России в штатное расписание ГУ МЧС России по НАО внесены изменения, согласно которым в составе управления создан отдел организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях) и введены штатные должности данного подразделения, в том числе должность заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) - начальника отдела.
Приказом заместителя начальника регионального центра (по защите, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций) Северо-Западного регионального центра МЧС России от 9 апреля 2015 г. N 21-НС на указанную должность назначен Б.
Приказом начальника ГУ МЧС России по НАО от 10 апреля 2015 г. N 70 утверждено Положение об отделе организации оперативной службы ГУ МЧС России по НАО (Центр управления в кризисных ситуациях), которым предусмотрено, что созданное подразделение является органом повседневного контроля на региональном уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи и режим функционирования отдела, закрепленные в указанном Положении, соответствуют требованиям Наставления по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России, утвержденного заместителем Министра МЧС России 25 декабря 2012 г.
В рапорте начальника ГУ МЧС России по НАО М. от 15 апреля 2015 г. указано, что во исполнение поручения Министра МЧС России и плана реализации мероприятий по созданию ЦУКС, на территории Ненецкого автономного округа был создан и готов к работе центр управления в кризисных ситуациях.
Проанализировав указанные документы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на территории Ненецкого автономного округа, во исполнение директивы Министра МЧС России создан центр управления в кризисных ситуациях, в связи с чем истец Б., занимающий штатную должность заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) - начальника отдела организации оперативной службы (Центра управления в кризисных ситуациях), имеет право на получение ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада, предусмотренной приказами МЧС России от 11 апреля 2013 г. N 242 и от 11 декабря 2019 г. N 738.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии на территории Ненецкого автономного округа центра управления в кризисных ситуациях и создании отдела организации оперативной службы, опровергаются вышеприведенными материалами дела.
Ссылка представителя ответчика на несоответствие созданного в ГУ МЧС России по НАО отдела структуре центров управления в кризисных ситуациях, предусмотренной Типовым штатным расписанием, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2005 г. N 1027, опровергается положениями данного документа, в примечаниях которого указано на его рекомендательный характер, а также на то, что количество должностей центра определяется исходя из возложенных на него задач, отдельные структурные подразделения и должности могут не вводиться в штатное расписание.
Как следует из объяснений представителя ответчика Н. и предоставленной ею справки, решение о создании отдела организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях), его наименовании и его структуре, а соответственно, о внесении изменений в штатное расписание было принято уполномоченными должностными лицами МЧС России.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 4 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.ГОМОЛА
Судьи
С.С.СЕЛЕЗНЕВ
С.П.КОНОВАЛОВА