Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.09.2014 N 33-14319/2014 по делу N 2-1692/2014
Требование: Об оспаривании решения об отказе в принятии на учет подлежащих обеспечению служебным жилым помещением, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Истец ссылается на отказ в постановке на учет нуждающихся в служебном помещении, несмотря на наличие необходимой выслуги лет на службе и отсутствие в собственности жилого помещения.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.09.2014 N 33-14319/2014 по делу N 2-1692/2014
Требование: Об оспаривании решения об отказе в принятии на учет подлежащих обеспечению служебным жилым помещением, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Истец ссылается на отказ в постановке на учет нуждающихся в служебном помещении, несмотря на наличие необходимой выслуги лет на службе и отсутствие в собственности жилого помещения.
Решение: Требование удовлетворено.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. N 33-14319/2014
Судья: Емельяненко Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Бутковой Н.А., Белоногого А.В.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 сентября 2014 года гражданское дело N 2-1692/14 по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Управления государственной экспертизой и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Северо-Западный филиал) на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2014 года по заявлению Ч.И.Г. о признании неправомерным решения Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Северо-Западный филиал) об отказе в принятии на учет подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по Санкт-Петербургу в составе семьи один человек,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения заявителя - Ч.И.Г., представителя заявителя Ч.И.Г. - Б., представителя заинтересованного лица Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением МЧС России" - Е., судебная коллегия
установила:
Ч.И.Г. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения, в котором просил признать неправомерным решение полномочной комиссии Северо-Западного филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищного обеспечения МЧС России" от <дата> (протокол N <...>) об отказе в принятии на учет подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в составе семьи один человек (сам), обязав заинтересованное лицо принять заявителя на учет подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в составе семьи один человек (он сам) с даты подачи рапорта, то есть с <дата>.
В обоснование заявленных требований Ч.И.Г. ссылался на то, что он служит в Государственной противопожарной службе МЧС России с <дата>. Выслуга в календарном исчислении составляет <...>. Жилого помещения в собственности по месту прохождения службы не имеет, а следовательно, может быть признан нуждающимся в служебном жилом помещении. Однако жилищной комиссией, рассматривавшей данный вопрос, в постановке на учет ему было неправомерно отказано.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2014 года заявление Ч.И.Г. удовлетворено.
Вынесенным решением постановлено признать незаконным и недействующим со дня принятия решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от <дата> (пункт N <...> протокола N <...>) об отказе в принятии Ч.И.Г. на учет подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в составе семьи из одного человека; признать Ч.И.Г. нуждающимся в служебном жилом помещении в составе семьи из одного человека по месту службы (Санкт-Петербург); обязать Северо-Западный филиал федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" принять (поставить) с <дата> Ч.И.Г. на учет нуждающихся в служебном жилом помещении в составе семьи из одного человека по месту службы (Санкт-Петербург).
Взыскать с Северо-Западного филиала федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в пользу Ч.И.Г. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <...>.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица просит решение суда отменить, полагает его незаконным.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решения суда оставить без изменений по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Ч.И.Г. является майором внутренней службы Государственной противопожарной службы МЧС России с <дата>.
На <дата> выслуга лет в календарном исчислении составила <...>.
<дата> заявитель обратился в полномочную жилищную комиссию Северо-Западного филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищного обеспечения МЧС России" с заявлением о признании Ч.И.Г. в составе семьи 1 человек нуждающимся в служебном жилом помещении, предоставляемом в соответствии со статьей 104 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятии на учет для обеспечения служебным жилым помещением в Санкт-Петербурге.
Решением жилищной комиссии, оформленным протоколом N <...> от <дата>, заявителю отказано в постановке на учет в связи с намеренным ухудшением им своих жилищных условий.
Также из рассматриваемого протокола N <...> следует, что стороны не спорят о том, что истец жильем в Санкт-Петербурге не обеспечен, зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217 "Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов" (вместе с "Правилами предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации") установлено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, которые не имеют жилого помещения по месту службы и которым не выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения.
Таким образом, условием предоставления служебных жилых помещений этой категории граждан является отсутствие у них в собственности или пользовании жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Из материалов дела следует, что заявитель был зарегистрирован с <дата> в <адрес>, в которой <...> комнаты принадлежат на праве долевой собственности его <...>, сам же он был вселен по данному адресу как член семьи собственника. Брак между Ч.И.Г. и Ч.Ю.Д. был расторгнут <дата>. Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> Ч.И.Г. признан утратившим право пользования вышеуказанным жилым помещением, со снятием с регистрационного учета по указанному адресу. Данное решение оспорено не было и вступило в законную силу. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что обстоятельства утраты заявителем права пользования жилым помещением носят вынужденный характер, жилого помещения в Санкт-Петербурге он не имеет. Таким образом, поскольку других оснований для отказа в признании заявителя нуждающимся в служебном жилом помещении не установлено, то отказ жилищной комиссии Северо-Западного филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищного обеспечения МЧС России" в постановке заявителя на учет нуждающихся, не может быть признан законным, а потому подлежит отмене. Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положений Приказа МЧС России от 12 января 2012 года N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированны и подробно изложены в обжалуемом решении суда. Так, в соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Возражения заинтересованного лица о том, что заявитель намеренно совершил действия для признания его утратившим право пользования жилым помещением, а следовательно и снятию с регистрационного учета, то есть умышленно ухудшил свои жилищные условия, не могут быть приняты во внимание, как не имеющие правового значения для разрешения спора. Так, в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации выяснение факта совершения гражданами с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях действий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, имеет юридическое значение лишь при решении вопроса о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилья по договору социального найма. Между тем из материалов дела следует, что Ч.И.Г. просил о принятии его на учет подлежащих обеспечению служебным помещением, порядок ведения которого регулируется приведенными выше нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом не просил поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются определенным категориям лиц (малоимущие, инвалиды, ветераны) нуждающимся в жилых помещениях. Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. В свою очередь в соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. В силу статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Таким образом, договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения. При этом возможность заключения договора найма служебного помещения не ставится в зависимость от намеренного ухудшения жилищных условий либо срока, который прошел с момента отчуждения ранее принадлежавшего такому лицу жилого помещения. На основании анализа изложенных правовых норм, судебная коллегия полагает, что выводы заинтересованного лица об утрате Ч.И.Г. права быть принятым на учет нуждающихся в жилом помещении специализированного жилого фонда в связи с совершением действий в целях намеренного ухудшения жилищных условий основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. В случае возникновения спора по поводу предоставления Ч.И.Г. жилого помещения по договору социального найма вопрос о совершении заявителем действий, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, подлежит самостоятельной оценке и разрешению в установленном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что является неправильным вывод суда о совершении заявителем последовательных и намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий и эти действия имели своей целью быть принятым на учет нуждающихся в жилом помещении специализированного жилого фонда, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции об обстоятельствах дела и представленных при рассмотрении спора доказательствах. Оснований для иной оценки судом апелляционной инстанции представленных при разрешении спора доказательств нет.
Постановленное судом решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.