Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.11.2019 N 33-23638/2019 по делу N 2-3308/2019
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования: О запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда или причиняющей вред жизни и здоровью.
Обстоятельства: По результатам прокурорской проверки установлен факт осуществления ответчиком деятельности по эксплуатации части здания в целях оказания услуг семейного парка активного отдыха на третьем этаже торгово-развлекательного комплекса, что является нарушением п. 5.42 СП 118.13330.2012 и в будущем может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья посетителей в случае возникновения пожароопасной ситуации.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.11.2019 N 33-23638/2019 по делу N 2-3308/2019
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования: О запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда или причиняющей вред жизни и здоровью.
Обстоятельства: По результатам прокурорской проверки установлен факт осуществления ответчиком деятельности по эксплуатации части здания в целях оказания услуг семейного парка активного отдыха на третьем этаже торгово-развлекательного комплекса, что является нарушением п. 5.42 СП 118.13330.2012 и в будущем может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья посетителей в случае возникновения пожароопасной ситуации.
Решение: Удовлетворено.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2019 г. N 33-23638/2019
Судья: Христосова А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Грибиненко Н.Н.
судей Князевой О.Е., Яшиной И.В.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3308/2019 по апелляционному представлению прокурора Красносельского района на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июня 2019 года по иску прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "ПЛАЗА-ПАРК" о запрещении деятельности.
Заслушав доклад судьи Грибиненко Н.Н., объяснения прокурора Амелькович Е.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителей ответчика "ПЛАЗА-ПАРК" - П., Б., представителя третьего лица ООО "Жемчужная плаза" - К., возражавших против доводов апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга, выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО "ПЛАЗА-ПАРК" о запрещении деятельности по эксплуатации части здания в виде оказания услуг семейного парка активного отдыха "Joki Joya" с кафе полного цикла.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 04 апреля 2019 года прокуратурой Красносельского района Санкт-Петербурга проведена проверка семейного парка активного отдыха "Joki Joya" ООО "ПЛАЗА-ПАРК", расположенного в торгово-развлекательном центре "Жемчужная Плаза" (далее - ТРЦ "Жемчужная Плаза") по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское ш., д. 51, лит. А. Указанной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства Парк "Joki Joya" размещен на третьем этаже здания ТРЦ "Жемчужная Плаза". Прокурор полагает, что данные обстоятельства при дальнейшем функционировании Парка "Joki Joya" с нарушением требований законодательства об обеспечении безопасного пребывания граждан в месте массового пребывания в случае совершения на его территории террористического акта, возникновения пожара или иной чрезвычайной ситуации, могут повлечь негативные последствия для жизни и здоровья посетителей, в том числе несовершеннолетних.
На основании изложенного, прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга просил запретить деятельность ООО "ПЛАЗА-ПАРК" по эксплуатации части здания, расположенной на третьем этаже и включающей в себя части NN 380, 381, 383, 384, 759, 760, 761, 762, 763, 1087, 1088, 1089, 1090, 1091, 1092, 1093, 1094, 1095, 1096, 1097, 1098, 1099, 1100, 1101, 1102 помещения 1-Н, общей площадью 1392 кв. м в ТРЦ "Жемчужная Плаза" по адресу: Санкт-Петербург, ш. Петергофское, д. 51, лит. А, в виде оказания услуг семейного парка активного отдыха "JokiJoya" с кафе полного цикла (том 1 л.д. 1-6).
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований прокурору Красносельского района Санкт-Петербурга отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционного представления, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское ш., д. 51, лит. А, расположено отдельно стоящее нежилое 5-этажное (1 подземный этаж) здание, общей площадью 92728,8 кв. м, эксплуатируемое под осуществление деятельности ТРЦ "Жемчужная Плаза".
Указанное нежилое здание введено в эксплуатацию Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, о чем 09 августа 2013 г. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 78-1208в-2013 (т. 1 л.д. 248-250).
Здание ТРЦ "Жемчужная Плаза" принадлежит на праве собственности ООО "ЖЕМЧУЖНАЯ ПЛАЗА" (т. 1 л.д. 38).
На основании договора долгосрочной аренды коммерческой недвижимости N LLA-146 от 01.01.2018, заключенного между ООО ЖЕМЧУЖНАЯ ПЛАЗА" и ООО "ПЛАЗА-ПАРК", часть указанного здания, расположенная на третьем этаже и включающая в себя части NN 380, 381, 383, 384, 759, 760, 761, 762, 763, 1087, 1088, 1089, 1090, 1091, 1092, 1093, 1094, 1095, 1096, 1097, 1098, 1099, 1100, 1101, 1102 помещения 1-Н, общей площадью 1392 кв. м, переданы в аренду ООО "ПЛАЗА-ПАРК" для размещения Парка "JokiJoya" сроком до 30.09.2023 г. (т. 1 л.д. 40-120).
04 апреля 2019 года Прокуратурой Красносельского района Санкт-Петербурга проведена проверка семейного парка активного отдыха "JokiJoya" ООО "ПЛАЗА-ПАРК", расположенного в торгово-развлекательном центре "Жемчужная Плаза" по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское ш., д. 51, лит. А. Указанной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства Парк "JokiJoya" размещен на третьем этаже здания ТРЦ "Жемчужная Плаза" (т. 1 л.д. 9-13).
Согласно пунктам 10, 11 представленного в материалы дела положительного заключения N 78-1-2-0023-13, данного Управлением государственной экспертизы СПбГАУ "Центр государственной экспертизы" 08.02.2013 г. (выводам), проектная документация соответствует заданию на проектирование, техническим условиям и Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87. Принятые проектные решения соответствуют требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности и требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Изменение проектной документации на строительство многофункционального комплекса. 1 этап строительства по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, Петергофское шоссе, участок 9 (севернее пересечения с ул. Пограничника Гарькавого <...>) соответствует и установленным требованиям (т. 2 л.д. 1-36).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку обязательное применение пункта 5.42 СП 118.13330.2012 предусмотрено лишь с 01 июля 2015 года (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"); до указанной даты действовал СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", не содержащий ограничений для размещения детской игровой зоны, то СП 118.13330.2012 должен быть применен только в случае реконструкции или капитального ремонта здания ТРЦ "Жемчужная плаза", в связи с чем, оснований для возложения в настоящее время на ответчиков обязанности разместить детскую игровую зону не выше 2 этажа не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1).
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц принят Федеральный закон от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий (часть 2 ст. 5).
Частью 1 ст. 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 2 статьи 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 635/10 утвержден и введен в действие с 01 января 2013 года Свод правил "СП 118.13330.2012" Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009".
Пунктом 5.42 СП 118.13330.2012 "СНиП" 31-06-2009" "Общественные здания и сооружения" предусмотрено, что детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода.
Указанный пункт действует в редакции приказа Минстроя России от 03 декабря 2016 года N 876/пр.
Пунктом 66 Перечня национальных стандартов и сводов правил предусмотрено, что п. 5.42 СП 118.13330.2012 подлежит обязательному исполнению в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Пункты 5.38 - 5.46 СП 118.13330.2012 "СНиП" 31-06-2009" "Общественные здания и сооружения" включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что одним из требований пожарной безопасности является эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие опасных факторов пожара.
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам предусмотрены также Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в силу частей 1, 2 статьи 89 которого эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы их зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Как следует из материалов дела по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское ш., д. 51, лит. А, расположено отдельно стоящее нежилое 5-этажное (1 подземный этаж) здание, общей площадью 92728,8 кв. м, эксплуатируемое под осуществление деятельности ТРЦ "Жемчужная Плаза".
Указанное нежилое здание введено в эксплуатацию Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, о чем 09 августа 2013 г. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 78-1208в-2013 (т. 1 л.д. 248-250).
Здание ТРЦ "Жемчужная Плаза" принадлежит на праве собственности ООО "ЖЕМЧУЖНАЯ ПЛАЗА" (т. 1 л.д. 38).
На основании договора долгосрочной аренды коммерческой недвижимости N LLA-146 от 01.01.2018 года, заключенного между ООО ЖЕМЧУЖНАЯ ПЛАЗА" и ООО "ПЛАЗА-ПАРК", часть указанного здания, расположенная на третьем этаже и включающая в себя части NN 380, 381, 383, 384, 759, 760, 761, 762, 763, 1087, 1088, 1089, 1090, 1091, 1092, 1093, 1094, 1095, 1096, 1097, 1098, 1099, 1100, 1101, 1102 помещения 1-Н, общей площадью 1392 кв. м, переданы в аренду ООО "ПЛАЗА-ПАРК" для размещения Парка "JokiJoya" сроком до 30.09.2023 г. (т. 1 л.д. 40-120).
Согласно пунктам 10, 11 представленного в материалы дела положительного заключения N 78-1-2-0023-13, данному Управлением государственной экспертизы СПбГАУ "Центр государственной экспертизы" 08.02.2013 г. (выводам), проектная документация соответствует заданию на проектирование, техническим условиям и Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87. Принятые проектные решения соответствуют требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности и требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Изменение проектной документации на строительство многофункционального комплекса. 1 этап строительства по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, Петергофское шоссе, участок 9 (севернее пересечения с ул. Пограничника Гарькавого <...>) соответствует и установленным требованиям (т. 2 л.д. 1-36).
Пунктом 5.42 СП 118.13330.2012 "СНиП" 31-06-2009" "Общественные здания и сооружения" предусмотрено, что детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода.
Данное положение направлено на обеспечение безопасного нахождения в здании и сооружении детей, в том числе безопасности их жизни и здоровья, что, в свою очередь, обеспечивает возможность своевременной эвакуации детей в случае пожара, задымления, иной ситуации, угрожающей их жизни и здоровью.
Указанный пункт действует в редакции приказа Минстроя России от 03 декабря 2016 года N 876/пр.
Следовательно, по состоянию на дату заключения договора аренды от 01 января 2018 года указанные требования действовали.
Согласно представленному в материалы дела заключению Центра государственной экспертизы от 08 февраля 2013 года, проектная документация здания соответствует требованиям технических регламентов, эпидемиологическим требованиям и пожарной безопасности. Однако, данное обстоятельство при рассмотрении указанного гражданского дела не имеет правового значения, поскольку при проектировании здания, вопрос размещения в спорных или иных частях помещений детских игровых зон, не разрешался. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N 78-1208в-2013 отсутствует указание на размещение в здании на 3 этаже детских игровых зон.
Таким образом, при заключении ООО ЖЕМЧУЖНАЯ ПЛАЗА" и ООО "ПЛАЗА-ПАРК" договора аренды от 01 января 2018 года, требования пункта 5.42 СП 118.13330.2012 учтены не были, что повлекло передачу в аренду части нежилого помещения, на которой детская игровая зона не может быть размещена в силу вышеприведенных положений закона.
В материалы дела представлено достаточно доказательств, в том числе дополнительных, принятых судом апелляционной инстанции, подтверждающих факт размещения ответчиком в арендуемых помещениях детских игровых зон.
Согласно акту проверки прокурора Красносельского района от 07 ноября 2019 года установлено размещение в помещении арендуемом ООО "Плаза Парк" (3 этаж ТРЦ "Жемчужная плаза") зоны физической активности - лабиринт, батутный комплекс, футбольная площадка, баскетбольная площадка, воздушные пушки (помещение 380). В данном помещении имеются следы от демонтажа детского игрового оборудования.
Доводы представителей ответчика о том, что данное оборудование предназначено не только для активного отдыха детей, но и взрослых, опровергается представленными в материалы дела паспортами на детское игровое оборудование, в которых указан возраст детей, для которых предназначено оборудование - от 3-х до 5-ти лет.
Кроме того, в объяснениях к акту проверки от 07 ноября 2019 года представители ответчика указали о частичном демонтаже данного оборудования, предназначенного для детей от 3-х до 5-ти лет.
Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1); если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность; суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам; отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (пункт 2).
Предусмотренное статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование направлено на защиту жизни и здоровья граждан.
Исходя из вышеуказанных норм закона, для удовлетворения иска, основанного на положениях статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения ответчика - причинителя вреда, причинную связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, в данном случае причинную связь между эксплуатацией помещений на третьем этаже торгово-развлекательного центра в целях организации детской игровой зоны и угрозой причинения вреда.
Таким образом, судебной коллегией установлено нарушение собственником и арендатором требований пункта 5.42 СП 118.13330.2012, что в будущем может повлечь опасность причинения вреда в случае возникновения пожароопасной ситуации.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что требования прокурора об устранении нарушения требований пожарной безопасности, путем запрета деятельности ООО "ПЛАЗА-ПАРК" по эксплуатации части здания, расположенного на третьем этаже и включающей в себя части NN 380, 381, 383, 384, 759, 760, 761, 762, 763, 1087, 1088, 1089, 1090, 1091, 1092, 1093, 1094, 1095, 1096, 1097, 1098, 1099, 1100, 1101, 1102 помещения 1-Н, общей площадью 1392 кв. м в ТРЦ "Жемчужная Плаза" по адресу: Санкт-Петербург, ш. Петергофское, д. 51, лит. А, связанной с размещением и эксплуатацией детских игровых зон, направлены на защиту и восстановление гражданских прав неопределенного круга лиц, в том числе и социально незащищенной группы граждан (несовершеннолетних), судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом, судебная коллегия полагает, что оснований для запрета деятельности ООО "ПЛАЗА-ПАРК" в виде оказания услуг семейного парка отдыха с кафе не имеется, поскольку размещение кафе, ресторанов на третьем этаже зданий, не противоречит действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что прокурор в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, требования к ООО "ПЛАЗА-ПАРК", удовлетворены, с общества в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции полагает возможным в силу п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять новое решение об удовлетворении иска прокурора Красносельского района, действующего в защиту неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июня 2019 года - отменить. Принять по делу новое решение.
Запретить деятельность ООО "ПЛАЗА-ПАРК" (ИНН <...>, ОГРН <...>) по эксплуатации части здания, расположенной на третьем этаже и включающей в себя части NN 380, 381, 383, 384, 759, 760, 761, 762, 763, 1087, 1088, 1089, 1090, 1091, 1092, 1093, 1094, 1095, 1096, 1097, 1098, 1099, 1100, 1101, 1102 помещения 1-Н, общей площадью 1392 кв. м в ТРЦ "Жемчужная Плаза" по адресу: Санкт-Петербург, ш. Петергофское, д. 51, лит. А, в виде размещения и эксплуатации детских игровых зон.
Взыскать с ООО "ПЛАЗА-ПАРК" государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 300 (триста) рублей.