Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.06.2020 N 33а-5833/2020 по делу N 2а-5205/2019
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Жилищная инспекция в пределах полномочий вынесла в отношении товарищества собственников жилья предписание об устранении нарушений жилищного законодательства, поскольку мусоропровод в многоквартирном доме не оборудован встроенным автоматическим огнеотсекателем, исключающим проникновение горючих газов в ствол мусоропровода при возникновении пожара в мусоросборной камере.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.06.2020 N 33а-5833/2020 по делу N 2а-5205/2019
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Жилищная инспекция в пределах полномочий вынесла в отношении товарищества собственников жилья предписание об устранении нарушений жилищного законодательства, поскольку мусоропровод в многоквартирном доме не оборудован встроенным автоматическим огнеотсекателем, исключающим проникновение горючих газов в ствол мусоропровода при возникновении пожара в мусоросборной камере.
Решение: Отказано.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2020 г. N 33а-5833/2020
Судья: Кузьмина О.В.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.,
судей Ивановой Ю.В., Стаховой Т.М.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-5205/2019 по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "<...>" на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 ноября 2019 года по административному иску товарищества собственников жилья "<...>" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - М. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
товарищество собственников жилья "<...>" (далее - ТСЖ "<...>") обратилось в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания от <дата> N..., которым на товарищество собственников жилья возложена обязанность устранения нарушений жилищного законодательства.
В обоснование поданного в суд административного иска представитель ТСЖ "<...>" ссылался на то обстоятельство, что оспариваемое предписание, выданное по результатам проведенной в отношении товарищества проверки, составлено в отсутствие на то законных оснований, поскольку находящийся в управление ТСЖ "<...>" многоквартирный дом <адрес> спроектирован в 1980-х годах, построен и введен в эксплуатацию в 1994 году, в связи с чем, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению при рассмотрении вопроса о техническом состоянии инженерных сетей дома, носят рекомендательный характер, не являются обязательными для исполнения товариществами собственников жилья.
Кроме того, по утверждению представителя ТСЖ, оснащение шибера ствола мусоропровода, установленного в мусоросборной камере, встроенным автоматическим огнеотсекателем в целях исключения проникновения горючих газов в ствол мусоропровода (нарушение, выявленное Государственной жилищной инспекцией) возможно только при капитальном ремонте либо реконструкции многоквартирного дома, поскольку данный вид работ требует изготовления и согласования нового проекта устройства мусоропровода и значительных финансовых затрат, при этом к компетенции ТСЖ проведение работ капитального характера законом не отнесено.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 20 ноября 2019 года, в удовлетворении административного иска ТСЖ "<...>" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ "<...>" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель административного истца ТСЖ "<...>" в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Согласно статьям 150 (ч. 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
ТСЖ "<...>" осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>.
Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга <дата> проведена внеплановая проверка деятельности ТСЖ "<...>", в ходе которой выявлено, что шибер мусоропровода не имеет встроенного автоматического огнеотсекателя для исключения проникновения горючих газов в ствол мусоропровода при возникновении пожара в мусоросборной камере, что не соответствует требованиям подпункта "в" пункта 5.9.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (л.д. 17-22).
По результатам проведенной проверки Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга ТСЖ "<...>" выдано предписание N... от <дата>, в котором на управляющую компанию возложена обязанность принятия мер к устранению выявленных нарушений в срок до <дата> (л.д. 6-7).
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга является законным, вынесено в пределах полномочий Государственной жилищной инспекции, порядок принятия оспариваемого решения не нарушен.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Распоряжение Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от <дата> N... утвержден Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Таким образом, Государственная жилищная инспекции Санкт-Петербурга является органом, осуществляющим государственный надзор, имеет полномочия на проведение проверок, выдачу предписаний, в том числе содержащих требования по устранению нарушений норм жилищного законодательства, соблюдение которых обязательно для управляющей компании.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В силу пункта 2 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании и пожарной безопасности.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 5.9.1 Правил мусоропровод включает в себя клапаны, дефлектор, зачистное моюще-дезинфицирующее устройство, шибер и мусоросборную камеру с оборудованием.
Шибер мусоропровода должен иметь встроенный автоматический огнеотсекатель для исключения проникновения горючих газов в ствол мусоропровода при возникновении пожара в мусоросборной камере (подпункт "в" пункта 5.9.4 Правил).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, либо когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных этим же Федеральным законом.
В силу части 4 статьи 4 этого же Федерального закона, в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизы до дня вступления в силу соответствующих положений этого же Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкции или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержание требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечению пожарной безопасности.
В пункте 39 Приказа МЧС России от 16 марта 2007 года N 140 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введениях их в действие и применения" разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Частью 1 статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что со дня вступления данного Закона в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям этого Федерального закона.
Шибер мусоропровода, относится к системе инженерных систем дома.
Каких-либо доказательств невозможности технического переоснащения мусоропровода современными средствами, обеспечивающими более высокую степень пожарной безопасности, со стороны административного истца не представлено.
В силу части 7 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные названным Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом приведенных выше норм Жилищного кодекса Российской Федерации и предмета оспариваемого предписания, доводы административного истца о необходимости согласования собственниками помещений дома нового проекта мусоропровода, а также расходов на проведение работ по обустройству техническими средствами мусоропровода, не служат основанием для вывода о незаконности требований Государственной жилищной инспекции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 ноября 2019 года по административному делу N 2а-5205/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "<...>" - без удовлетворения.