Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.08.2018 N 33-15988/2018 по делу N 2-409/2018
Требование: Об оспаривании бездействия уполномоченного органа и отказа в постановке на учет, обязании принять на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Бывшему сотруднику уголовно-исполнительной системы отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения по причине умышленного ухудшения жилищных условий членов семьи.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.08.2018 N 33-15988/2018 по делу N 2-409/2018
Требование: Об оспаривании бездействия уполномоченного органа и отказа в постановке на учет, обязании принять на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Бывшему сотруднику уголовно-исполнительной системы отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения по причине умышленного ухудшения жилищных условий членов семьи.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2018 г. N 33-15988/2018
Судья: Никитина Я.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Селезневой Е.Н.
судей Барминой Е.А., Ягубкиной О.В.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 августа 2018 года апелляционную жалобу З. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 апреля 2018 года по гражданскому делу N 2-409/2018 по иску З. к Федеральной службе исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения комиссии об отказе в постановке на учет, обязании принять на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., выслушав объяснения истца З., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФСИН России - Б., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
З. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФСИН России о признании незаконным бездействия подкомиссии ЦФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в части непредоставления в установленный срок информации о постановке либо отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании незаконным и отмене решения комиссии ФСИН России от 15 декабря 2016 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании комиссии ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления 27 августа 2014 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 17.08.2000 года, с 10.08.2005 года в УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на должностях среднего и старшего начальствующего состава. Приказом Управления ФКУ УОДОП ФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 11 апреля N 8-лс уволен из органов уголовно-исполнительной системы по сокращению штатов с 02.06,2016 года, имеет выслугу лет в календарном исчислении - 15 лет 9 месяцев 15 дней, в льготном исчислении 21 год 2 месяца 15 дней. 27.08.2014 года, находясь в должности заместителя начальника отдела Управления ФКУ УОДОП ФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратился с рапортом в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением необходимых документов в территориальную подкомиссию УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которой принято решение о направлении пакета документов в комиссию ФСИН России.
В соответствии с
п. 16 Приказа ФСИН России от 16.10.2014 года N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений. Согласно
п. 20 указанного приказа комиссия в течение 1 месяца со дня принятия решения о постановке (снятии) сотрудника, гражданина на соответствующий учет либо отказе в постановке на такой учет уведомляет его (их) в письменном виде о принятом решении. Решением Комиссии ФСИН России от 15.12.2016 года истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с
п. 12 Правил, в связи с ухудшением жилищных условий супругой и дочерью в 2014 году. Истец полагает данное решение незаконным, поскольку действия супруги и дочери по снятию с регистрационного учета с прежнего места жительства не являются ухудшением жилищных условий.
Определением суда от 11.09.2017 года требования истца к УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным бездействия подкомиссии в части непредоставления в установленный законом срок информации о постановке на учет либо в отказе постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения выделены в отдельное производство.
Гражданское дело по иску З. к ФСИН России о признании незаконным и отмене решения комиссии об отказе в постановке на учет, обязании принять на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, передано для разрешения по подсудности, в Замоскворецкий районный суд г. Москвы.
Определением суда от 28.09.2017 года производство по гражданскому делу по иску З. к УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным бездействия подкомиссии в части непредоставления в установленный законом срок информации о постановке на учет либо в отказе постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения прекращено в связи с отказом истца от иска.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27.10.2017 года Определение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.09.2017 года отменено.
Истец с учетом уточненных требований в порядке
ст. 39 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие Комиссии ФСИН России, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения вопроса о постановке либо отказе в постановке на учет, признать незаконным и отменить решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от 15.12.2016 года, обязать поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления с 27.08.2014 года, взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 900 рублей.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 апреля 2018 г. в удовлетворении исковых требований З. отказано.
В апелляционной жалобе истец З. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявляли. При таких обстоятельствах, в соответствии со
ст. 167,
ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что этот Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (
часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.08.2014 года З. обратился с рапортом в УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи: он, супруга З.Ю.В., дочь З.П.А.
15.12.2016 года комиссией ФСИН России вынесено решение об отказе З. в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в связи с ухудшением жилищных условий супругой и дочерью в 2014 году.
При подаче рапорта были представлены документы, в соответствии с которыми комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения были установлены следующие обстоятельства.
Истец с 05.02.2007 года, супруга истца с 13.05.2014 года, дочь истца с 13.05.2014 года по настоящее время зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, в комнате в 22 комнатной коммунальной квартире, где истцу на праве собственности принадлежит 148/3512 долей в праве собственности на указанное жилое помещение.
Супруга истца с 20.11.2007 года по 13.05.2014 года, а дочь истца с 30.03.2011 года по 13.05.2014 года имели постоянную регистрацию по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение, общей площадью 32,7 кв. м, состоящее из одной комнаты, принадлежит на праве собственности К.Н.Д. - матери супруги истца, К.Н.Д. в указанном жилом помещении не зарегистрирована.
Согласно справке о регистрации (форма 9) вселение собственником - К.Н.Д. З.Ю.В. и З.П.А. в принадлежащую ей квартиру по указанному выше адресу было осуществлено в качестве членов семьи, так как при указании сведений в графе "родственные отношения" указано мать и дочь. Самим истцом не оспаривается факт проживания его супруги и дочери в квартире К.Н.Д., вселением их собственником в указанную квартиру. Таким образом, очевидно, что согласно волеизъявлению К.Н.Д. квартира предоставлена ею в пользование З.Ю.В. и З.П.А.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что члены семьи З. - его супруга З.Ю.В. и дочь З.П.А. в течение 5 лет, предшествующих подаче рапорта, совершили действия, повлекшие ухудшение их жилищных условий, в связи с чем отказ ответчика в постановке истца на учет для приобретения или строительства жилого помещения является правомерным.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что снятие супруги и дочери истца с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, где они обладали самостоятельным правом пользования жилым помещением и были обеспечены жилым помещением более 10 кв. м общей площади на человека и регистрация по месту регистрации супруга, то есть отказ от принадлежащих им жилищных прав относятся к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий семьи истца, и которые произошли в течение 5 лет, предшествующих подаче истцом рапорта 27.08.2014 года о принятии на учет для получения ЕСВ и учитывал, что перерегистрация супруги и дочери истца в районе одного населенного пункта не была связана с изменением места их проживания, поскольку из пояснений истца, данных в судебном заседании следует, что фактически супруга и дочь проживают в квартире по адресу: <адрес>.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Разрешая требования истца о признании незаконным бездействия Комиссии ФСИН России, выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения вопросов о постановке либо отказе в постановке на учет, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения данного требования, поскольку такое бездействие устранено, решение по рапорту истца принято, нарушение сроков принятия такого решения не влияет на существо принятого комиссией решения.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Само по себе то обстоятельство, что решение ФСИН России вынесено с нарушением срока не является основанием для признания его незаконным, поскольку юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора являлось выяснение того, были ли действия З.Ю.В. и З.П.А. по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащим К.Н.Д., намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы истца, выражающие несогласие с выводом суда об умышленном ухудшении жилищных условий в связи со снятием с регистрационного учета из квартиры 239 дома 6 к. 1 по улице Ветеранов в Санкт-Петербурге, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку действия сотрудника по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором они как члены семьи собственника были обеспечены общей площадью жилого помещения более 10 кв. м, а также их отказ от принадлежащих им жилищных прав, свидетельствуют об ухудшении их жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее пяти лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчиком было нарушено требование
пункта 7 правил и
пунктов 16,
20 Приказа ФСИН России N 550 в части нарушения срока рассмотрения пакета документов поданного истцом в комиссию ФСИН России не являются основанием для отмены решения суда, поскольку нарушение сроков принятия такого решения не влияет на существо принятого комиссией решения.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 апреля 2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.