Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.09.2014 N 33-15243/2014 по делу N 2-636/2014
Требование: О признании неправомерным решения об отказе включить в сводный список граждан - участников жилищной подпрограммы для обеспечения жилищным сертификатом.
Обстоятельства: Истец ссылается на ограничение права на жилищное обеспечение как уволенного сотрудника МЧС РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у истца и членов его семьи не возникло право на получение жилищной льготы до 1 марта 2005 года, с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы он не обращался.


Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.09.2014 N 33-15243/2014 по делу N 2-636/2014
Требование: О признании неправомерным решения об отказе включить в сводный список граждан - участников жилищной подпрограммы для обеспечения жилищным сертификатом.
Обстоятельства: Истец ссылается на ограничение права на жилищное обеспечение как уволенного сотрудника МЧС РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у истца и членов его семьи не возникло право на получение жилищной льготы до 1 марта 2005 года, с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы он не обращался.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. N 33-15243/2014
Судья: Емельяненко Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Зарочинцевой Е.В.
судей Параевой В.С., Александровой Ю.К.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2014 года по делу N 2-636/14 по иску К. к Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании неправомерным решения об отказе включить в сводный список граждан - участников подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на обеспечение жилищным сертификатом в 2013 году.
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В., выслушав объяснения представителя ответчика - <...>, судебная коллегия
установила:
К. обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным иском, откуда дело поступило в Калининский районный суд Санкт-Петербурга в порядке пункта 3 части 2 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что <дата> уволен из рядов ГПС МЧС России с должности заместителя начальника Специализированного управления ФПС N 48 МЧС России по достижении предельного возраста, выслуга составила 29 лет.
Решениями жилищной комиссии ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" от 05.05.2010 года заявитель в составе семьи с супругой признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В связи с изложенным К. обратился с рапортом в ФКУ "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о включении его с членами семьи в список граждан - участников подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
<дата> в адрес заявителя поступил ответ из ФКУ "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" N 1-9-2-81 от 06.02.2013 года, в котором указывалось, что поскольку К. до 01.03.2005 не принят на учет нуждающихся в получении жилой площади в системе МЧС, вопрос об обеспечении его жильем не может быть рассмотрен положительно.
Данный отказ заявитель считает неправомерным по следующим основаниям.
Порядок учета сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подлежащих увольнению со службы и уволенных со службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства определен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас и отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 0.09.1998 года N 1054.
Согласно п. 12 указанных Правил ведение учета военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства осуществляется территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющих функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
В своем ответе ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" ссылается на то обстоятельство, что после 01.03.2005 года в соответствии с Приказом МЧС России N 5 от 12.01.2012 года жилищное обеспечение сотрудников Федеральной противопожарной службы осуществляется в виде предоставления им только жилых помещений специализированного жилого фонда на период прохождения службы в МЧС России. Таким образом, тот факт, что К. совместно с членами семьи состоит в очереди на улучшение жилищных условий в системе МЧС не принят во внимание.
Однако, в п. 26 вышеназванных Правил указаны основания снятия с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы:
"а) заключение после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) войсковой части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
в) снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выезда в другое постоянное место жительства;
г) решение жилищной проблемы;
д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Правил;
е) выявление в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений".
По мнению заявителя, ни одно из указанных оснований не может быть применено для его исключения вместе с членами семьи из списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153, выдачу сертификатов осуществляют, в том числе и гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 указанных Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
В подпункте "а" пункта 5 данных Правил указано, что к одной из категорий лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы, являются сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 03.03.2014 года суд признал незаконным решение Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" об отказе включить в сводный список граждан - участников подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на обеспечение жилищным сертификатом в 2013 году - К. с членами его семьи: <...>
Этим же решением суд обязал Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" включить в сводный список граждан - участников подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на обеспечение жилищным сертификатом в 2014 году - К. с членами его семьи: <...>
В апелляционной жалобе ответчик просит решение районного суда отменить, считает его необоснованным, противоречащим нормам материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно материалам дела, полковник внутренней службы К. проходил службу в должности заместителя начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России", уволен <дата> по достижении предельного возврата пребывания на службе, на <дата> выслуга составила в календарном исчислении 29 лет 5 месяцев 22 дня.
Согласно справке администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области К. с семьей в составе супруги состоит с <дата> в очереди на учете на улучшение жилищных условий.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Специального управления ФПС N 48 МЧС России К. с семьей в составе супруги состоит с <дата> в очереди на учете в качестве участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
К. обратился с рапортом в ФКУ "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о включении его с членами семьи в список граждан - участников подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
<дата> в адрес заявителя поступил ответ из ФКУ "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" N 1-9-2-81 от 06.02.2013 года, в котором указывалось, что поскольку <...> до 01.03.2005 не принят на учете нуждающихся в получении жилой площади в системе МЧС, вопрос об обеспечении его жильем не может быть рассмотрен положительно.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства от 21.03.2006 года N 153, установив отсутствие препятствий для участия истца в подпрограмме программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", пришел к выводу о включении истца в сводный список на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", и, как следствие, право на получение субсидий в форме государственного жилищного сертификата по месту службы.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившим в законную силу 01.03.2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, отсутствие права у ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" принимать истца на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства РФ.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Вступившим в силу с 01.03.2005 года Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм ст. ст. 49, 51 - 52 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, предоставление жилья на условиях социального найма, сотрудникам ГПС МЧС России, после 01.03.2005 года, законодательными актами, не установлено.
Приказом МЧС России N 5 от 12.01.2012 года "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" предусмотрен порядок принятия на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях, и предоставление им служебных жилых помещений.
В соответствии с данным Приказом право состоять на учете, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, сохраняют сотрудники ФПС, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Указом Президента Российской Федерации от 28.06.1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Соответственно, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в соответствии с действующим законодательством занимается учетом в системе МЧС России сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений, предоставлением им указанных жилых помещений, а также учетом сотрудников, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам.
Истцом не оспаривается факт того, что до 01.03.2005 года он с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы не обращался.
При таком положении оснований для вывода о том, что отказ ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в постановке истца с членами его семьи на учет, нуждающихся в жилых помещениях, нарушает его конституционные, жилищные права истца не имеется.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что у К. и членов его семьи возникло право на получение льготы до указанного периода, судебная коллегия полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исходя из того, что отказ ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не противоречит положениям названных нормативных правовых актов, а, следовательно, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
01.01.2013 года вступил в силу Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Названная норма права также связывает обязанность по предоставлению жилого помещения с фактом принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01.03.2005 года и именно названным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
К. при наличии оснований, не лишен права на реализацию указанной социальной гарантии.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2014 года отменить, принять новое решение.
К. в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании неправомерным решения об отказе включить в сводный список граждан - участников подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на обеспечение жилищным сертификатом в 2013 году отказать.